Обзор обращений граждан и результаты их рассмотрения региональной энергетической комиссией — департаментом цен и тарифов Краснодарского края за I квартал 2012 года


Региональная энергетическая комиссия-департамент цен и тарифов Краснодарского края (далее РЭК-департамент) представляет результаты анализа содержания обращений граждан и юридических лиц на предмет изменения их тематики в 1 квартале 2012 года по сравнению с 4 кварталом 2011 года.

В целом РЭК-департамент отмечает, что основной тематикой обраще-ний граждан продолжают оставаться вопросы, связанные с оплатой за жилищные и коммунальные услуги.

Поскольку в соответствии с поручениями Правительства РФ админи-страцией края, краевыми и муниципальными органами власти приняты необходимые тарифные решения и проведены мероприятия по недопущению в 1 полугодии 2012 года роста цен (тарифов) как на коммунальные услуги, так и на не подлежащие государственному ценовому регулированию жилищные услуги, в 1 квартале вопросы увеличения непосредственно цен (тарифов) практически не затрагивались (жителей края интересовали, в основном, различие уровней тарифов на одни и те же услуги в разных муниципальных образованиях и увеличение стоимости оплаты за счет изменения объемов предоставления коммунальных услуг).

Так, граждан, проживающих в многоквартирном жилищном фонде, оборудованном общедомовыми приборами учета электро-, тепло-, водоснабжения, продолжает беспокоить обоснованность роста общей стоимости за счет увеличения предъявляемых к оплате объемов их потребле-ния, в том числе:

  • предъявление дополнительных объемов электро-, водоснабжения (горячего, холодного) от разницы показаний общедомового и индивидуальных приборов учета (что предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам) и правильности их распределения между потребителями;
  • высокая стоимость услуг отопления (что объективно обусловлено низкими температурами наружного воздуха в 1 квартале).

Ряд обращений граждан г. Краснодара был связан с вопросами оплаты услуг теплоснабжения с использованием автономных систем отопления и горячего водоснабжения, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. В соответствии с действующими Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за отопление и ГВС в таких случаях рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих цен на топливо и тарифов на холодную воду, используемых для производства тепловой энергии на отопление и приготовления горячей воды. При этом расходы на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем, используемых для производства тепловой энергии на отопление и производства горячей воды, включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения.

В 1 квартале имели место также обращения граждан по следующим вопросам:

1) расчетов за перепрограммирование дифференцированных по зонам суток приборов учёта электроэнергии, в связи с изменением порядка исчисления времени в РФ (отказом от перехода с летнего времени на зимнее и обратно). Действующим законодательством ответственность за приборы учета энергии возложена на их собственников, в случае с населением — на самих граждан. Они же должны отвечать за перепрограммирование данных устройств. В то же время, поскольку мероприятия по перепрограммированию непосредственно связаны с изменением федерального законодательства об исчислении времени, администрация края считает, что проведение работ должно осуществляться за счет сетевой энергоснабжающей организации без взимания дополнительных средств с потребителей, что и рекомендовано РЭК-департаментом к исполнению сетевым энергоснабжающим организациям в условиях особого порядка ценообразования на 2012 год, определенного Правительством РФ;

2) обоснованности предъявления дополнительной платы (комиссионного сбора) за прием платежей банками и иными организациями по приему платежей от населения (в частности, отделениями почтовой связи) за оказанные коммунальные услуги (в основном, за услуги, оказываемые ООО «Краснодар Водоканал»). В соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными приказом Минрегион России от 15.02.2011 № 47, из финансовых потребностей указанных организаций на 2012 год исключены расходы на оплату услуг банков и иных организаций по приему платежей, что было исполнено при установлении тарифов ООО «Краснодар Водоканал» на текущий год муниципальными органами регулирования г. Краснодара. Согласно разъяснениям Минрегион России от 12.09.2011 № 24880-ИБ/14 расходы на оплату услуг банков и иных организаций по приему платежей за коммунальные услуги оплачивают сами потребители коммунальных услуг. Для оптимизации указанных расходов потребителям необходимо рассмотреть возможность выбора альтернативной организации по приему платежей (с наименьшим комиссионным сбором либо непосредственно в кассу ресурсоснабжающей организации, когда комиссия не взимается), а также способа оплаты (наличный, безналичный, электронный). В целях недопущения социальной напряженности РЭК-департаментом в адрес глав муниципальных образований и руководителей ресурсоснабжающих организаций были направлены соответствующие рекомендации о необходимости проведения работы по стабилизации ситуации, связанной с платежами граждан за коммунальные услуги.

В 1 квартале также продолжали поступать обращения граждан по вопросам высокой стоимости работ и услуг специализированных организаций по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования (ТО ВДГО) и установки бытовых приборов учета газа (которые не подлежат государственному регулированию, стоимость исполнителями определяется самостоятельно). Учитывая, что выполнение указанных работ (услуг) является обязательными требованиями по обеспечению безопасной эксплуатации газового оборудования, а также то, что они, как правило, выполняются газораспределительными организациями- монополистами на территории их оказания, РЭК-департамент рекомендует заявителям обращаться в УФАС по Краснодарскому краю.

В целом, РЭК-департамент отмечает комплексный характер обращений граждан по вопросам предоставления жилищных и коммунальных услуг (помимо обоснованности применяемых цен (тарифов) затрагиваются проблемы их качества, правильности расчета объемов и площадей, непредставления информации, правовые вопросы деятельности управляющих организаций), в связи с чем, данные обращения в установленном законодательством порядке направляются по подведомственности в органы исполнительной власти края, местного самоуправления, а также в ряде случае правоохранительные органы.

При этом РЭК-департамент отмечает низкий уровень осведомленности заявителей-граждан в вопросах своих прав на получение и обязанностей управляющих организаций по предоставлению достоверной информации при оказании жилищных и коммунальных услуг, в связи с чем, ответы РЭК-департамента носят в значительной степени разъяснительный характер.