Обзор обращений граждан и результаты их рассмотрения региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края за 4 квартал 2011 года


Региональная энергетическая комиссия-департамент цен и тарифов Краснодарского края (далее РЭК-департамент) представляет результаты анализа содержания обращений граждан и юридических лиц за 4 квартал 2011 года и изменения их тематики по итогам года. В целом отмечается сохранение характера обращений, отражающих недовольство ростом цен (тарифов) на коммунальные услуги и не подлежащие государственному ценовому регулированию жилищные услуги управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК.

  1. Имеются ряд обращений граждан-собственников жилых помещений по ограничению роста цен (тарифов) на услуги по содержанию и текущему ремонту многоквартирных домов.
  2. В соответствии с Жилищным кодексом РФ размер платы за содержание и ремонт многоквартирного дома зависит от выбранного способа управления (непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управляющей организацией). Размер платы определяется на общем собрании собственников помещений с учетом предложений управляющей организации и (или) затрат товарищества или кооператива, и не подлежит государственному регулированию. Исключение составляют собственники, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, наниматели по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда — для них размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилья устанавливается органами местного самоуправления.

    В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 26.12.2005 № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ и некоторые законодательные акты Российской Федерации» ежегодные ограничения для жителей муниципальных образований вводятся на региональном уровне. Ограничения касаются только совокупной платы граждан за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, электро- и газоснабжение (в т. ч. поставка сжиженного газа в баллонах), отопление (в т. ч. поставка твердого топлива при наличии печного отопления) ) и в 2011 и 2012 годах составляют не более 15%.

    На правоотношения, связанные с оказанием услуг по содержанию и ремонту жилья, действие предельных индексов не распространяется.

    В ряде случаев подтверждаются факты нарушения порядка ценообразования со стороны компаний, осуществляющих управление многоквартирными домами, в части односторонних действий по увеличению платы за услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества при отсутствии решения общего собрания собственников помещений по которым РЭК-департаментом применяются административные санкции, предусмотренные ч. 2 ст. 14.6 «Нарушение порядка ценообразования» Кодекса РФ об административных правонарушениях.

  3. Как показывает практика рассмотрения обращений граждан, по прежнему затрагиваются вопросы обоснованности предъявления к оплате стоимости услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, а также платы за техническое обслуживание лифтов исходя из площади жилых помещений. Это обусловлено приведением расчетов с проживающими в соответствие с нормами действующего законодательства (ранее расчеты осуществлялись исходя из количества проживающих в жилом помещении).
  4. С учетом норм действующего законодательства (Жилищного кодекса РФ, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме) сбор и вывоз твердых бытовых отходов, расходы на содержание и ремонт лифтового оборудования многоквартирных домов являются составной частью расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме и должны входить в состав платы за жилое помещение.

    Собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество. Размер платы должен быть сформирован с учетом расходов на вывоз твердых бытовых отходов, на содержание и ремонт лифтового оборудования и приведен к квадратному метру общей площади жилого помещения.

  5. В части коммунальных услуг, помимо роста цен (тарифов) на них, в обращениях граждан продолжают затрагиваться вопросы обоснованности увеличения стоимости коммунальных услуг за счет предъявления дополнительных объемов (что предусмотрено действующими Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам) и правильности их распределения между потребителями, в частности:
    • по услугам водоснабжения и электроснабжения мест общего пользования (МОП) — от разницы показаний между общедомовыми и индивидуальными приборами учета;
    • по услуге электроснабжения МОП при отсутствии общедомового прибора учета электрической энергии — в связи с применением норматива 7 кВтч в месяц на 1 человека на работу приборов освещения МОП многоквартирного жилого дома и придомовой территории, а также автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь.
  6. Также, граждан волнует изменение размера платы за услуги теплоснабжения. Так, в жилых домах с установленными узлами учета тепловой энергии, платеж за отопление в рублях за 1 м2 отапливаемой площади является расчетной величиной и зависит от температуры наружного воздуха. При этом системы теплоснабжения регулируются с учетом температурного графика подачи тепла. Таким образом, чем температура наружного воздуха ниже, тем больше объем потребления тепловой энергии и соответственно, больше размер платы за теплоснабжение, выставляемый в квитанциях жильцам. В связи с чем, ежемесячно изменяется и сумма оплаты за отопление.
  7. Вызывает вопросы граждан существенное отличие в величинах установленных тарифов для различных поставщиков коммунальных ресурсов (услуг) в муниципальных образованиях (в частности более низкие тарифы в одних муниципальных образованиях, по сравнению с другими). Обусловлены отличия условиями деятельности каждой конкретной организации, определяющими структуру себестоимости, и как следствие, размер тарифа, а именно: объемами реализации услуг (напрямую зависящими от количества потребителей и степени развития промышленного производства), протяженности и состояния (износа) систем инфраструктуры, энергоэффективности. Для тепловой энергии существенное значение имеет вид используемого котельными топлива (стоимость природного газа ниже, чем жидкого топлива и угля), а также наличие дешевого покупного тепла от источников комбинированной выработки электрической энергии (от Краснодарской ТЭЦ в г. Краснодаре).
  8. В некоторых обращениях заявители выражают желание получить информацию по расчетам тарифов. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 № 1140 «Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии» утверждены стандарты раскрытия информации организациями коммунального комплекса. Данный документ устанавливает состав и порядок раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии. В соответствии с данным документом под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к информации неограниченного круга лиц независимо от цели получения указанной информации.
  9. Регулируемыми организациями информация раскрывается путем:

    а) опубликования в официальных печатных средствах массовой информации субъектов РФ и органов местного самоуправления;

    б) опубликования на официальном сайте регулируемой организации в сети Интернет, и (или) органа исполнительной власти субъекта РФ (органа местного самоуправления), уполномоченного осуществлять контроль над соблюдением стандартов раскрытия информации (на официальном сайте РЭК-департамента www.rek23.ru в разделе «Раскрытие информации»), и (или) на ином официальном сайте, определяемом Правительством РФ;

    в) предоставления информации на основании письменных запросов потребителей товаров и услуг регулируемых организаций.

  10. В ряде обращений граждане выражают обеспокоенность планируемым увеличением тарифов на коммунальные услуги в 2012 году. В части тарифного регулирования на 2012 год РЭК-департамент сообщает, что одобренный Правительством РФ прогноз социально-экономического развития РФ на 2012 год и плановый период 2013–2014 гг. значительно меняет систему регулирования, перенося повышение тарифов с января на июль, то есть в I полугодии 2012 год тарифы на коммунальные услуги повышаться не будут.

В 2012 году для населения Краснодарского края с июля увеличатся цены на природный газ на 15% и тарифы на электроэнергию на 5,6%. Тарифы на холодную воду и водоотведение, тепловую энергию будут повышаться дважды в течение года — с июля на 6% и с сентября еще не более чем на 6%.

Таким образом, максимально возможный рост платы граждан за коммунальные услуги в 2012 году не превысит 12% — 15%, а в целом за год будет в рамках планируемого показателя инфляции — 5%.