Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги

Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен на продукты питания


 

Важная информация

Информация региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края по результатам рассмотрения наиболее актуальных вопросов при проведении руководителем РЭК-департамента С.Н. Миловановым выездного мероприятия в рамках информационно-разъясни-тельной работы по вопросам предоставления коммунальных услуг и ограничений повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании город-курорт Анапа 17 ноября 2017 года


Вопрос 1. Когда начнут применять социальную норму при расчете за электроэнергию?

Ответ: По решению администрации Краснодарского края полномасштабное введение социальной нормы отложено до момента окончания подготовительной работы с ресурсоснабжающими организациями, исполнителями коммунальных услуг (управляющими компаниями), органами местного самоуправления, органами социальной защиты населения, пенсионного фонда и органами регистрационного учета, направленной на организацию и упорядочение расчетов за потребленную электроэнергию гражданами-потребителями в пределах социальных норм и сверх них с учетом факторов, в существенной степени влияющих на величины применяемых норм и правильность расчетов.

В настоящее время, в целях исключения неудобств для граждан после введения социальной нормы, ведется работа по актуализации базы данных, организации межведомственного взаимодействия в рамках оптимизации информационного обмена между органами власти, ресурсоснабжающими организациями и исполнителями коммунальных услуг.

Пока актуальная база не будет создана, не будет налажено межведомственное взаимодействие, социальная норма на территории Краснодарского края введена не будет.

По итогам принятых решений соответствующая информация будет доведена до заинтересованных сторон, в том числе и посредством средств массовой информации.

Вопрос 2. Планируется ли увеличение нормативов потребления коммунальных услуг в 2018 году?

Ответ: В 2018 году пересмотр нормативов потребления коммунальных услуг РЭК-департаментом не предполагается.

Вопрос 3. Почему ежегодно повышаются тарифы на жилищно-коммунальные услуги, на сколько процентов они повысятся в 2018 году?

Ответ: Тарифы на коммунальные услуги принимаются на основании одобренного Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электрическую энергию для населения и ограничений размера платы граждан, утверждаемых на федеральном уровне, с календарной разбивкой по полугодиям.

В соответствии с параметрами опубликованного Минэкономразвития России 06.04.2017 Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года в 2018 году планируется проиндексировать оптовые цены на газ для всех конечных потребителей и тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям с 1 июля 2018 года на 3,4%.

Рост тарифов на коммунальные услуги в сфере электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения прогнозируется в 2018 году на уровне 4%.

Вопрос 4. Почему оплата за отопление по нормативам потребления коммунальных услуг в октябре месяце начислена за полный месяц, хотя отопительный период в г.-к. Анапе начался с середины октября?

Вопрос 7. На территории муниципального образования город-курорт Анапа отопительный период начинается 15 октября, заканчивается 15 апреля, то есть через 6 месяцев. Несмотря на это, тарифы на тепловую энергию для нужд отопления рассчитываются для отопительного сезона продолжительностью 7 месяцев. Для домов, в которых установлены счетчики тепловой энергии – это не принципиально, оплата производится по счетчику, а вот в домах старого жилого фонда, где нет даже технической возможности их установки, этот вопрос стоит очень остро.

У собственников возникает логичный вопрос – на каком основании за октябрь и апрель выставляются квитанции за полный месяц при фактическом оказании услуг лишь 15 дней из 30? В данном случае имеет место непредоставление коммунальной услуги.

Ответ: Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3.3 Положения о РЭК-департаменте, утвер-жденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 14.06.2002 N° 652 "О региональной энергетической комиссии - департаменте цен и тарифов Краснодарского края", одной из функций РЭК-департамента является утверждение нормативов потребления коммунальных услуг.

Расчет нормативов потребления тепловой энергии на нужды отопления, утвержденных приказом РЭК-департаментом от 31.08.2012 N° 2/2012-нп "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае", производился в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила N° 306), утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N° 306.

В соответствии с пунктом 18 приложения N° 1 Правил N° 306 норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях (Гкал на 1 м2 общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц) определялся по следующей формуле:


где:

  • количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, или жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии (Гкал);
  • общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общая площадь жилых домов (кв. м);
  • период, равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде).

При определении количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, или жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии (Qо) продолжительность отопительного периода принималась на основании средней фактической продолжительности за последние 5 лет по каждому району (по распоряжениям глав муниципальных образований о начале и об окончании отопительного периода).

В Правилах N° 306 используется понятие "отопительный период", равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде). В городе в городе-курорте Анапа средняя за 5 лет продолжительность отопительного периода составляет 183 дня, что соответствует 7 неполным календарным месяцам.

Таким образом, количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирным домом (Qо), поделено на 7 месяцев. При этом необходимо отметить, что если период, равный продолжительности отопительного периода (nот) принять равным 6 месяцев (что противоречит Правилам N° 306), норматив увеличится на 14,3%.

В соответствии с приказом РЭК-департамента для городского округа Анапы, нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению составили (Гкал/м2 общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилом доме в календарный месяц отопительного периода): для 1-4 -этажных домов – 0,0185; для 5-9 -этажных – 0,0154 и для домов 10 и более этажей – 0,0136.

В части расчетов за коммунальную услугу по отоплению, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N° 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" не предусмотрено возможности расчета платы за отопление исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням. В разъяснительном письме Минстроя России от 23.11.2015 N° 38988-ОГ/04 также указано, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможности расчета исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням.

Следует отметить, что проведение корректировки норматива исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги по отоплению в разбивке по дням, приведет к необходимости учета дополнительных средств при расчете тарифа на тепловую энергию, что в свою очередь приведет к дополнительному росту тарифа. Дополнительное увеличение тарифа на тепловую энергию отразится также и на потребителях, установивших приборы учета тепловой энергии.

Таким образом, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможность корректировки исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням.

Кроме того, данная позиция подкреплена судебной практикой (Дело N° А32-27641/2015 от 24.06.2016). Суд принял решение о том, что уменьшение отопительного периода не может влиять на оплату нормативного количества тепловой энергии. Перерасчет норматива в зависимости от количества дней предоставления услуги по отоплению неправомерен. Размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможность корректировки исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням.

По мнению РЭК-департамента, установка в жилых зданиях узлов учета потребления тепловой энергии, оборудованных в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ 18.11.2013 N° 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя", является наиболее объективным решением вопроса о соответствии платы за фактический объем потребления тепловой энергии.

Относительно установки общедомовых приборов учета тепловой энергии необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N° 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности…" до 01.01.2019 собственники объектов, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гикакалории в час, обязаны обеспечить оснащение таких объектов приборами учета используемой тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Вопрос 5. Почему в городе Анапе цена на природный газ выше, чем в городе Краснодаре?

Ответ: Определение основ, принципов и методов регулирования цен и тарифов на природный газ, реализуемый потребителям Российской Федерации, отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством составляющие розничных цен на газ – оптовые цены на газ, добываемый ПАО "Газпром" и его аффилированными лицами, тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размер платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщиков газа утверждаются на федеральном уровне.

Регулирование розничных цен на газ РЭК-департамент осуществляет в соответствии с Методическими указаниями по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утверждёнными на федеральном уровне, которыми не предусмотрено установление розничных цен на газ в зависимости от социально-экономического положения региона или уровня дохода населения.

Розничные цены на газ, реализуемый населению, устанавливаются для конкретного поставщика газа, осуществляющего его поставку на соответствующей территории.

Поставку газа населению МО г.-к. Анапа и ещё 43 муниципальным образованиям Краснодарского края (из 44) осуществляет ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар", в городе Краснодаре – АО "Краснодаргоргаз".

Разница розничных цен на газ обусловлена наличием различных поставщиков газа и, соответственно, различными размерами региональных составляющих (тарифы на услуги по транспортировке газа и плата за снабженческо-сбытовые услуги), утверждаемых на федеральном уровне и учитываемых РЭК-департаментом при расчёте розничной цены.

Необходимо отметить, что при прочих равных условиях (оплата труда производственного персонала, эксплуатационные затраты по аренде помещений, содержанию и ремонту газопроводов и т.п.) размер региональной составляющей зависит от удельной загрузки газопроводов (чем больший объем газа проходит через газовые сети, тем ниже тариф), доли поставки газа населению в общем объёме поставки газа (чем выше удельный вес объёмов поставки населению, тем выше тариф), а также от протяжённости и разветвлённости сетей (чем больше протяжённость и разветвлённость газовых сетей, тем выше цена на газ).

Так, по системе поставки газа ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" протяжённость газовых сетей более чем в 16 раз выше, а удельная загрузка газопроводов в 6 раз ниже, чем по системе поставки газа АО "Краснодаргоргаз". При этом, удельный вес объёмов поставки газа населению по системе ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" более чем в 2 раза выше, удельного веса объёмов поставки газа населению по системе АО "Краснодаргоргаз".

В связи с чем, размер региональной составляющей по системе поставки ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" на 781,56 руб./1000 м3 газа выше установленного для АО "Краснодаргоргаз".

Таким образом, при равной оптовой цене – 3680 руб./1000 м3, разница размеров региональных составляющих, определила более высокий уровень розничной цены на природный газ, реализуемый населению МО г.-к. Анапа, действующей с 1 июля 2017 года – 6030,0 руб./1000 м3 или 6,03 руб./м3, против – 5110,0 руб./1000 м3 или 5,11 руб./м3 в г. Краснодаре.

Установление единой розничной цены на газ в крае возможно только при наличии единого поставщика газа. Работа по данному вопросу в крае проводится.

Вопрос 6. Кто осуществляет контроль над установленными ценами и тарифами на коммунальные услуги?

Ответ: Постановлением Российской Федерации от 30.06.2004 N° 331 "Об утверждении положения о федеральной антимонопольной службе" определено, что федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).

В соответствии с Положением о РЭК-департаменте, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 14.06.2002 N° 652, РЭК-департамент осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) на коммунальные услуги и региональный государственный контроль (надзор) за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 пункта 1 положения о государственной жилищной инспекции Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 05.10.2006 N° 861, осуществление регионального государственного жилищного надзора посредством организации и проведения проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги отнесено к полномочиям государственной жилищной инспекции Краснодарского края.

Вопрос 8.  С началом отопительного сезона значительно возрастает оплата за жилищно-коммунальные услуги для собственников квартир в домах с центральным отоплением. Оплата квитанций вовремя становится большой проблемой для граждан. Поступает большое количество заявлений о рассрочке оплаты. В связи с этим растут долги у граждан перед управляющими компаниями, а у управляющих компаний в свою очередь - перед ресурсоснабжающей организацией.

Планирует ли РЭК-департамент выступать с законодательной инициативой об оплате тепловой энергии, используемой для нужд отопления, в течение 12 месяцев, дабы частично уравнять квитанции от месяца к месяцу, вне зависимости от времени года и отопительного периода?

Ответ: Согласно постановлению Правительства РФ от 29.06.2016 N° 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года).

В настоящее время на территории Краснодарского края расчеты за отопление производятся в отопительный период, что, по мнению РЭК-департамента, является целесообразным по причине поступления оплаты потребителями поставщику услуг теплоснабжения в период потребления последним энергетических ресурсов.

Вместе с тем, даже при таких условиях оплаты за потребленную тепловую энергию в Краснодарском крае остро стоит вопрос о просроченной кредиторской задолженности теплоснабжающих предприятий за поставленные энергетические ресурсы (газ, электроэнергия).

В соответствии с пунктом 2.4 положения о министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, утвержденном постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.12.2015 N° 1310 "О министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края", участие в проведении единой государственной жилищной политики, политики в области развития и эффективного функционирования топливно-энергетического комплекса входит в число основных задач министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края.

Таким образом, принятие решения об изменении порядка оплаты услуг отопления должно основываться на анализе, проведенном уполномоченным органом, ответственным за эффективное функционирование топливно-энергетического комплекса.

Вопрос 9. Как быть в ситуации, когда ресурсоснабжающая организация выставляет в своих счетах нагрев горячей воды свыше норматива в размере 0,066 Гкал/куб.м. Выставляется количество Гкал по показаниям счетчика. Например, МКД потребил 100 куб.м горячей воды. К оплате должно быть выставлено не более 6,6 Г кал, несмотря на это счет выставляется на количество Гкал, потребленных по данным счетчика, и превышает нормативные для этого объема воды 6,6 Г кал. На кого должна ложиться разница между нормативными и фактическим показаниями на ресурсников или на управляющую компанию?

Ответ: Порядок взаиморасчетов за коммунальные услуги между поставщиками коммунальных услуг и потребителями, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии установлены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее –Правила N° 354), утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N° 354.

Правилами N° 354 предусматривается, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию для потребителей, размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению определяется с применением компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию к объемам (количеству) соответственно потребления горячей воды и тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.

Правилами N° 354 регламентировано распределение тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, в рамках норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Приказом РЭК-департамента от 18.05.2017 N° 2/2017-нп "О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31.08.2012 N° 2/2012-нп "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае" утверждены нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, которые вступили в силу с 01.06.2017.

Нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению установлены со следующей дифференциацией: при наличии и отсутствии наружной сети горячего водоснабжения, при наличии и отсутствии полотенцесушителей, а также при наличии и отсутствии изоляции на стояках внутридомовой системы горячего водоснабжения.

Дополнительно необходимо отметить, что письмами Минстроя России от 22.03.2017 N° 9268-00/04, от 25.08.2017 N° 30394-00/04 (копии прилагаются) даны разъяснения о порядке определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению.

Вопрос 10. По каким тарифам на электроэнергию рассчитывается размер платы на общедомовые нужды, если общедомовой прибор учета многотарифный, а индивидуальные приборы учета в квартирах - однотарифные.

Ответ: Действующими в настоящее время Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила N° 354), утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N° 354, определено, что при расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды потребителю в нежилом помещении, используются цены (тарифы), установленные для категории потребителей, к которой относится такой потребитель (пункт 44 Правил N° 354).

При этом, в случае если общедомовый (коллективный) и все индивидуальные приборы учета имеют одинаковые функциональные возможности по определению объемов потребления коммунальной услуги дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, то объемы коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяются раздельно по каждому времени суток или иному критерию и размер платы за каждый из таких объемов коммунальной услуги распределяется между потребителями в соответствии с абзацем первым пункта 44 Правил N° 354.

В иных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяется и распределяется между потребителями в многоквартирном доме без учета дифференциации этого объема по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.