Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги

Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен на продукты питания


 

Важная информация

Информация региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края по результатам рассмотрения наиболее актуальных вопросов при проведении руководителем РЭК-департамента С.Н. Милованов выездного мероприятия в рамках информационно-разъяснительной работы по вопросам предоставления коммунальных услуг и ограничений повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании Каневской район 20 июля 2018 года


Вопрос 1. Будет ли введена социальная норма на электроэнергию?

Ответ. Постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 № 614 "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)" установлен порядок определения и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), а также определены особенности установления тарифов в связи с переходом к расчетам размера платы населения за коммунальную услугу по электроснабжению (за электрическую энергию (мощность) – для категорий потребителей, приравненных к населению) с применением социальной нормы.

При определении величин социальной нормы для Краснодарского края учтено максимальное количество энергопотребляющих приборов у потребителей – граждан, в т.ч. также учтены климатические особенности региона. Также учтены на максимальном уровне дополнительные величины электропотребления для жилых помещений, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, электроотопительными и электронагревательными установками.

Работа по определению величин социальных норм велась в тесном взаимодействии и под контролем Законодательного Собрания Краснодарского края. По итогам совместного рассмотрения данного вопроса, уполномоченным органом были учтены предложения, направленные на минимизацию социальных последствий введения социальной нормы.

Необходимо отметить, что величина социальной нормы на территории Краснодарского края в сравнении с другими регионами России, на территории которых в настоящий момент утверждены величины социальных норм, существенно выше, чем в других регионах. Так, например, базовая величина социальной нормы (месячное потребление одиноко проживающих граждан в жилых помещениях, не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, электроотопительными и электронагревательными установками) на территории Ростовской области составляет 96 киловатт – часов, Владимирской области – 100 киловатт – часов, в Алтайском крае – 131 киловатт – часов, в Орловской области – 190 киловатт – часов. На территории Краснодарского края величина социальной нормы для сельской местности определена в размере 350 киловатт-часов.

При этом законом предусмотрены меры поддержки отдельных групп населения. Так, для одиноко проживающих пенсионеров, а также для семей, состоящих только из получателей пенсии по старости либо инвалидности, для семьей, отнесенных к категории многодетных семей, семей, имеющих в своем составе инвалидов и детей-инвалидов и пр., в первый год применения социальной нормы весь объем потребления электроэнергии таких семей оплачивается по цене (тарифу) в пределах социальной нормы, а со второго года социальная норма устанавливается с применением повышающего коэффициента 1,5.

Кроме того, вышеуказанные меры поддержки предусмотрены и для потребителей, жилые помещения которых в законодательном порядке отнесены к аварийному жилищному фонду или фонду со степенью износа более 70%.

В целом по расчетным данным в рамки социальных норм "укладывается" порядка 85% бытовых абонентов в крае.

Вместе с тем необходимо отметить, что в целях соблюдения прав граждан, исключения возможности роста социальной напряженности, выразившегося уже в настоящее время значительным количеством обращений граждан в федеральные и региональные органы власти, по решению администрации Краснодарского края полномасштабное введение социальной нормы с оплатой за объемы превышения нормы по повышенным тарифам отложено до момента окончания подготовительной работы с ресурсоснабжающими организациями, исполнителями коммунальных услуг (управляющими организациями), органами местного самоуправления, органами социальной защиты населения, пенсионного фонда и органами регистрационного учета, направленной на организацию и упорядочение расчетов за потребленную электроэнергию гражданами-потребителями в пределах социальных норм и сверх них с учетом факторов, в существенной степени влияющих на величины применяемых норм и правильность расчетов, а также с учетом необходимости внесения соответствующих изменений в законодательство на федеральном уровне.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 01.06.2017 № 414 "О признании утратившим силу постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31 августа 2016 года №654 "О применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) на территории Краснодарского края" отменено введение социальной нормы на территории Краснодарского края.

Пока актуальная база не будет создана, не будет налажено межведомственное взаимодействие, социальная норма на территории Краснодарского края введена не будет.

Вопрос 2. Почему в этом году такой существенный рост стоимости услуг по обращению с ТКО?

Ответ. Положения действующего до 2016 года и в переходный период до 1 января 2019 года законодательства (Федеральный закон от 31.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса") не относили услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (далее – ТБО) к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному ценовому регулированию.

Тарифы на услуги по сбору и вывозу ТБО подлежали установлению органами местного самоуправления только в случае их оказания организациями муниципальной формы собственности, а также в случае, если данный вид услуг включался в структуру содержания жилья и оплачивался в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения государственного или муниципального жилого фонда или для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом на основании статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" и части 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В иных случаях услуги по сбору и вывозу ТБО являлись конкурентными, их цена и объем определялись договором. К данной ситуации относится и поставщик услуг по сбору и вывозу ТБО на территории Челбасского сельского поселения Каневского района – ООО "Чистая станица".

Изменениями, внесенными в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Закон № 89-ФЗ), определено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) на территориях субъектов Российской Федерации должны осуществляться региональными операторами.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона № 458-ФЗ договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.

Так как на сегодняшний день отсутствует юридическое лицо, наделенное статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющее деятельность на территории Каневского района, до установления тарифов на услуги по обращению с ТКО услуги по сбору и вывозу ТКО ООО "Чистая станица" для Челбасского сельского поселения (или ООО "ЭкоТон" для остальных поселений Каневского района) являются конкурентными, а их цена определяется договором.

Тарифы на захоронение ТКО установлены на 2018 год для ООО "Чистая станица" приказом РЭК-департамента от 20.12.2017 № 33/2017-тко (с изменениями от 04.07.2018 № 18/2018-тко) в следующих размерах:

  • на I полугодие 2018 года – 66,79 руб./куб.м, на уровне действующего на конец 2017 года;
  • на II полугодие 2018 года – 88,52 руб./куб.м, с ростом на 32,5%.

Основная причина роста тарифов на захоронение ТКО обусловлена необходимостью планирования с 01.01.2018 для региональных операторов и операторов по обращению с ТКО расходов на платежи за негативное воздействие на окружающую среду, установленную требованиями федерального законодательства. Так, в расчете тарифа для ООО "Чистая станица" плата за негативное воздействие на окружающую среду на планируемый объем принимаемых ТКО в размере 154,73 тыс.куб.м запланирована в сумме 2939,87 тыс. руб., что составляет 24,5% от себестоимости услуг по захоронению ТКО. Среднегодовой рост тарифа по данному фактору получен в размере 32,4%.

Справочно. На основании информации, представленной ООО "Чистая станица", на территории Челбасского сельского поселения Каневского сельского поселения в 2018 году установлены тарифы на вывоз ТБО в следующих размерах:

  • с 01.01.2018 по 01.04.2018 – 53,79 руб./чел. в месяц;
  • с 01.04.2018 по 01.07.2018 – 75,00 руб./чел. в месяц (основной фактор роста - увеличение норматива накопления на 1 человека в месяц в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 17.03.2017      № 175 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Краснодарском крае";
  • с 01.07.2018 по 31.12.2018 – 84,00 руб./чел. в месяц (обусловлен ростом тарифа на захоронение ТКО).
  • На основании информации, представленной администрацией Каневского района, тарифы на вывоз ТБО в 2018 году, для ООО "ЭкоТон", установленные в следующих размерах: 
  • с 01.01.2018 по 01.04.2018 – 54,00 руб./чел. в месяц;
  • с 01.04.2018 по 31.12.2018 – 75,00 руб./чел. в месяц.

Вопрос 3. Почему уровень тарифа на услуги водоснабжения в разных сельских поселениях Каневского района различный, что влияет на величину тарифа?

Ответ. Тарифы рассчитываются для каждой конкретной организации и сложившиеся различия в стоимости коммунальных услуг в разных городах и поселениях Краснодарского края не свидетельствуют о нарушении закона и обусловлены различными факторами. Прежде всего – это объемы реализации услуг (чем больше объемы реализации услуг, тем ниже размер тарифа), а также конкретные технологические условия производства коммунальных услуг и способы их передачи до конечных потребителей. На размер тарифов также влияют характер местности, площадь территории, на которой оказываются услуги, разбросанность объектов (особенно характерна для Привольненского МУП "Благоустройство").

Холодное водоснабжение – это сложный технологический процесс от подъема воды до получения ее потребителями, в связи с чем предприятию-поставщику услуг необходимо осуществлять ряд конкретных мероприятий (каждое из которых имеет свой затратный механизм с учетом конкретных технологических условий).

Прежде всего, осуществляя добычу воды, предприятия-поставщики услуг холодного водоснабжения, платят государству налог на пользование недрами по ставкам, которые ежегодно увеличиваются в среднем на 15% (размер данной статьи расходов будет отличаться на каждом предприятии в зависимости от доли населения в объеме реализации услуг, так как в данном случае применяется льготная ставка налога).

Для того чтобы осуществить добычу воды (поднять по скважине насосами), а затем, транспортируя ее по водопроводным сетям с помощью насосов, довести до каждого потребителя, необходимо потребить достаточное количество электроэнергии (одна из основных статей расходов, без которой вода просто не может быть доставлена до потребителя). Отличие в расходах на электроэнергию между предприятиями будет зависеть от глубины скважин, протяженности сетей, марки насосов, наличия насосных станций, а также уровня напряжения.

Скважины и водопроводные сети должны поддерживаться в рабочем состоянии, то есть предприятию  необходимо осуществлять их техническое обслуживание и ремонт, а в этом процессе  участвуют: обслуживающий персонал, которому необходимо платить заработную плату; транспортные средства, требующие ремонта и расходов на ГСМ; услуги автокрана для замены насосов (при этом предприятие несет также расходы на приобретение насосов и материалов)  и т.п. Данная статья расходов может зависеть от протяженности  сетей, от изношенности основных средств и потребности в их ремонте.

Привольненским МУП "Благоустройство" осуществляется эксплуатация 12 скважин (насосные станции работают в круглосуточном режиме) и обслуживание более 42 км сетей, разбросанных по территории Привольненского сельского поселения, в связи с чем требуется соответствующее содержание производственного персонала (планируются расходы на оплату труда основного производственного персонала и начисления на заработную плату в соответствии с действующим федеральным законодательством по ставке 30,2% от фонда оплаты труда).

Кроме того, предприятию необходимо проводить обеззараживание воды, платить налоги, осуществлять управление процессом предоставления услуг и т.д. И это далеко не полный перечень из всего списка необходимых мероприятий, составляющих процесс производства и реализации услуг холодного водоснабжения.

Собранные таким образом финансовые ресурсы, необходимые для осуществления процесса производства и реализации услуг водоснабжения, поделенные на объем реализации услуг в целом по предприятию, дают нам стоимость 1 куб.м потребляемых услуг или размер утвержденного тарифа на холодную воду.

Проведем сравнительный анализ показателей по предприятиям-поставщикам услуг водоснабжения Каневского района. Так, например, при объеме реализации услуг холодного водоснабжения ОАО "Водопровод" в размере 2029,94 тыс.куб.м тариф на холодную воду на II полугодие 2018 года утвержден в размере 28,79 руб./куб.м. При объеме реализации услуг МУП "Благоустройство" в размере 256,26 тыс.куб.м, что меньше в 7,9 раз объемов ОАО "Водопровод", утвержденный тариф больше только на 9,4%.

Вопрос 4. Почему тариф за потребленную электроэнергию в квартире и гараже различный? Каким образом начисляется плата за потребленную электроэнергию в гараже?

Ответ. В соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее Основы ценообразования), расчеты за электрическую энергию, потребляемую на коммунально-бытовые нужды и не используемую для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности, осуществляются по тарифам для населения и приравненных к нему потребителей.

Тем же постановлением Правительства РФ утвержден Перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электроэнергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) в отношении объемов потребления, используемых на коммунально-бытовые нужды.

В соответствии с пунктом 1 приложения 1 приказа РЭК-департамента от 19.12.2017 № 60/2017-э "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Краснодарскому краю и Республике Адыгея", тарифы на электроэнергию для населения и приравненных к ним потребителей на территории региона на 2018 год утверждены в размерах: на I полугодие – 4,44 руб./кВтч, на                    II полугодие – 4,61 руб./кВтч.

Тем же приказом РЭК-департамента пунктом 4.4 приложения 1 утверждены тарифы на электрическую энергию для "объединений граждан, приобретающих электрическую энергию (мощность) для использования в принадлежащих им хозяйственных постройках (погреба, сараи), а также некоммерческие объединения граждан (гаражно-строительные, гаражные кооперативы) и граждане, владеющие отдельно стоящими гаражами, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды и не используемую для осуществления коммерческой деятельности", в следующих размерах: на I полугодие – 4,44 руб./кВтч, на II полугодие 2018 года – 4,61 руб./кВтч.

Также Основами ценообразования определено, что для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации может применяться понижающий коэффициент от 0,7 до 1,0 к тарифу для населения.

На территории Краснодарского края РЭК-департаментом в отношении населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, приняты тарифные решения с учетом применения понижающего коэффициента 0,7.

Таким образом, в соответствии с пунктом 2 приложения 1 приказа РЭК- департамента от 19.12.2017 № 60/2017-э, тарифы на электроэнергию для "населения", проживающего в сельских населенных пунктах, на территории региона на 2018 год утверждены в размерах: на I полугодие – 3,11 руб./кВтч, на II полугодие – 3,23 руб./кВтч.

Учитывая вышеизложенное необходимо отметить, что применение понижающего коэффициента к тарифам на электрическую энергию, на территории Краснодарского края, возможно только для потребителей "население".

Таким образом, если потребитель является собственником хозяйственной постройки (погреб, сарай), не состоит в объединении граждан, приобретающих электрическую энергию (мощность) для использования в принадлежащих им хозяйственных постройках и потребляет электрическую энергию на коммунально-бытовые нужды, в таком случае расчет производится за потребленную электрическую энергию по тарифам для "населения" проживающих в сельской местности (I полугодие 2018 года – 3,11 руб./кВтч, II полугодие 2018 года – 3,23 руб./кВтч).

Если потребитель является членом некоммерческого объединения граждан (гаражно-строительные, гаражные кооперативы) или владеет отдельно стоящим гаражом, приобретает электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды и не использует для осуществления коммерческой деятельности, в таком случае расчет производится за потребленную электрическую энергию по тарифам для "приравненных к населению потребителей" (I полугодие 2018 года – 4,44 руб./кВтч, II полугодие 2018 года – 4,61 руб./кВтч).

Исходя из имеющихся документов, в распоряжении РЭК-департамента, не представляется возможным определить назначение постройки (не представлен технический паспорт объекта) и направление использования электрической энергии.

Вопрос 5. Возможно ли увеличить тариф на холодное водоснабжение для МУП Новоминского сельского поселения "Благоустройство"? Тариф на услуги водоснабжения самый низкий на территории района.

Ответ. На оставшийся период 2018 года такая возможность отсутствует, так как у предприятия в 2018 году завершается последний год долгосрочного периода регулирования. Действующим законодательством предусмотрены особые основания для досрочного пересмотра долгосрочных параметров (и соответственно тарифов) в соответствии с пунктом 33 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения":

вступившее в законную силу решение суда, предусматривающее необходимость пересмотра долгосрочных параметров регулирования тарифов;

решение федерального органа регулирования тарифов: принятое по итогам рассмотрения разногласий или рассмотрения в досудебном порядке споров; об отмене решения органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов, принятое с нарушением законодательства РФ; по исполнению предписания в области государственного регулирования тарифов, предусмотренного п.59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в РФ;

решение регионального органа регулирования тарифов: об отмене противоречащего законодательству РФ решения органа местного самоуправления об установлении тарифов; в отношении организаций, которые в течение текущего периода регулирования приобрели (реализовали) объекты централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения и (или) получили права владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами на основании концессионного соглашения, договора аренды; принятое в связи с изменением в течение периода регулирования системы налогообложения регулируемой организации.

Что же касается предстоящего регулирования на последующий долгосрочный период 2019-2023 годы, тарифы будут сформированы в соответствии с действующим законодательством, но на основании представленных предприятием обосновывающих расчетов и документов. То есть от качества представленных предприятием расчетов и документов, а также доказательной базы, используемой для подтверждения фактических расходов за базовый период и обоснования планируемых расходов, также будет зависеть размер тарифа. У предприятия еще есть возможность до начала тарифной компании проанализировать представленные на регулирование документы и при необходимости их доработать.

Вопрос 6. О тарифе на услугу теплоснабжения в связи с введением в эксплуатацию 3-х блочно-модульных котельных с реконструкцией тепловых сетей в рамках государственной программы Краснодарского края "Развитие топливно-энергетического комплекса".

Ответ. В соответствии с частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется уполномоченными органами в области государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э             "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения".

В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающая организация – организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 15 Правил государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов.

Пунктом 16 Правил определен перечень документов и материалов, прилагаемых к заявлению об установлении цен (тарифов).

В соответствии с пунктом 20 Правил, в случае, если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения.

Рекомендуемый перечень документов для установления тарифов на тепловую энергию размещен на сайте РЭК-департамента в сети Интернет по адресу: http://rek23.ru/sfere/thermal/te-perechen-dokumentov-dlya-ustanovleniya-tarifov/.

Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 26.10.2017 № 2353-р и от 01.11.2014 № 2222-р в каждом месяце с 1 июля по 31 декабря      2018 г. повышение платежей населения за коммунальные услуги по отношению к декабрю 2017 г. (при неизменном порядке оплаты, наборе и объемах потребленных услуг) ограничено в среднем по Краснодарскому краю на 4%, по отдельным муниципальным образованиям допускается отклонение еще на 2,5%.       

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края "О внесении изменения в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.12.2017 № 967 "Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Краснодарского края на 2018 год" предельный индекс для Стародеревянковского сп  Каневского района на 2018 г. утвержден в размере: в I полугодии – 0% (без изменения); во II полугодии – 6,5%.

По результатам анализа РЭК-департаментом документов и материалов, направленных организацией для установлении тарифа на тепловую энергию, будет определен уровень экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию и (при необходимости) уровень льготного тарифа на тепловую энергию для населения в целях соблюдения утвержденных ограничений повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

Выпадающие доходы организации от реализации тепловой энергии по льготному тарифу для населения (ниже экономически обоснованного уровня тарифа) будут подлежать компенсации за счет средств бюджета края в соответствии с Законом Краснодарского края от 06.04.2015 № 3161-КЗ "О мерах дополнительной социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате коммунальных услуг на территории Краснодарского края" в порядке согласно приказу министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 13.04.2018 № 109 "О порядке предоставления субсидий теплоснабжающим организациям, организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение на территории Краснодарского края, в целях компенсации выпадающих доходов, возникающих вследствие применения льготных тарифов на ресурсы, поставляемые в целях оказания коммунальных услуг".