Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги

Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен на продукты питания


 

Важная информация

Кризис энергетики или кризис управления энергомонополией?


В последнее время в различных средствах массовой информации все громче звучат заявления руководства ОАО ""Кубаньэнерго"" по поводу предвзятости решения единого тарифного органа края о снижении с 1 июля 2003 года тарифов на электроэнергию для промышленных потребителей. Его принятие, по мнению генерального директора энергетической монополии Виталия Спиридонова, базируется явно на популистской платформе и грозит энергосистеме кризисом. А что думают на сей счет краевые власти? Чем они руководствовались, принимая решение о снижении тарифов? Ответить на эти вопросы мы попросили председателя региональной энергетической комиссии - генерального директора департамента цен и тарифов края Сергея Милованова.

- Прежде всего, надо отметить, что ОАО ""Кубаньэнерго"" выполняет сложную и важную задачу по энергоснабжению потребителей Краснодарского края и Республики Адыгея, по содержанию огромного энергетического хозяйства в работоспособном состоянии. Но выполняет, во многом, за наш с вами счет, - за деньги потребителей. И задача регулирующего органа как раз и состоит в том, чтобы проанализировать обоснованность включения в тарифы тех или иных затрат, представленных компанией, проконтролировать их непосредственное выполнение.

Снижение с 1 июля тарифов на электроэнергию для крупных потребителей производилось на основании проведенной экспертами единого тарифного органа края проверки финансово-хозяйственной деятельности ОАО ""Кубаньэнерго"" и его филиалов. По ее итогам выявлено 346 миллионов рублей, заложенных в тарифы на 2002 год, уже оплаченных потребителями, но неосвоенных или же использованных не по назначению. В соответствии с действующим законодательством, заключением экспертного совета по ценовой и тарифной политике края и решением правления региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов, эти средства направлены на поэтапную ликвидацию в регионе перекрестного субсидирования.

Сейчас разногласия ОАО ""Кубаньэнерго"" и тарифного органа края находятся на рассмотрении в Федеральной энергетической комиссии России. Решение будет принято в ближайшие дни. В чью пользу, - сказать сложно, но учитывая обеспокоенность ростом тарифов Президента Владимира Путина, озвученную на недавней встрече с вице-премьером Виктором Христенко, можно предположить, что кубанский опыт тарифного регулирования вполне состоятелен в качестве положительного и рекомендуемого к использованию в других субъектах федерации. А теперь цифрами и фактами, предшествовавшими принятию решения о снижении тарифов, я постараюсь ответить на основные претензии ОАО ""Кубаньэнерго"".

Руководители энергомонополии говорят, что в целях стабильной работы энергетической системы, тарифы должны регулироваться один раз в год, в то время, как июльское снижение тарифов - уже второе регулирование за неполные полгода.

Во-первых, замечу, что до вступления в силу новых законов по электроэнергетике, которое произошло совсем недавно, тарифы в России регулировались как минимум дважды в год, и ""Кубаньэнерго"" с таким положением дел было очень даже согласно. Почему? Да потому, что каждое такое регулирование приносило очередное повышение тарифов. ""Кубаньэнерго"", наверняка, уже успело прийти к выводу, что тарифы на электроэнергию могут и должны только увеличиваться, а тут, вдруг, происходит их уменьшение. Отсюда, - разговоры о необходимости регулирования один раз в год.

Во-вторых, со всей ответственностью заявляю, что недавнее регулирование - мера вынужденная. Напомню, что во время прошлого регулирования, учитывая все реальные сложности, возникшие перед ОАО ""Кубаньэнерго"" в связи с резким увеличением с 1 января стоимости электроэнергии, отпускаемой с ФОРЭМ, и цен на газ, в целях недопущения кризиса энергосистемы региона, экспертный совет рекомендовал тарифному органу края утвердить новые тарифы с 1 февраля на предложенную федеральным правительством минимальную величину - 14 процентов, - и ввести их в действие временно, вплоть до подведения окончательных итогов проверки ОАО ""Кубаньэнерго"". Что, собственно, и было сделано. На тот момент, руководители энергокомпании согласились с таким подходом к решению проблемы. Конечно, скорее всего, они рассчитывали на пересчет тарифов в сторону увеличения, - получилось наоборот. Однако, в любом случае, нельзя говорить о двух полноценных регулированиях: последнее регулирование лишь дополнило и развило предыдущее, сделав тарифы объективными и прозрачными. Также ОАО ""Кубаньэнерго"" настаивает на том, что выявленные проверкой факты нецелевого использования средств, заложенных ранее в тарифы, объясняются бушевавшей в прошлом году стихией, на устранение последствий которой компания израсходовала 400 миллионов рублей.

Не знаю откуда взялась эта цифра, но документально подтверждено, что на устранение последствий стихийного бедствия ОАО ""Кубаньэнерго"" потратило в 2002 году 80,8 миллиона рублей, которые из тарифов ни коим образом не изымались и не могут считаться ""нецелевыми"".

Так что же вошло в 346 миллионов рублей, исключенных из тарифов по итогам проверки ОАО ""Кубаньэнерго""?

Первое. За 2001 год коммерческие потери в сетях компании составили 244,7 млн. кВт*час. За 2002 год этот показатель вырос более чем в 2,5 раза. Только в первом полугодии текущего года он достиг отметки в 395 млн. кВт*час, что в 1,6 раза больше, чем за весь 2001 год (!). Значительный рост коммерческих потерь привел к тому, что потребители, исправно оплачивающие электроэнергию, вынуждены постоянно компенсировать неудовлетворительную работу акционерного общества. Краевые власти категорически не согласны с таким подходом. По этой причине из тарифов исключен 201 миллион рублей.

Второе. В нарушение Приказа РАО ""ЕЭС России"", применение накладных расходов, превышающих предусмотренные соответствующими актами нормативы, осуществлялось без утверждения ценообразующим органом РАО. При выполнении работ по объектам системы, стоимость ремонта значительно завышалась. Сумма затрат, которая подлежала исключению из тарифов по данным фактам, - 35 миллионов рублей.

Третье. В нарушение порядка образования стоимости ремонтов имели место следующие нарушения: работы, неподтвержденные расходом материалов, и материалы, неподтвержденные производством работ; дублирование и необоснованное изменение класса сложности работ; применение завышенных поправочных коэффициентов к их стоимости и т.д. Общая сумма средств, снятых с тарифов в связи с нарушениями подобного рода, составила 30 миллионов рублей.

Четвертое. В тарифах на электроэнергию в 2002 году были предусмотрены 30 миллионов рублей, которые ОАО ""Кубаньэнерго"" должно было направить в ГУ ""Центр энергосбережения и новых технологий"" для последующего использования на цели внедрения энергосберегающих технологий. Увы, эти средства в государственное учреждение не перечислены, поэтому из тарифов исключены.

Пятое. 50 миллионов рублей сняты по причине иных нарушений, в том числе: 10 миллионов рублей исключены из тарифов по итогам проверки сетевых филиалов ОАО ""Кубаньэнерго"" (завышение объемов работ и пр.); 40 миллионов рублей - необоснованная выручка, списание горючего по завышенным нормам и др.

Из всех вышеозвученных нарушений и складываются 346 миллионов рублей, которые мы исключили из тарифов на электроэнергию в связи с тем, что они были заложены в тарифы на 2002 год и уже оплачены потребителями.

В то же время, мы вовсе не являемся врагами ОАО ""Кубаньэнерго"" и наряду с защитой интересов потребителей, призваны обеспечить достаточность финансовых средств для надежной работы энергосистемы. При последнем регулировании, средства на все необходимые плановые и текущие ремонты энергооборудования, на реконструкцию сетей заложены в полном объеме. Это не много, не мало, - 900 миллионов рублей, что на 30 процентов больше, чем фактически истрачено компанией на выполнение данных статей в 2002 году. Работайте, осваивайте заложенные в тарифы средства на цели развития энергосистемы! А что в результате? Уже в I полугодии 2003 года план капитальных вложений в объекты производственной сферы выполнен на 49 процентов, в то время как по объектам непроизводственной сферы, - на 230 процентов (!).

Наконец, руководители ОАО ""Кубаньэнерго"" утверждают, что в основу основ снижения тарифов заложена популистская игра краевых властей, рассчитанная на повышение своего авторитета в глазах избирателей.

Что ж, логика понятная: при существующей недостаточно стабильной экономической ситуации, практически любое нестандартное решение, тем более, когда речь идет о снижении тарифов, вполне подпадает под категорию политических. Но может, все-таки, обратим внимание на другую логику. Логику фактов. Каков же принцип лег в основу введения в действие экономически обоснованных тарифов с 1 июля текущего года? В соответствии с требованиями новых методических указаний ФЭК и ряда других правовых документов, мы направили выявленные проверкой средства на снижение тарифов для групп потребителей, несущих основное бремя перекрестного субсидирования. Таким образом, промышленность, на которой сосредоточена главная тарифная нагрузка, получила небольшой глоток свежего воздуха. Надеемся, что в скором будущем мы сумеем максимально выровнять тарифы по группам потребителей, и та же промышленность получит новый виток к развитию. Хотя бы для того, чтобы полноценно выполнять функции крупнейшего бюджетонаполнителя. Не стоит забывать, что от наполняемости бюджета зависит уровень зарплат учителей и медиков, пенсий по старости и инвалидности, различных пособий и дотаций. Это с одной стороны. С другой, - высокие тарифы для промышленности приводят к тому, что за потребленную электроэнергию оплата проходит дважды: сначала за электричество платят сами предприятия для производства продукции, а затем, эти расходы входят в состав цен на товары, которые мы покупаем. Так что формирование тарифов по принципу перекрестного субсидирования, - политика, как минимум, недальновидная. От нее нужно уходить, и мы сделали первый, может быть, важнейший шаг в этом направлении.

В заключение, хотелось бы еще раз подчеркнуть: последнее решение по утверждению тарифов на электроэнергию для потребителей полностью обеспечивает надежность их энергоснабжения. Плюс к этому, достаточно жесткий, реалистичный подход к формированию затрат и прибыли ОАО ""Кубаньэнерго"", должен подтолкнуть ее руководство к включению внутренних резервов для повышения рентабельности энергохозяйства. В условиях предстоящей реформы электроэнергетики, чтобы ""остаться на плаву"", необходимо как можно быстрее уходить от политики постоянного наращивания издержек к стратегии новых финансовых отношений, основанных на минимизации непроизводственных расходов. В этом смысле, надеюсь, между специалистами регулирующего органа и энергетиками будет найдено полное взаимопонимание.