Вопрос 1. Для органов местного самоуправления установлен тариф за потребленную электроэнергию в электроустановках наружного освещения в размере в среднем 7,30 руб./кВтч (как коммерческий), при том, что собственники жилых помещений платят 3,11 руб./кВтч. Почему органы местного самоуправления должны платить за столь важный элемент комфортной и безопасной жизни населения, как за энергоресурс, приносящий коммерческую прибыль в 2 раза больше, чем само население?
Ответ. Государственное регулирование тарифов осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее – Закон № 35-ФЗ), положениями постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее – Постановление № 1178).
В соответствии с положениями Постановления № 1178 расчеты за электрическую энергию, потребляемую на коммунально-бытовые нужды и не используемую для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности, осуществляются по тарифам для населения и приравненных к нему потребителей.
Этим же постановлением утвержден перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и электроэнергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) в отношении объемов потребления, используемых на коммунально-бытовые нужды.
Таким образом, расчеты с гражданами за потребленную электрическую энергию на коммунально-бытовые нужды в помещениях, признанных в установленном порядке жилыми, и не используемой для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности должны осуществляться по тарифам для населения и приравненных к нему потребителей.
В иных случаях, электрическая энергия оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам, формируемым в соответствии с положениями постановлений Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" и от 29.12.2011 № 1179 "Об определении и применении гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)".
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 № 643 "О Правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода" либерализация оптового рынка электроэнергии и мощности завершена в 2010 году. С 1 января 2011 года вся электроэнергия и мощность, реализуемая в ценовых зонах оптового рынка, к числу которых относится Краснодарский край, продается по нерегулируемым ценам, за исключением объемов электроэнергии и мощности, предназначенных для поставок населению и приравненным к ним категориям потребителей.
В соответствии с положениями Стандартов раскрытия информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24, гарантирующие поставщики (далее – ГП) ежемесячно раскрывают информацию о цене на электроэнергию, дифференцированную в зависимости от условий, определенных законодательством. При этом отдельно раскрывается цена закупки энергии, стоимость услуг по ее передаче, а также стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью поставки энергии потребителю.
Во исполнение указанных положений на официальных сайтах ГП ОАО "Кубаньэнергосбыт" (переименовано в ПАО "ТНС энерго Кубань") и АО "НЭСК", осуществляющих свою деятельность на территории Краснодарского края, ежемесячно раскрывается информация о цене на электроэнергию для прочих потребителей в разрезе ценовых категорий. Ссылка для просмотра информации на официальных сайтах ГП в разделе "Раскрытие информации" https://kuban.tns-e.ru/disclosure/reporting/ (ПАО "ТНС энерго Кубань") и https://www.nesk.ru/?k=p&i=p97 (АО "НЭСК").
Необходимо отметить, что в рамках положений статьи 24 Закона № 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют мониторинг уровня нерегулируемых цен на электроэнергию (мощность) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. До настоящего времени указанный порядок Правительством Российской Федерации, либо иным уполномоченным органом не определен.
Вместе с тем, РЭК-департаментом в рамках полномочий осуществляется мониторинг уровня нерегулируемых цен на электрическую энергию, результаты которого размещаются на официальном сайте РЭК-департамента в сети Интернет (http://rek23.ru/tariffs/electric/electry3).
Стоимость одного киловатт-часа (кВтч) электрической энергии для потребителей, не относящихся к группе "Население", с 2011 года не утверждается РЭК-департаментом и в соответствии с законодательством складывается из следующих составляющих:
1-я составляющая. Стоимость одного кВтч произведенной и (или) приобретенной на оптовом (розничном) рынке электроэнергии и одного киловатта (кВт) мощности. Данная величина является свободной, которая ежемесячно складывается под воздействием спроса и предложения на рынке, не подлежит государственному регулированию и публикуется на официальном сайте ГП с учетом средневзвешенной стоимости энергии (мощности) определяемой администратором торговой системы (АО "АТС").
2-я составляющая. Стоимость услуг по передаче и распределению одного кВтч энергии и одного кВт мощности по электрическим сетям региона, включающая в себя расходы на содержание электрических сетей (с учетом нормативной величины потерь) сетевых организаций региона, в том числе ПАО "Кубаньэнерго", АО "НЭСК-электросети" и иных (всего порядка 50 организаций).
Данная составляющая утверждается в разрезе уровней напряжения в зависимости от границ раздела балансовой принадлежности потребителя и сетевой организации. Соответственно, чем ниже уровень напряжения, тем выше уровень затрат на трансформацию и распределение энергии до энергопринимающих устройств.
3-я составляющая. Стоимость одного кВтч сбытовых услуг (сбытовая надбавка) ГП – АО "НЭСК" и ПАО "ТНС энерго Кубань".
Следует отметить, что до 2018 года в соответствии с законодательством величины сбытовых надбавок ГП определялись в виде формулы исходя из доходности ГП в привязке к 1-й составляющей, т.е. если по каким-либо причинам имеет место всплеск стоимости энергии с оптового рынка, соответственно, в данном периоде также имеет место всплеск в величине сбытовых надбавок в стоимостном выражении. Начиная со II полугодия 2018 года величина сбытовых надбавок определяется в числовом значении.
Таким образом, конечная стоимость для потребителей группы "Прочие" складывается из составляющих с учетом вышеперечисленных факторов. На примере по итогам ноября 2017 года конечная цена приведена в табличном виде (руб./кВтч без учета НДС):
|
Уровни напряжения |
|||
---|---|---|---|---|
ВН (110 кВ и выше) |
СН 1 (35 кВ) |
СН 2 (10-6 кВ) |
НН (до 1 кВ) |
|
Стоимость энергии |
2,974 |
2,974 |
2,974 |
2,974 |
Услуги по передаче |
1,832 |
2,128 |
3,282 |
4,383 |
Сбытовая надбавка ГП |
0,144 |
0,144 |
0,144 |
0,144 |
ИТОГО Конечная цена |
4,95 |
5,246 |
6,40 |
7,50 |
Доля федеральных факторов |
74,9% |
72,9% |
66,9% |
63% |
Вместе с тем, РЭК-департамент информирует, что в настоящее время по итогам встречи Президента Российской Федерации с участниками Форума малых городов и исторических поселений 17.01.2018 (поручение № Пр-327) Правительством Российской Федерации прорабатывается вопрос совершенствования порядка регулирования цен (тарифов) на электроэнергию, используемую для освещения территорий муниципальных образований.
Вопрос 2. Размер тарифа на обработку и захоронение твердых коммунальных отходов, его увеличение в 2018 году?
Ответ. В соответствии со статьей 24.8. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Закон № 89-ФЗ) к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) относятся: обработка твердых коммунальных отходов; обезвреживание твердых коммунальных отходов; захоронение твердых коммунальных отходов; оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором.
В соответствии со статьей 23 Закона № 89-ФЗ плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО являются операторы по обращению с ТКО, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению (размещение отходов – хранение и захоронение отходов). Расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с ТКО, регионального оператора.
Статьей 1 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что оператор по обращению с ТКО – это индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которые осуществляют деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.
Аналогичные нормы установлены частью 1 статьи 16.1. Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
ООО "Чистая станица" осуществляет деятельность по захоронению ТКО, следовательно, является оператором по обращению с ТКО, и никаких дополнительных условий по его определению уполномоченным органом субъекта Российской Федерации действующим законодательством не предусмотрено.
В соответствии с законодательством для ООО "Чистая станица" тарифы на захоронение ТКО на 2018 год утверждены приказом РЭК-департамента от 20.12.2017 № 33/2017-тко "Об установлении тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов" с календарной разбивкой в размерах (не является плательщиком НДС): с 01.01.2018 – 66,79 руб./м3; с 01.07.2018 – 315,80 руб./м3.
Значительное увеличение тарифа обусловлено включением в тариф расходов на плату за негативное воздействие на окружающую среду, что регламентировано указанными нормами федерального законодательства. В расчете тарифа учтена сумма в размере 20523,39 тыс. руб., что занимает в общей плановой выручке 69,34%.
При этом сообщается, что вопросы значительного роста тарифов за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду рассматривались в администрации Краснодарского края и Законодательном Собрании Краснодарского края.
Обращение Председателя Законодательного Собрания Краснодарского края Ю.А. Бурлачко в адрес Председателя Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации В.В. Володина по проблемным вопросам реализации новых норм законодательства в сфере обращения с отходами, включая рост тарифов за счет включения платы за негативное воздействие на окружающую среду, было направлено в декабре 2017 года.
Правительством Российской Федерации проводится работа по оптимизации тарифов операторов по обращению с ТКО. Так, согласно Федеральному закону от 31.12.2017 № 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2016-2017 годы не исчисляется и не взимается.
В настоящее время Правительством Российской Федерации дано поручение Минприроды России по пересмотру ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В случае изменения федерального законодательства в части исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов соответствующие решения будут приняты РЭК-департаментом.
С 1 января 2016 года Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее – Закон № 458-ФЗ) к коммунальным услугам отнесена новая коммунальная услуга – услуга по обращению с ТКО, предусмотрено государственное регулирование тарифов в отношении обращения с ТКО и нормативов их накопления, а также предусмотрен переходный период в отношении деятельности в области обращения с ТКО до 1 января 2019 года.
Согласно части 8 Закона № 458-ФЗ обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Региональный оператор по Староминской зоне деятельности, в состав которой согласно утвержденной территориальной схеме обращения с ТКО входит муниципальное образование Ленинградский район, в настоящее время не определен, коммунальная услуга по обращению с ТКО в Ленинградском районе не оказывается. Указанный факт не освобождает ООО "Чистая станица" от исчисления и уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Вопрос 3. Рост тарифов на коммунальные услуги в 2018 году?
Ответ. Параметры роста и сроки увеличения (календарная разбивка) тарифов (цен) на услуги инфраструктурного сектора электро-, газоснабжения и организаций тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также ограничения роста платежей в сфере предоставления коммунальных услуг населению ежегодно определяются Правительством Российской Федерации при согласовании прогноза социально-экономического развития страны на очередной год и плановый период к проекту закона о бюджете и подлежат учету на всех уровнях регулирования. Такое повышение предусматривается Правительством Российской Федерации ежегодно с 1 июля.
Тарифное регулирование на 2018 год проведено с учетом показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019-2020 годов (далее – Прогноз), а также на основании принятых ФАС России решений об установлении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электроэнергию для населения субъектов Российской Федерации.
В 1 полугодии 2018 года повышение тарифов (цен) на коммунальные услуги для населения в Краснодарском крае, включая Ленинградский район, не предусмотрено.
С 1 июля 2018 года в Краснодарском крае тарифы (цены) вырастут:
С 1 июля 2018 года повышение платежей населения за коммунальные услуги по отношению к декабрю 2017 года (при сопоставимом наборе и объемах потребленных услуг) в среднем по Краснодарскому краю ограниченно Правительством Российской Федерации на 4%. По отдельным муниципальным образованиям допускается отклонение еще на 2,5%. Повышение совокупного платежа потребителя за коммунальные услуги выше 6,5% не планируется.
По принятым на 2018 год тарифным решениям для поставщиков коммунальных ресурсов (услуг) потребителям муниципального образования Ленинградский район (не более 4% с 1 июля 2018 года, что находится в рамках утвержденных ограничений роста платежей за коммунальные услуги и показателей прогнозируемой на 2018 год инфляции, определенной Прогнозом и Федеральным законом 05.12.2017 № 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год…") пересмотр с 1 июля 2018 года предельных индексов в муниципальных образованиях Ленинградского района, утвержденных постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.12.2018 № 967 в размере 4%, не требуется.
Вопрос 4. Следующий период регулирования составит 5 лет, соответственно, производственная программа тоже должна быть разработана на этот период. Но запланировать мероприятия по текущему ремонту сетей на 5 лет вперед сложно и далее в ходе выполнения запланированных мероприятий может измениться первоочередная потребность в их выполнении, т.к. износ сетей составляет 85-95%.
А запланировать мероприятия по аварийно-восстановительные работы вообще не представляется возможным, т.к. запланировать аварии нельзя.
Просим дать пояснения по составлению производственной программы на пятилетний период регулирования, можно ли вносить корректировки в течении периода регулирования?
Ответ. В соответствии с пунктом 4 Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее – Правила) в производственную программу подлежат включению мероприятия, направленные на осуществление текущей (операционной) деятельности регулируемой организации и на поддержание объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в состоянии, соответствующем установленным требованиям технических регламентов, за исключением строительства, реконструкции и модернизации таких объектов.
При определении расходов на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой (пункт 51 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406).
Перечень мероприятий формируется на каждый год реализации производственной программы, и дает четкое представление о виде работ и месте его проведения.
Учитывая, что методом установления тарифов на долгосрочный период регулирования является метод индексации, организацией при определении расходов на ремонт, входящих в состав операционных расходов (пункт 61 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406) необходимо применять порядок расчета, определенный формулой 8, содержащейся в пункте 45 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э, согласно которой операционные расходы на 2020 год рассчитываются путем индексации базового уровня операционных расходов на 2019 год на индекс потребительских цен на 2020 год и применения индекса эффективности операционных расходов (1%). Аналогично 2020 году осуществляется расчет операционных расходов на 2021 год: путем индексации уровня операционных расходов на 2020 год на индекс потребительских цен на 2021 год и применения индекса эффективности операционных расходов (1%) и т.д. на каждый год реализации производственной программы.
В обоснование заявленных объемов работ на текущий и капитальный ремонт необходимо представить по каждому запланированному мероприятию документы, обосновывающие необходимость проведения данных мероприятий и объем работ на их проведение (акты технического обследования с указанием качественных и количественных параметров и технических характеристик ремонтируемых объектов до и после проведения ремонтных работ и способа выполнения работ, схемы сетей с указанием ремонтируемых участков, технический паспорт объекта), и обоснование финансовых потребностей (договоры, сметно-техническая документация, прейскуранты цен, коммерческие предложения или другие документы, обосновывающие стоимость затрат для проведения конъюнктурного анализа наиболее экономичного решения и т.д.).
Планирование затрат на аварийно-восстановительные работы (АВР) осуществляется исходя из анализа фактической надежности работы объектов водоснабжения и водоотведения – интенсивности отказов в год, и устойчивости их работы – среднего времени ликвидации одной аварии, а также возможного повышения надежности и устойчивости работы объектов в результате замены изношенных фондов и проведения других мероприятий. В качестве документов, обосновывающих расходы по статье "АВР", регулируемыми организациями представляются перечень аварий, произошедших в предшествующих периодах с указанием характера повреждений и времени устранения, ведомости (акты) списания материалов, аналитические регистры бухгалтерского учета, калькуляции расходов на устранение определенных видов аварий, планы закупок материалов и т.д., а также заполненную форму в соответствии с приложением. При этом недопустимыми являются ситуации, когда аварии, периодически возникающие, например, на одном и том же участке водопроводной сети планируются к устранению в режиме АВР, а не предусматриваются планово-предупредительным ремонтом.
В общем случае величина плановых финансовых потребностей на проведение аварийно-восстановительных работ определяется исходя из фактических расходов за последний отчетный год и динамики расходов за последние 3 года с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Корректировка производственной программы в соответствии с пунктом 17 Правил осуществляется регулируемой организацией в случае изменения условий реализации мероприятий производственной программы, ведущих к росту расходов на их реализацию, в том числе в случае изменения законодательства Российской Федерации, влияющего на условия реализации производственной программы.
Регулируемая организация представляет в РЭК-департамент проект измененной производственной программы (производственную программу в новой редакции), который должен содержать предложения о включении в производственную программу новых мероприятий, о переносе сроков реализации мероприятий производственной программы и об изменении стоимости этих мероприятий, а также материалы и документы, обосновывающие необходимость корректировки производственной программы.
При корректировке производственной программы, предполагающей увеличение финансовых потребностей, необходимых для ее реализации, указанные финансовые потребности в соответствии с пунктом 18 Правил учитываются при установлении тарифов в порядке, установленном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406.
Соответствующие подробные разъяснения направлены ресурсоснабжающим организациям по системе ЕИАС (информационное письмо от 05.03.2018 № 57-03-1271/18), а также размещены на официальном сайте РЭК-департамента в сети Интернет. Кроме того, РЭК-департамент проводит семинары-совещания со специалистами муниципальных образований, курирующими сферу развития коммунальной отрасли, руководителями и специалистами ресурсоснабжающих организаций, посвященные вопросам разработки и утверждения инвестиционных и производственных программ в сфере водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения.