Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги

Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен на продукты питания


 

Важная информация

Информация региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края по результатам рассмотрения наиболее актуальных вопросов при проведении руководителем РЭК-департамента С.Н. Миловановым выездного мероприятия в рамках информационно-разъяснительной работы по вопросам предоставления коммунальных услуг и ограничений повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании Ленинградский район 30 марта 2018 года


Вопрос 1. Для органов местного самоуправления установлен тариф за потребленную электроэнергию в электроустановках наружного освещения в размере в среднем 7,30 руб./кВтч (как коммерческий), при том, что собственники жилых помещений платят 3,11 руб./кВтч. Почему органы местного самоуправления должны платить за столь важный элемент комфортной и безопасной жизни населения, как за энергоресурс, приносящий коммерческую прибыль в 2 раза больше, чем само население?

Ответ. Государственное регулирование тарифов осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ             "Об электроэнергетике" (далее – Закон № 35-ФЗ), положениями постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178  "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее – Постановление № 1178).

В соответствии с положениями Постановления № 1178 расчеты за электрическую энергию, потребляемую на коммунально-бытовые нужды и не используемую для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности, осуществляются по тарифам для населения и приравненных к нему потребителей.

Этим же постановлением утвержден перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и электроэнергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) в отношении объемов потребления, используемых на коммунально-бытовые нужды.

Таким образом, расчеты с гражданами за потребленную электрическую энергию на коммунально-бытовые нужды в помещениях, признанных в установленном порядке жилыми, и не используемой для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности должны осуществляться по тарифам для населения и приравненных к нему потребителей.

В иных случаях, электрическая энергия оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам, формируемым в соответствии с положениями постановлений Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" и от 29.12.2011 № 1179 "Об определении и применении гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)".

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 № 643 "О Правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода" либерализация оптового рынка электроэнергии и мощности завершена в 2010 году. С 1 января 2011 года вся электроэнергия и мощность, реализуемая в ценовых зонах оптового рынка, к числу которых относится Краснодарский край, продается по нерегулируемым ценам, за исключением объемов электроэнергии и мощности, предназначенных для поставок населению и приравненным к ним категориям потребителей.

В соответствии с положениями Стандартов раскрытия информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24, гарантирующие поставщики (далее – ГП) ежемесячно раскрывают информацию о цене на электроэнергию, дифференцированную в зависимости от условий, определенных законодательством. При этом отдельно раскрывается цена закупки энергии, стоимость услуг по ее передаче, а также стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью поставки энергии потребителю.

Во исполнение указанных положений на официальных сайтах ГП ОАО "Кубаньэнергосбыт" (переименовано в ПАО "ТНС энерго Кубань") и      АО "НЭСК", осуществляющих свою деятельность на территории Краснодарского края, ежемесячно раскрывается информация о цене на электроэнергию для прочих потребителей в разрезе ценовых категорий. Ссылка для просмотра информации на официальных сайтах ГП в разделе "Раскрытие информации" https://kuban.tns-e.ru/disclosure/reporting/ (ПАО "ТНС энерго Кубань") и https://www.nesk.ru/?k=p&i=p97 (АО "НЭСК").

Необходимо отметить, что в рамках положений статьи 24 Закона № 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют мониторинг уровня нерегулируемых цен на электроэнергию (мощность) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. До настоящего времени указанный порядок Правительством Российской Федерации, либо иным уполномоченным органом не определен.

Вместе с тем, РЭК-департаментом в рамках полномочий осуществляется мониторинг уровня нерегулируемых цен на электрическую энергию, результаты которого размещаются на официальном сайте РЭК-департамента в сети Интернет (http://www.rek23.ru/tariffs/electric/electry3).

Стоимость одного киловатт-часа (кВтч) электрической энергии для потребителей, не относящихся к группе "Население", с 2011 года не утверждается РЭК-департаментом и в соответствии с законодательством складывается из следующих составляющих:

1-я составляющая. Стоимость одного кВтч произведенной и (или) приобретенной на оптовом (розничном) рынке электроэнергии и одного киловатта (кВт) мощности. Данная величина является свободной, которая ежемесячно складывается под воздействием спроса и предложения на рынке, не подлежит государственному регулированию и публикуется на официальном сайте ГП с учетом средневзвешенной стоимости энергии (мощности) определяемой администратором торговой системы (АО "АТС").

2-я составляющая.  Стоимость услуг по передаче и распределению одного кВтч энергии и одного кВт мощности по электрическим сетям региона, включающая в себя расходы на содержание электрических сетей (с учетом нормативной величины потерь) сетевых организаций региона, в том числе   ПАО "Кубаньэнерго", АО "НЭСК-электросети" и иных (всего порядка 50 организаций).

Данная составляющая утверждается в разрезе уровней напряжения в зависимости от границ раздела балансовой принадлежности потребителя и сетевой организации. Соответственно, чем ниже уровень напряжения, тем выше уровень затрат на трансформацию и распределение энергии до энергопринимающих устройств.

3-я составляющая. Стоимость одного кВтч сбытовых услуг (сбытовая надбавка) ГП – АО "НЭСК" и ПАО "ТНС энерго Кубань".

Следует отметить, что до 2018 года в соответствии с законодательством величины сбытовых надбавок ГП определялись в виде формулы исходя из доходности ГП в привязке к 1-й составляющей, т.е. если по каким-либо причинам имеет место всплеск стоимости энергии с оптового рынка, соответственно, в данном периоде также имеет место всплеск в величине сбытовых надбавок в стоимостном выражении. Начиная со II полугодия 2018 года величина сбытовых надбавок определяется в числовом значении.

Таким образом, конечная стоимость для потребителей группы "Прочие" складывается из составляющих с учетом вышеперечисленных факторов. На примере по итогам ноября 2017 года конечная цена приведена в табличном виде (руб./кВтч без учета НДС):

 

Уровни напряжения

ВН

(110 кВ и выше)

СН 1

(35 кВ)

СН 2

(10-6 кВ)

НН

(до 1 кВ)

Стоимость энергии

2,974

2,974

2,974

2,974

Услуги по передаче

1,832

2,128

3,282

4,383

Сбытовая надбавка ГП

0,144

0,144

0,144

0,144

ИТОГО Конечная цена

4,95

5,246

6,40

7,50

Доля федеральных факторов

74,9%

72,9%

66,9%

63%

Вместе с тем, РЭК-департамент информирует, что в настоящее время по итогам встречи Президента Российской Федерации с участниками Форума малых городов и исторических поселений 17.01.2018 (поручение № Пр-327) Правительством Российской Федерации прорабатывается вопрос совершенствования порядка регулирования цен (тарифов) на электроэнергию, используемую для освещения территорий муниципальных образований.

Вопрос 2. Размер тарифа на обработку и захоронение твердых коммунальных отходов, его увеличение в 2018 году?

Ответ. В соответствии со статьей 24.8. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Закон № 89-ФЗ) к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) относятся: обработка твердых коммунальных отходов; обезвреживание твердых коммунальных отходов; захоронение твердых коммунальных отходов; оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором.

В соответствии со статьей 23 Закона № 89-ФЗ плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО являются операторы по обращению с ТКО, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению (размещение отходов – хранение и захоронение отходов). Расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с ТКО, регионального оператора.

Статьей 1 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что оператор по обращению с ТКО – это индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которые осуществляют деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.

Аналогичные нормы установлены частью 1 статьи 16.1. Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

ООО "Чистая станица" осуществляет деятельность по захоронению ТКО, следовательно, является оператором по обращению с ТКО, и никаких дополнительных условий по его определению уполномоченным органом субъекта Российской Федерации действующим законодательством не предусмотрено.

В соответствии с законодательством для ООО "Чистая станица" тарифы на захоронение ТКО на 2018 год утверждены приказом РЭК-департамента от 20.12.2017 № 33/2017-тко "Об установлении тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов" с календарной разбивкой в размерах (не является плательщиком НДС): с 01.01.2018 – 66,79 руб./м3; с 01.07.2018 – 315,80 руб./м3.

Значительное увеличение тарифа обусловлено включением в тариф расходов на плату за негативное воздействие на окружающую среду, что регламентировано указанными нормами федерального законодательства. В расчете тарифа учтена сумма в размере 20523,39 тыс. руб., что занимает в общей плановой выручке 69,34%.

При этом сообщается, что вопросы значительного роста тарифов за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду рассматривались в администрации Краснодарского края и Законодательном Собрании Краснодарского края.

Обращение Председателя Законодательного Собрания Краснодарского края Ю.А. Бурлачко в адрес Председателя Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации В.В. Володина по проблемным вопросам реализации новых норм законодательства в сфере обращения с отходами, включая рост тарифов за счет включения платы за негативное воздействие на окружающую среду, было направлено в декабре 2017 года.

Правительством Российской Федерации проводится работа по оптимизации тарифов операторов по обращению с ТКО. Так, согласно Федеральному закону от 31.12.2017 № 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2016-2017 годы не исчисляется и не взимается.

В настоящее время Правительством Российской Федерации дано поручение Минприроды России по пересмотру ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В случае изменения федерального законодательства в части исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов соответствующие решения будут приняты РЭК-департаментом.

С 1 января 2016 года Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее – Закон № 458-ФЗ) к коммунальным услугам отнесена новая коммунальная услуга – услуга по обращению с ТКО, предусмотрено государственное регулирование тарифов в отношении обращения с ТКО и нормативов их накопления, а также  предусмотрен переходный период в отношении деятельности в области обращения с ТКО до 1 января 2019 года.

Согласно части 8 Закона № 458-ФЗ обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.

Региональный оператор по Староминской зоне деятельности, в состав которой согласно утвержденной территориальной схеме обращения с ТКО входит муниципальное образование Ленинградский район, в настоящее время не определен, коммунальная услуга по обращению с ТКО в Ленинградском районе не оказывается. Указанный факт не освобождает ООО "Чистая станица" от исчисления и уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Вопрос 3. Рост тарифов на коммунальные услуги в 2018 году?

Ответ. Параметры роста и сроки увеличения (календарная разбивка) тарифов (цен) на услуги инфраструктурного сектора электро-, газоснабжения и организаций тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также ограничения роста платежей в сфере предоставления коммунальных услуг населению ежегодно определяются Правительством Российской Федерации при согласовании прогноза социально-экономического развития страны на очередной год и плановый период к проекту закона о бюджете и подлежат учету на всех уровнях регулирования. Такое повышение предусматривается Правительством Российской Федерации ежегодно с 1 июля.

Тарифное регулирование на 2018 год проведено с учетом показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019-2020 годов (далее – Прогноз), а также на основании принятых ФАС России решений об установлении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электроэнергию для населения субъектов Российской Федерации.

В 1 полугодии 2018 года повышение тарифов (цен) на коммунальные услуги для населения в Краснодарском крае, включая Ленинградский район, не предусмотрено.

С 1 июля 2018 года в Краснодарском крае тарифы (цены) вырастут:

  •   на электроэнергию для населения – от 3,83% до 3,86% (одноставочные тарифы), от 3,74% до 3,86% (тарифы, дифференцированные по зонам суток); 
  •   на газ для населения (сетевой, сжиженный) – не более 3,4%;
  •   на тепло-, водоснабжение и водоотведение – в рамках ограничений повышения платежей населения за коммунальные услуги.

С 1 июля 2018 года повышение платежей населения за коммунальные услуги по отношению к декабрю 2017 года (при сопоставимом наборе и объемах потребленных услуг) в среднем по Краснодарскому краю ограниченно Правительством Российской Федерации на 4%. По отдельным муниципальным образованиям допускается отклонение еще на 2,5%. Повышение совокупного платежа потребителя за коммунальные услуги выше 6,5% не планируется.

По принятым на 2018 год тарифным решениям для поставщиков коммунальных ресурсов (услуг) потребителям муниципального образования Ленинградский район (не более 4% с 1 июля 2018 года, что находится в рамках утвержденных ограничений роста платежей за коммунальные услуги и показателей прогнозируемой на 2018 год инфляции, определенной Прогнозом и  Федеральным законом 05.12.2017 № 362-ФЗ "О федеральном  бюджете  на  2018  год…") пересмотр с 1 июля 2018 года предельных индексов в муниципальных образованиях Ленинградского района, утвержденных постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от  15.12.2018 № 967 в размере 4%, не требуется.

Вопрос 4. Следующий период регулирования составит 5 лет, соответственно, производственная программа тоже должна быть разработана на этот период. Но запланировать мероприятия по текущему ремонту сетей на 5 лет вперед сложно и далее в ходе выполнения запланированных мероприятий может измениться первоочередная потребность в их выполнении, т.к. износ сетей составляет 85-95%.

А запланировать мероприятия по аварийно-восстановительные работы вообще не представляется возможным, т.к. запланировать аварии нельзя.

Просим дать пояснения по составлению производственной программы на пятилетний период регулирования, можно ли вносить корректировки в течении периода регулирования?

Ответ. В соответствии с пунктом 4 Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее – Правила) в производственную программу подлежат включению мероприятия, направленные на осуществление текущей (операционной) деятельности регулируемой организации и на поддержание объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в состоянии, соответствующем установленным требованиям технических регламентов, за исключением строительства, реконструкции и модернизации таких объектов.

При определении расходов на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой (пункт 51 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406).

Перечень мероприятий формируется на каждый год реализации производственной программы, и дает четкое представление о виде работ и месте его проведения.

Учитывая, что методом установления тарифов на долгосрочный период регулирования является метод индексации, организацией при определении расходов на ремонт, входящих в состав операционных расходов  (пункт 61 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения,  утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406) необходимо применять порядок расчета, определенный формулой 8, содержащейся в пункте 45 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э, согласно которой операционные расходы на 2020 год рассчитываются путем индексации базового уровня операционных расходов на 2019 год на индекс потребительских цен на 2020 год и применения индекса эффективности операционных расходов (1%).  Аналогично 2020 году осуществляется расчет операционных расходов на 2021 год: путем индексации уровня операционных расходов на 2020 год на индекс потребительских цен на 2021 год и применения индекса эффективности операционных расходов (1%) и т.д. на каждый год реализации производственной программы.

В обоснование заявленных объемов работ на текущий и капитальный ремонт необходимо представить по каждому запланированному мероприятию документы, обосновывающие необходимость проведения данных мероприятий и объем работ на их проведение (акты технического обследования с указанием качественных и количественных параметров и технических характеристик ремонтируемых объектов до и после проведения ремонтных работ и способа выполнения работ, схемы сетей с указанием ремонтируемых участков, технический паспорт объекта), и обоснование финансовых потребностей (договоры, сметно-техническая документация, прейскуранты цен, коммерческие предложения  или другие документы, обосновывающие стоимость затрат для проведения конъюнктурного анализа наиболее экономичного решения и т.д.).

Планирование затрат на аварийно-восстановительные работы (АВР) осуществляется исходя из анализа фактической надежности работы объектов водоснабжения и водоотведения – интенсивности отказов в год, и устойчивости их работы – среднего времени ликвидации одной аварии, а также возможного повышения надежности и устойчивости работы объектов в результате замены изношенных фондов и проведения других мероприятий. В качестве документов, обосновывающих расходы по статье "АВР", регулируемыми организациями представляются перечень аварий, произошедших в предшествующих периодах с указанием характера повреждений и времени устранения, ведомости (акты) списания материалов, аналитические регистры бухгалтерского учета, калькуляции расходов на устранение определенных видов аварий, планы закупок материалов и т.д., а также заполненную форму в соответствии с приложением. При этом недопустимыми являются ситуации, когда аварии, периодически возникающие, например, на одном и том же участке водопроводной сети планируются к устранению в режиме АВР, а не предусматриваются планово-предупредительным ремонтом.

В общем случае величина плановых финансовых потребностей на проведение аварийно-восстановительных работ определяется исходя из фактических расходов за последний отчетный год и динамики расходов за последние 3 года с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Корректировка производственной программы в соответствии с пунктом 17 Правил осуществляется регулируемой организацией в случае изменения условий реализации мероприятий производственной программы, ведущих к росту расходов на их реализацию, в том числе в случае изменения законодательства Российской Федерации, влияющего на условия реализации производственной программы.

Регулируемая организация представляет в РЭК-департамент проект измененной производственной программы (производственную программу в новой редакции), который должен содержать предложения о включении в производственную программу новых мероприятий, о переносе сроков реализации мероприятий производственной программы и об изменении стоимости этих мероприятий, а также материалы и документы, обосновывающие необходимость корректировки производственной программы.

При корректировке производственной программы, предполагающей увеличение финансовых потребностей, необходимых для ее реализации, указанные финансовые потребности в соответствии с пунктом 18 Правил учитываются при установлении тарифов в порядке, установленном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406.

Соответствующие подробные разъяснения направлены ресурсоснабжающим организациям по системе ЕИАС (информационное письмо от 05.03.2018 № 57-03-1271/18), а также размещены на официальном сайте РЭК-департамента в сети Интернет. Кроме того, РЭК-департамент проводит семинары-совещания со специалистами муниципальных образований, курирующими сферу развития коммунальной отрасли, руководителями и специалистами ресурсоснабжающих организаций, посвященные вопросам разработки и утверждения инвестиционных и производственных программ в сфере водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения.