Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги

Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен на продукты питания


 

Важная информация

Информация региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края по результатам рассмотрения наиболее актуальных вопросов при проведении заместителем руководителя РЭК-департамента С.Ю. Шуляк выездного мероприятия в рамках информационно-разъяснительной работы по вопросам предоставления коммунальных услуг и ограничений повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании город Армавир с учетом рассмотрения вопроса о стоимости электроэнергии для членов Дачного некоммерческого товарищества «Поселок Восход», поступившего в ходе личного приема


270418.jpgВопрос 1. Почему в садоводческом товариществе стоимость электроэнергии значительно выше, чем в городе – в городе, например, 4,44 рублей за 1 квт/ч, на даче – 4,96 рублей за 1 киловатт?

Ответ: В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» садоводческие некоммерческие объединения граждан относятся к категории потребителей, приравненных к населению. Соответственно оплата электрической энергии должна осуществляться по тарифам, установленным для населения и приравненных к нему потребителей.

Указанным постановлением также определена категория потребителей, приравненных к населению – садоводческие, огороднические или дачные не-коммерческие объединения граждан – некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (далее – НСТ).

Приказами РЭК-департамента от 19.12.2016 № 51/2016-э и от 19.12.2017 № 60/2017-э «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Краснодарскому краю и Республике Адыгея» утверждены тарифы на 2017-2018 годы для населения и приравненных к нему категорий потребителей, в т.ч. и для НСТ, в следующих размерах (с НДС):

одноставочные тарифы с 01.01.2017 – 4,28 руб./кВт.ч, с 01.07.2017 по 30.06.2018 – 4,44 руб./кВт.ч;

тарифы, дифференцированные по двум зонам суток, дневная зона с 01.01.2017 – 4,77 руб./кВт.ч, с 01.07.2017 по 30.06.2018 – 4,96 руб./кВт.ч, ночная зона с 01.01.2017 – 2,57 руб./кВт.ч, с 07.07.2017 по 30.06.2018 – 2,67 руб./кВт.ч.

В случае если на участке установлен однотарифный прибор учета электрической энергии, то расчеты за потребленную электроэнергию должны производиться по одноставочному тарифу, вне зависимости от наличия общего многотарифного прибора учета на границе НСТ и сетевой организации.

В ходе рассмотрения данного вопроса, поступившего в рамках личного приема установлено, что членам Дачного некоммерческого товарищества «Поселок Восход» (далее – ДНТ «Поселок Восход») выставлялись счета на оплату по тарифам за объемы электрической энергии независимо от установленных приборов учета, позволяющих определить объемы потребленных в соответствующем помещении коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток. Так, при установленном однотарифном счетчике членам ДНТ «Поселок Восход» выставлялись счета за объемы электрической энергии по дифференцированному тарифу дневной зоны в размере 4,96 руб./кВт.ч, при утвержденном приказом РЭК-департамента от 19.12.2016 № 51/2016-э одноставочном тарифе с 01.07.2017 в размере 4,44 руб./кВт.ч.

В связи с чем, в адрес руководства ДНТ «Поселок Восход» направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований при расчетах за потребленную электрическую энергию в части выбора потребителем варианта цены (тарифа).

В части применения понижающих коэффициентов к тарифам для населения для указанной категории потребителей (НСТ), РЭК-департамент информирует, что указанным выше постановлением определено, что при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1. К ценам (тарифам) на электроэнергию при их утверждении на соответствующий период регулирования для каждой из приравненных к населению категорий по-требителей (в т.ч. и для НСТ) по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов также применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.

Дополнительно РЭК-департамент информирует, что Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации (далее – ФАС России) письмом от 06.11.2015 № ВК/62330/15 даны разъяснения, что в случае, когда гражданин не является членом НСТ и ведет садоводство в индивидуальном порядке на территории садоводческого объединения, оплата за потребленную электроэнергию должна производиться по тарифам, утвержденным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для населения в зависимости от того, находится ли территория НСТ в границах сельского населенного пункта и соблюдаются ли при этом условия о проживании на территории НСТ гражданином. При этом вид разрешенного использования земельного участка, находящегося в сельской местности, не влияет на возможность применения тарифов, установленных для населения, проживающего в сельской местности.

Кроме того, письмом от 03.08.2016 № АГ/53137/16 ФАС России представлена информация о соблюдении условий проживания, в которой ФАС России делает вывод о том, что факт проживания и назначение объекта энергоснабжения в сельском населенном пункте подтверждается документами, свидетельствующими о статусе населенного пункта, на право собственности или иного законного права владения на жилой дом (строение).

Вопрос отнесения населенных пунктов к категориям сельских или городских поселений регламентируется Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Вопрос 2. Почему такие высокие тарифы на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования? По факту – просто выписывается акт. В соответствии со справочником – это «визуальный осмотр». Ведь никаких материалов не затрачено, трудовые ресурсы – не более пяти минут.

Ответ: Обеспечение потребителей природным газом является деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, поэтому, в соответствии с действующим законодательством техническое обслуживание внутридомового газового оборудования (далее – ВДГО) является обязательным условием его безопасной эксплуатации.

В соответствии с федеральным законодательством затраты на содержание и ремонт ВДГО не включаются в структуру розничных цен на газ.

Порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания ВДГО установлен Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при пользовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 (далее – Правила содержания ВДГО).

Правилами содержания ВДГО, в том числе, определено, что стоимость технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования определяется специализированной организацией в соответствии с Методическими рекомендациями о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (далее – Методические рекомендации), утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 269-э/8.

Таким образом, стоимость услуг по техническому обслуживанию и ре-монту ВДГО не подлежит государственному регулированию и определяется специализированной организацией самостоятельно, в соответствии с вышеуказанными методическими рекомендациями.

Далее сообщаем, что с целью повышения ответственности за нарушение требований по обеспечению безопасного использования и содержания ВДГО и обеспечения безопасности функционирования систем газоснабжения, Федеральным законом от 05.12.2016 № 412-ФЗ были внесены в законодательство изменения, усиливающие меру ответственности граждан, юридических и должностных лиц за нарушение требований по обеспечению безопасного использования и содержания ВДГО.

В том числе, за нарушения требований к качеству (сроку, периодичности) выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО, либо невыполнение работ (неоказание услуг) по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО, предусмотрена административная ответственность.

При этом новым законодательством предусмотрена административная ответственность, в том числе и для физических лиц, являющихся собственни-ками газового оборудования, за отказ в допуске представителя специализированной организации для выполнения указанных работ.

Необходимо отметить, что согласно пунктам 89 и 90 Правил содержания ВДГО, контроль за соблюдением положений Правил содержания ВДГО осуществляет государственная жилищная инспекция, а методологическое обеспечение деятельности по контролю за техническим обслуживанием и состоянием внутридомового и внутриквартирного газового оборудования осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Таким образом, в случае оказания специализированной организацией услуг по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО не соответствующих установленным требованиям к их качеству заявитель вправе обратиться в государственную жилищную инспекцию Краснодарского края.

С учетом вышеизложенного при заключении договора со специализированной организацией заявитель вправе на договорной основе определять стоимость услуг или выбирать иную специализированную организацию по его усмотрению.

Вопросы обоснованности рассчитанных и установленных специализированной организацией конкретных размеров цен (тарифов) на услуги по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО подпадают под нормы действия Федеральных законов от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», контроль за соблюдением которых осуществляет антимонопольная служба (Управление ФАС России по Краснодарскому краю, расположено по адресу: г. Краснодар, 350000, ул. Коммунаров, д. 235; Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю – г. Краснодар, 350000, ул. Рашпилевская, д. 100).

Дополнительно РЭК-департамент информирует, что в целях обеспечения реализации права потребителей платить за услуги надлежащего качества и в полном объеме по обоснованным ценам Законодательным Собранием Краснодарского края было принято Постановление от 15.02.2017 № 3006-П об Обращении депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края к руководителю Федеральной антимонопольной службы И.Ю. Артемьеву по вопросу внесения изменений в Методические рекомендации по расчету стоимости технического обслуживания и ремонта ВДГО, предусматривающих снижение стоимости услуг по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО.

Вопрос 3. Планируется ли введение социальной нормы потребления электроэнергии в Краснодарском крае? Считаем, что общество не готово к таким мерам и просим не вводить социальную норму как можно дольше, чтобы избежать социального напряжения в обществе.

Ответ: Постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)» установлен порядок определения и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), а также определены особенности установления тарифов в связи с переходом к расчетам размера платы населения за коммунальную услугу по электроснабжению (за электрическую энергию (мощность) – для категорий потребителей, приравненных к населению) с применением социальной нормы.

При определении величин социальной нормы для Краснодарского края учтено максимальное количество энергопотребляющих приборов у потребителей-граждан, в т.ч. также учтены климатические особенности региона. Также учтены на максимальном уровне дополнительные величины электропотребления для жилых помещений, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, электроотопительными и электронагревательными установками.

Работа по определению величин социальных норм велась в тесном взаимодействии и под контролем Законодательного Собрания Краснодарского края. По итогам совместного рассмотрения данного вопроса, уполномоченным органом были учтены предложения, направленные на минимизацию социальных последствий введения социальной нормы.

Необходимо отметить, что величина социальной нормы на территории Краснодарского края в сравнении с другими регионами России, на территории которых в настоящий момент утверждены величины социальных норм, существенно выше, чем в других регионах. Так, например, базовая величина социальной нормы (месячное потребление одиноко проживающих граждан в жилых помещениях, не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, электроотопительными и электронагревательными установками) на территории Ростовской области составляет 96 кВт.ч, Владимирской области – 100 кВт.ч, в Алтайском крае – 131 кВт.ч, в Орловской области – 190 кВт.ч. На территории Краснодарского края базовая величина социальной нормы определена в размере 250 кВт.ч.

При этом законом предусмотрены меры поддержки отдельных групп населения. Так, для одиноко проживающих пенсионеров, а также для семей, состоящих только из получателей пенсии по старости либо инвалидности, для семьей, отнесенных к категории многодетных семей, семей, имеющих в своем составе инвалидов и детей-инвалидов и пр., в первый год применения социальной нормы весь объем потребления электроэнергии таких семей оплачивается по цене (тарифу) в пределах социальной нормы, а со второго года социальная норма устанавливается с применением повышающего коэффициента 1,5.

Кроме того, вышеуказанные меры поддержки предусмотрены и для по-требителей, жилые помещения которых в законодательном порядке отнесены к аварийному жилищному фонду или фонду со степенью износа более 70%.

В целом по расчетным данным в рамки социальных норм «укладывается» порядка 85% бытовых абонентов в крае.

Вместе с тем необходимо отметить, что по решению администрации Краснодарского края полномасштабное введение социальной нормы с оплатой за объемы превышения нормы по повышенным тарифам отложено до момента окончания подготовительной работы с ресурсоснабжающими организациями, исполнителями коммунальных услуг (управляющими организациями), органами местного самоуправления, органами социальной защиты населения, пенсионного фонда и органами регистрационного учета, направленной на организацию и упорядочение расчетов за потребленную электроэнергию гражданами-потребителями в пределах социальных норм и сверх них с учетом факторов, в существенной степени влияющих на величины применяемых норм и правильность расчетов.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 01.06.2017 № 414 «О признании утратившим силу постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31 августа 2016 года № 654 «О применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) на территории Краснодарского края» отменено введение социальной нормы на территории Краснодарского края.

Пока актуальная база не будет создана, не будет налажено межведом-ственное взаимодействие, социальная норма на территории Краснодарского края введена не будет.

Вопрос 4. Приказом РЭК утверждена стоимость работ по техприсоединению к газовым сетям в размере 35 тысяч рублей. По факту Армавиргоргаз считает всем по индивидуальному проекту и в результате стоимость работ по газификации вырастает в разы. Кто за этим следит? Куда обращаться?

Ответ: В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям подлежит государственному регулированию.

Порядок определения размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения установлен в Основных положениях формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021.

Порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, принадлежащих газораспределительным организациям (далее – ГРО) на праве собственности или иных законных основаниях, определён Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила подключения).

В соответствии с действующим законодательством размер платы за подключение определяется в зависимости от технических параметров проекта газоснабжения.

Так, в случае, если расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения принадлежащей ГРО, составляет не более 200 метров, проектное рабочее давление не более 0,3 МПа, мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа), а максимальный расход газа, с учетом расхода газа ранее подключенного газоиспользующего оборудования, не превышает 5 куб. метров в час, а для предпринимательской (коммерческой) цели – 15 куб. метров в час, плата за подключение составляет 35 тыс. рублей (приказ РЭК-департамента от 15.11.2017 № 26/2017-газ).

В других случаях, не указанных выше, плата определяется, исходя из установленных стандартизированных тарифных ставок или по индивидуальному проекту, в зависимости от технических параметров под-ключения.

Стандартизированные тарифные ставки на 2018 год установлены приказом РЭК-департамента от 27.12.2017 № 30/2017-газ.

Необходимо обратить внимание, что за плату, подлежащую государ-ственному регулированию, ГРО должны выполнить только мероприятия по подключению до границы земельного участка заявителя, а мероприятия по подключению в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем (пункт 88 Правил подключения).

При этом заявитель вправе свободно выбирать специализированные проектную и строительно-монтажную организации для выполнения мероприятий, связанных с созданием системы газопотребления (внутренней и внешней) в пределах границ своего земельного участка.

В соответствии с письмом ФАС России от 08.11.2017 № АГ/77585/17 «О плате за технологическое присоединение к сетям газораспределения» в случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое не оказывает услуг по транспортировке газа (далее – основной абонент), технические условия такого подключения (технологического присоединения) выдаются газораспределительной организацией, к сети газораспределения которой присоединена сеть газопотребления, принадлежащая основному абоненту.

В случае, если с заявкой обращаются заявители, которые представили согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения и (или) газопотребления основного абонента, а также согласие на строительство газопровода на земельном участке основного абонента, то размер платы за подключение к сети газораспределения определяется газораспределительной организацией исходя из подлежащей государственному регулированию платы или стандартизированных тарифных ставок.

При этом, если с заявкой на подключение объекта капитального строи-тельства лица, намеревающегося осуществить подключение, обращается ос-новной абонент и не прикладывает согласие на строительство газопровода не на его земельном участке, то мероприятия по подключению до границ земельного участка лица, намеревающегося осуществить подключение, в чьих интересах выступает основной абонент, осуществляются с привлечением любой подрядной организации, а ГРО выдает технические условия и осуществляет только мероприятия по фактическому присоединению, плата за которые определяется по стандартизированной тарифной ставке С8ik.

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2017 № 999, в том числе в пункт 88 Правил подключения, были внесены изменения, согласно которым заявитель вправе обратиться к исполнителю с просьбой осуществить мероприятия по подключению в пределах границ его земельного участка. В этом случае исполнитель в течение 10 рабочих дней после дня получения письменного обращения направляет заявителю расчет размера платы за подключение в пределах границ земельного участка заявителя, величина которой устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждёнными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Однако, в настоящее время на федеральном уровне не внесены соответ-ствующие изменения в указанный порядок определения размера платы за подключение и методические указания по расчету размера платы.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2017 № 999, ФАС России и Минэнерго России поручено в 3-х месячный срок представить в Правительство Российской Федерации предложения по внесению изменений в нормативно-правовые акты.

После внесения соответствующих изменений в законодательство на фе-деральном уровне, РЭК-департаментом будут установлены соответствующие стандартизированные тарифные ставки, на основании которых газораспределительные организации будут определять стоимость работ по созданию сетей газопотребления на территории земельного участка заявителя.

До момента установления вышеуказанных стандартизированных тарифных ставок РЭК-департаментом было рекомендовано газораспределительным организациям при определении стоимости мероприятий по подключению к сетям газоснабжения в пределах границ земельного участка заявителя использовать сметные нормативы, включенные в Федеральный реестр.

Необходимо отметить, что стоимость мероприятий по газификации объектов капитального строительства, выполняемых в пределах границ земельных участков заявителей, в случаях, когда исполнителями таких услуг выступают организации, не являющиеся газораспределительными, не подлежит государственному регулированию и определяется на договорной основе.

Вопрос 5. Почему в домах с ИТП для приготовления горячей воды не учитывается фактическая температура подогреваемой воды, а в расчетах применяется температура холодной воды (+10 0С)?, ведь в бойлер на подогрев возвращается из дома теплая вода, не использованная как «горячая» и её температура не ниже +35 0С. Это значительно удорожает стоимость горячего водоснабжения.

Ответ: В соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее – Правила № 306), утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, при расчете норматива на горячее водоснабжение используется средняя температура холодной воды в сети водопровода, которая определяется на основании сведений местной метеостанции. При отсутствии достоверных данных средняя температура определяется по формуле:

txот * nот + tхнеот * (n - nот)

tx = ----------------------------------,

n

где:

txот – температура холодной воды в водопроводной сети в отопительный период, равная 5 0C;

tхнеот – температура холодной воды в водопроводной сети в неотопительный период, равная 15 0C;

n – количество дней в году (365 или 366 суток);

nот – продолжительность отопительного периода (суток).

Таким образом, достоверными данными о величине средней температуры холодной воды могут служить только данные метеостанции.

На основании информации, предоставленной Краснодарским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, данный вид наблюдений не предусмотрен планом государственного задания.

В связи с этим, при отсутствии данных местной метеостанции, необходимо применять температуру холодной воды в отопительный период, равной +5 0С, в неотопительный период +15 0С, в среднем +10 0С, при средней продолжительности отопительного периода (средняя фактическая продолжительность отопительного периода за последние 5 лет) для города Армавира 181 сутки.

Следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2010 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» до 01.01.2019 собственники объектов, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, обязаны обеспечить оснащение таких объектов приборами учета используемой тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Установка общедомовых узлов учета потребления тепловой энергии производится в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя».

В соответствии с пунктом 112 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, в случае если для определения количества поставленной (потребленной) тепловой энергии, теплоносителя в целях их коммерческого учета требуется измерение температуры холодной воды на источнике тепловой энергии, допускается введение указанной температуры в вычислитель в виде константы с периодическим пересчетом количества потребленной тепловой энергии с учетом фактической температуры холодной воды. Допускается введение нулевого значения температуры холодной воды в течение всего года.

Таким образом, в случае установки узла учета тепловой энергии, как у потребителя, так и на котельной, возможно измерение температуры холодной воды, поступающей на источник тепловой энергии и учет ее при взаиморасчетах за тепловую энергию.

Вопрос 6. Включение платы за негативное воздействие на окружающую среду в тариф на услуги по захоронению твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) приводит к росту тарифа более чем на 670%. Просьба рассмотреть вопрос об исключении из тарифа на захоронение на 2018 год платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Ответ: В соответствии со статьей 24.8. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) к регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО относятся: обработка твердых коммунальных отходов; обезвреживание твердых коммунальных отходов; захоронение твердых коммунальных отходов; оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором.

В соответствии со статьей 23 Закона № 89-ФЗ плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО являются операторы по обращению с ТКО, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению (размещение отходов – хранение и захоронение отходов). Расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с ТКО, регионального оператора.

Статьей 1 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что оператор по обращению с ТКО – это индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осу-ществляющее деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.

Аналогичные нормы установлены частью 1 статьи 16.1. Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

МП города Армавира «Армавиргортранс» осуществляет деятельность по захоронению ТКО, следовательно, является оператором по обращению с ТКО, и никаких дополнительных условий по его определению уполномоченным органом субъекта Российской Федерации действующим законодательством не предусмотрено.

В соответствии с законодательством для МП города Армавира «Армавиргортранс» тарифы на захоронение ТКО на 2018 год утверждены приказом РЭК-департамента от 20.12.2017 № 34/2017-тко с календарной разбивкой в размерах (без НДС): с 01.01.2018 – 26,40 руб./м3; с 01.07.2018 – 294,43 руб./м3.

Значительное увеличение тарифа, действительно, обусловлено включением в тариф расходов на плату за негативное воздействие на окружающую среду, что регламентировано указанными нормами федерального законодательства. В расчете тарифа учтена сумма в размере 91,64 млн. руб., что занимает в общей плановой выручке 82,8%.

При этом сообщается, что вопросы значительного роста тарифов за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду рассматривались в администрации Краснодарского края и Законодательном Собрании Краснодарского края.

Обращение Председателя Законодательного Собрания Краснодарского края Ю.А. Бурлачко в адрес Председателя Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации В.В. Володина по проблемным вопросам реализации новых норм законодательства в сфере обращения с отходами, включая рост тарифов за счет включения платы за негативное воздействие на окружающую среду, было направлено в декабре 2017 г.

Правительством Российской Федерации проводится работа по оптимизации тарифов операторов по обращению с ТКО. Так, согласно Федеральному закону от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 г. и 2017 г. не исчисляется и не взимается.

Правительством Российской Федерации уже дано поручение Минприроды России по пересмотру ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В случае изменения федерального законодательства в части исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов соответствующие решения будут приняты РЭК-департаментом.

С 1 января 2016 года Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее – Закон № 458-ФЗ) к коммунальным услугам отнесена новая коммунальная услуга – услуга по обращению с ТКО, предусмотрено государственное регулирование тарифов в отношении обращения с ТКО и нормативов их накопления, а также предусмотрен переходный период в отношении деятельности в области обращения с ТКО до 1 января 2019 года.

Согласно части 8 Закона № 458-ФЗ обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта РФ, но не позднее 1 января 2019 г.

Региональный оператор по Новокубанской зоне деятельности, в состав которой, согласно утвержденной территориальной схеме обращения с ТКО, входит муниципальное образование город Армавир, в настоящее время не определен, коммунальная услуга по обращению с ТКО в г. Армавире не оказывается. Указанный факт не освобождает МП города Армавира «Армавиргортранс» от исчисления и уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Вопрос 7. Пересмотреть тариф на захоронение ТКО с учетом уста-новленного с 1 июля 2018 года предельного (максимального) индекса из-менения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

Ответ. Поскольку ограничение повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги предусмотрено только в отношении коммунальных услуг при соблюдении принципа неизменности порядка оплаты за коммунальные услуги и набора таких услуг в каждом месяце очередного года по отношению к декабрю предыдущего года – в 2016 году, в 2017 году и в 2018 году действие утвержденных предельных индексов на сферу предоставления услуг по сбору и вывозу ТБО, а также по обращению с ТКО не распространяется, за исключением регионального оператора по Краснодарской зоне деятельности, тариф для которого был установлен в апреле 2017 года и действовал по состоянию на декабрь 2017 года (статья 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункты 4 и 5 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400).