Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги

Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен на продукты питания


 

Важная информация

Информация региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края по результатам рассмотрения наиболее актуальных вопросов при проведении заместителем руководителя РЭК-департамента С.Ю. Шуляк выездного мероприятия в рамках информационно-разъяснительной работы по вопросам предоставления коммунальных услуг и ограничений повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании Белоглинский район 13 апреля 2018 года


Вопрос 1. Планируется ли введение социальной нормы потребления электроэнергии в Краснодарском крае?

Ответ. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)» установлен порядок определения и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), а также определены особенности установления тарифов в связи с переходом к расчетам размера платы населения за коммунальную услугу по электроснабжению (за электрическую энергию (мощность) – для категорий потребителей, приравненных к населению) с применением социальной нормы.

При определении величин социальной нормы для Краснодарского края учтено максимальное количество энергопотребляющих приборов у потребителей – граждан, в т.ч. также учтены климатические особенности региона. Также учтены на максимальном уровне дополнительные величины электропотребления для жилых помещений, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, электроотопительными и электронагревательными установками.

Работа по определению величин социальных норм велась в тесном взаимодействии и под контролем Законодательного Собрания Краснодарского края. По итогам совместного рассмотрения данного вопроса, уполномоченным органом были учтены предложения, направленные на минимизацию социальных последствий введения социальной нормы.

Необходимо отметить, что величина социальной нормы на территории Краснодарского края в сравнении с другими регионами России, на территории которых в настоящий момент утверждены величины социальных норм, существенно выше, чем в других регионах. Так, например, базовая величина социальной нормы (месячное потребление одиноко проживающих граждан в жилых помещениях, не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, электроотопительными и электронагревательными установками) на территории Ростовской области составляет 96 киловатт-часов, Владимирской области – 100 киловатт-часов, в Алтайском крае – 131 киловатт-часов, в Орловской области – 190 киловатт-часов. На территории Краснодарского края величина социальной нормы для сельской местности определена в размере 350 киловатт-часов.

При этом законом предусмотрены меры поддержки отдельных групп населения. Так, для одиноко проживающих пенсионеров, а также для семей, состоящих только из получателей пенсии по старости либо инвалидности, для семьей, отнесенных к категории многодетных семей; семей, имеющих в своем составе инвалидов и детей-инвалидов и пр., в первый год применения социальной нормы весь объем потребления электроэнергии таких семей оплачивается по цене (тарифу) в пределах социальной нормы, а со второго года социальная норма устанавливается с применением повышающего коэффициента 1,5.

Кроме того, вышеуказанные меры поддержки предусмотрены и для потребителей, жилые помещения которых в законодательном порядке отнесены к аварийному жилищному фонду или фонду со степенью износа более 70%.

В целом по расчетным данным в рамки социальных норм «укладывается» порядка 85% бытовых абонентов в крае.

Вместе с тем необходимо отметить, что по решению администрации Краснодарского края полномасштабное введение социальной нормы с оплатой за объемы превышения нормы по повышенным тарифам отложено до момента окончания подготовительной работы с ресурсоснабжающими организациями, исполнителями коммунальных услуг (управляющими организациями), органами местного самоуправления, органами социальной защиты населения, пенсионного фонда и органами регистрационного учета, направленной на организацию и упорядочение расчетов за потребленную электроэнергию гражданами-потребителями в пределах социальных норм и сверх них с учетом факторов, в существенной степени влияющих на величины применяемых норм и правильность расчетов.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 01.06.2017 № 414 «О признании утратившим силу постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31 августа 2016 года № 654 «О применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) на территории Краснодарского края» отменено введение социальной нормы на территории Краснодарского края.

Пока актуальная база не будет создана, не будет налажено межведомственное взаимодействие, социальная норма на территории Краснодарского края введена не будет.

По итогам принятых решений соответствующая информация будет доведена до заинтересованных сторон, в том числе и посредством средств массовой информации.

Вопрос 2. Почему ежегодно повышаются тарифы на коммунальные услуги, на сколько процентов повысят тарифы в 2018 году?

Ответ. Тарифы на коммунальные услуги принимаются на основании одобренного Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации к проекту закона о федеральном бюджете, предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электрическую энергию для населения и ограничений размера платы граждан, утверждаемых на федеральном уровне, с календарной разбивкой по полугодиям. Повышение тарифов планируется 1 раз в год – с 1 июля.

В соответствии с показателями Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее – Прогноз) в 2018 году планируется проиндексировать оптовые цены на газ для всех конечных потребителей и тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям с 1 июля 2018 года на 3,4%.

Тарифы на коммунальные услуги для населения Белоглинского района на 2018 год установлены РЭК-департаментом в рамках утвержденных ограничений повышения платежей населения за коммунальные услуги (распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.10.2017 № 2353-р, от 01.11.2014 № 2222-р, постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.12.2017 № 967 «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Краснодарского края на 2018 год») и показателей прогнозируемой на 2018 год инфляции, определенной Прогнозом и Федеральным законом 05.12.2017 № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год…» – без роста в I полугодии и с ростом на 4% во II полугодии (декабрь 2018 года к декабрю 2017 года).

Вопрос 3. Почему оплата за отопление в октябре начисляется за полный месяц, хотя отопительный период начинается с 15 октября 2018 года?

Ответ. Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3.3 Положения о РЭК-департаменте, утвер-жденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 14.06.2002 № 652 «О региональной энергетической комиссии - департаменте цен и тарифов Краснодарского края», одной из функций РЭК-департамента является утверждение нормативов потребления коммунальных услуг.

Расчет нормативов потребления тепловой энергии на нужды отопления, утвержденных приказом РЭК-департаментом от 31.08.2012 № 2/2012-нп «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае» (далее – Приказ РЭК-департамента № 2/2012-нп), производился в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила № 306), утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306.

В соответствии с пунктом 18 приложения № 1 Правил № 306 норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях (Гкал на 1 м2 общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц) определялся по следующей формуле:

,

где:

- количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, или жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии (Гкал);

- общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общая площадь жилых домов (кв. м);

- период, равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде).

При определении количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, или жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии (Qо) продолжительность отопительного периода принималась на основании средней фактической продолжительности за последние 5 лет по каждому району (по распоряжениям глав муниципальных образований о начале и об окончании отопительного периода).

В соответствии с Правилами № 306 продолжительность отопительного периода определяется с учетом неполных календарных месяцев. На основании пункта 17(1) Правил № 306 в решении уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению указывается информация о продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе и неполных), определенного указанными органами для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период.

В связи с чем, в подпункте 1 пункта 7 Приказа РЭК-департамента № 2/2012-нп нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденные на отопительный период, определены исходя из продолжительности отопительного периода равного 7 календарным месяцам во всех муниципальных образованиях Краснодарского края, за исключением городского округа Сочи.

Таким образом, количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирным домом (Qо), поделено на 7 месяцев. При этом необходимо отметить, что если период, равный продолжительности отопительного периода (nот) принять равным 6 месяцев (что противоречит Правилам № 306), норматив увеличится на 14,3%.

В соответствии с приказом РЭК-департамента для муниципального образования Белоглинский район нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению составили (Гкал/м2 общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилом доме в календарный месяц отопительного периода): для 1-4 -этажных домов – 0,0228; для 5-9 -этажных – 0,0189 и для домов 10 и более этажей – 0,0182.

В части расчетов за коммунальную услугу по отоплению, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», не предусмотрено возможности расчета платы за отопление исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням. В разъяснительном письме Минстроя России от 23.11.2015 № 38988-ОГ/04 также указано, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможности расчета исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням.

Следует отметить, что проведение корректировки норматива исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги по отоплению в разбивке по дням, приведет к необходимости учета дополнительных средств при расчете тарифа на тепловую энергию, что в свою очередь приведет к дополнительному росту тарифа. Дополнительное увеличение тарифа на тепловую энергию отразится также и на потребителях, установивших приборы учета тепловой энергии.

Таким образом, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможность корректировки исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням.

Кроме того, данная позиция подкреплена судебной практикой (дело № А32-27641/2015, электронная ссылка на него http://kad.arbitr.ru/Card/b69d4b84-0833-4d76-ae96-4079463ee5e2). Суд принял решение о том, что уменьшение отопительного периода не может влиять на оплату нормативного количества тепловой энергии. Перерасчет норматива в зависимости от количества дней предоставления услуги по отоплению неправомерен. Размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможность корректировки исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням.

По мнению РЭК-департамента, установка в жилых зданиях узлов учета потребления тепловой энергии, оборудованных в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя», является наиболее объективным решением вопроса о соответствии платы за фактический объем потребления тепловой энергии.

Относительно установки общедомовых приборов учета тепловой энергии необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности…» до 01.01.2019 собственники объектов, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гикакалории в час, обязаны обеспечить оснащение таких объектов приборами учета используемой тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Вопрос 4. Почему в Белоглинском районе цена на природный газ выше, чем в г. Краснодаре?

Ответ. Определение основ, принципов и методов регулирования цен и тарифов на природный газ, реализуемый потребителям Российской Федерации, отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством составляющие розничных цен на газ – оптовые цены на газ, добываемый ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами, тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размер платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщиков газа утверждаются на федеральном уровне.

Регулирование розничных цен на газ осуществляет РЭК-департамент в соответствии с Методическими указаниями по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденными на федеральном уровне, которыми не предусмотрено установление розничных цен на газ в зависимости от социально-экономического положения муниципального образования или уровня дохода населения.

Розничные цены на газ, реализуемый населению, устанавливаются для конкретного поставщика газа, осуществляющего его поставку на соответствующей территории.

Поставку газа населению Белоглининского района и еще в 43 муниципальных образованиях Краснодарского края (из 44) осуществляет ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар». В г. Краснодаре – АО «Краснодаргоргаз».

В связи с пересмотром на федеральном уровне с 1 июля 2017 г. составляющих цен на газ, приказом РЭК-департамента от 16.06.2017 № 13/2017-газ «Об утверждении розничных цен на газ, реализуемый населению Краснодарского края», были утверждены розничные цены на газ, реализуемый населению Краснодарского края, в том числе для ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» при поставке газа населению Белоглининского района, и еще в 39 муниципальных образований края, в размере – 6030,00 руб./1000м3, для АО «Краснодаргоргаз» – 5110,00 руб./1000м3.

Увеличение розничной цены на природный газ, реализуемый населению Краснодарского края, с 1 июля 2017 года составило 3,8%, ниже первоначально планировавшегося увеличения на 4,12% и позволило обеспечить соблюдение утвержденных на федеральном и региональном уровне ограничений повышения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

Разница розничных цен на газ установленных для населения Белоглининского района и г. Краснодара обусловлена наличием различных поставщиков газа и, соответственно, различными размерами региональных составляющих (тарифы на услуги по транспортировке газа и плата за снабженческо-сбытовые услуги), утверждаемых на федеральном уровне.

Необходимо отметить, что при прочих равных условиях (оплата труда производственного персонала, эксплуатационные затраты по аренде помещений, содержанию и ремонту газопроводов и т.п.) размер региональной составляющей зависит от удельной загрузки газопроводов (чем больший объем газа проходит через газовые сети, тем ниже тариф), доли поставки газа населению в общем объёме поставки газа (чем выше удельный вес объемов поставки населению, тем выше тариф), а также от протяженности и разветвленности сетей (чем больше протяженность и разветвленность газовых сетей, тем выше цена на газ).

Так, по системе поставки газа ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» протяженность газовых сетей более чем в 16 раз выше, а удельная загрузка газопроводов в 6 раз ниже, чем по системе поставки газа АО «Краснодаргоргаз». При этом, удельный вес объемов поставки газа населению по системе ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» более чем в 2 раза выше, удельного веса объемов поставки газа населению по системе АО «Краснодаргоргаз».

В связи с чем, размер региональной составляющей по системе поставки ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» на 781,56 руб./1000м3 газа выше установленного для АО «Краснодаргоргаз».

Таким образом, при равной оптовой цене (3542 руб./1000м3) разница размеров региональных составляющих с 1 июля 2017 года определила более высокий уровень розничной цены на природный газ, реализуемый населению ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар», в размере 6030,0 руб./1000м3 против 5110,0 руб./1000м3, установленной для АО «Краснодаргоргаз».

Вопрос 5. Почему высокий тариф по ТКО?

Ответ. В соответствии со статьей 24.8. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) относятся: обработка твердых коммунальных отходов; обезвреживание твердых коммунальных отходов; захоронение твердых коммунальных отходов; оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором.

В соответствии со статьей 23 Закона № 89-ФЗ плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО являются операторы по обращению с ТКО, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению (размещение отходов – хранение и захоронение отходов). Расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с ТКО, регионального оператора.

Статьей 1 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что оператор по обращению с ТКО – это индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которые осуществляют деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.

Аналогичные нормы установлены частью 1 статьи 16.1. Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

МУП «Санитарная очистка» осуществляет деятельность по захоронению ТКО, следовательно, является оператором по обращению с ТКО, и никаких дополнительных условий по его определению уполномоченным органом субъекта Российской Федерации действующим законодательством не предусмотрено.

В соответствии с законодательством для МУП «Санитарная очистка» тарифы на захоронение ТКО на 2018 год утверждены приказом РЭК-департамента от 18.12.2017 № 25/2017-тко «Об установлении тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов» с календарной разбивкой в размерах (не является плательщиком НДС): с 01.01.2018 – 90,94 руб./м3; с 01.07.2018 – 265,77 руб./м3.

Значительное увеличение тарифа обусловлено включением в тариф расходов на плату за негативное воздействие на окружающую среду, что регламентировано указанными нормами федерального законодательства. В расчете тарифа учтена сумма в размере 1045,69 тыс. руб., что занимает в общей плановой выручке 74,29%.

При этом сообщается, что вопросы значительного роста тарифов за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду рассматривались в администрации Краснодарского края и Законодательном Собрании Краснодарского края.

Обращение Председателя Законодательного Собрания Краснодарского края Ю.А. Бурлачко в адрес Председателя Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации В.В. Володина по проблемным вопросам реализации новых норм законодательства в сфере обращения с отходами, включая рост тарифов за счет включения платы за негативное воздействие на окружающую среду, было направлено в декабре 2017 года.

Правительством Российской Федерации проводится работа по оптимизации тарифов операторов по обращению с ТКО. Так, согласно Федеральному закону от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2016-2017 годы не исчисляется и не взимается.

В настоящее время Правительством Российской Федерации дано поручение Минприроды России по пересмотру ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В случае изменения федерального законодательства в части исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов соответствующие решения будут приняты РЭК-департаментом.

С 1 января 2016 года Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее – Закон № 458-ФЗ) к коммунальным услугам отнесена новая коммунальная услуга – услуга по обращению с ТКО, предусмотрено государственное регулирование тарифов в отношении обращения с ТКО и нормативов их накопления, а также предусмотрен переходный период в отношении деятельности в области обращения с ТКО до 1 января 2019 года.

Согласно части 8 Закона № 458-ФЗ обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.

Региональный оператор по Тихорецкой зоне деятельности, в состав которой согласно утвержденной территориальной схеме обращения с ТКО входит муниципальное образование Белоглинский район, в настоящее время не определен, коммунальная услуга по обращению с ТКО в Белоглинском районе не оказывается. Указанный факт не освобождает МУП «Санитарная очистка» от исчисления и уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду.