Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги

Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен на продукты питания


 

Важная информация

Информация региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края по результатам рассмотрения наиболее актуальных вопросов при проведении заместителем руководителя РЭК-департамента С.Ю. Шуляк выездного мероприятия в рамках информационно-разъяснительной работы по вопросам предоставления коммунальных услуг и ограничений повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании Туапсинский район 11 мая 2018 года


1. Вопрос. Почему ежегодно происходит повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги?

Произойдет ли рост тарифов в 2018 году? С каким ростом будут приняты тарифы на коммунальные услуги с 1 июля 2018 годы?

Будут ли существовать ограничения изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в 2018 году?

Почему уровень тарифов на коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, отопление) в разрезе городских и сельских поселений Туапсинского района различен? Что влияет на величину тарифов?

Ответ. Тарифы на коммунальные услуги принимаются на основании одобренного Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации к проекту закона о федеральном бюджете, предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электрическую энергию для населения и ограничений размера платы граждан, утверждаемых на федеральном уровне, с календарной разбивкой по полугодиям.

Повышение тарифов планируется 1 раз в год – с 1 июля.

Тарифное регулирование на 2018 год проведено с учетом показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2018-2019 годов, а также на основании принятых ФАС России решений об установлении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электроэнергию для населения субъектов Российской Федерации.

В I полугодии 2018 года повышение тарифов (цен) на коммунальные услуги для населения в Краснодарском крае, включая Туапсинский район, не предусмотрено. Тарифы установлены без увеличения к действовавшим во II полугодии 2017 года (по состоянию на декабрь).

С 1 июля 2018 года в Краснодарском крае тарифы (цены) для населения вырастут:

на электроэнергию для населения – от 3,83% до 3,86% (одноставочные тарифы), от 3,74% до 3,86% (тарифы, дифференцированные по зонам суток);

на газ для населения (сетевой, сжиженный) – не более 3,4%;

на тепло-, водоснабжение и водоотведение – в рамках ограничений повышения платежей населения за коммунальные услуги.

В части установленных с 1 июля 2018 года экономически обоснованных тарифов отмечается. В связи с реорганизацией МУП "Райводоканал" Туапсинского района с 01.01.2018 объекты водопроводно-канализационного хозяйства Джубгского городского, Тенгинского и Георгиевского сельских поселений были переданы на обслуживание МУП "ЖКХ г. Туапсе", для которого приказом РЭК-департамента от 11.04.2018 № 9/2018-вк определен единый баланс водоснабжения и водоотведения и установлены с 1 июля 2018 года единые экономически обоснованные тарифы в следующих размерах (с НДС): на питьевую воду – 39,38 руб./м3, на водоотведение – 29,10 руб./м3, с ростом в Туапсинском городском поселении по сравнению к действовавшими в декабре 2017 года на 32,95% и 19,9% соответственно.

При этом установленные с 1 июля 2018 года экономически обоснованные тарифы для МУП "ЖКХ г. Туапсе", снизятся по сравнению с действовавшими в декабре 2017 года тарифами для МУП "Райводоканал" Туапсинского района:

 на питьевую воду в Джубгском городском – на 3,5 %, и Георгиевском сельском поселении – на 32,97 %;

 на услуги водоотведения в Джубгском городском поселении – на 50,67 %, Георгиевском сельском поселении – на 45,53 %, Тенгинском сельском поселении – на 30,50 % сельских поселениях.

Приказом РЭК-департамента от 10.05.2018 № 12/2018-вк для МУП "Благоустройство и архитектура Новомихайловского городского поселения Туапсинского района" установлены экономически обоснованные тарифы на питьевую воду и водоотведение для вновь образованной организации со дня вступления в силу настоящего приказа по 30.06.2018 к размере (с НДС): 31,41 руб./м3 и 35,93 руб./м3 без роста по отношению к действовавшим в декабре 2017 года тарифами для МУП "Райводоканал" Туапсинского района соответственно; с 01.07.2018 по 31.12.2018 – 32,66 руб./м3 и 37,37 руб./м3 с ростом 3,9% и 4% соответственно.

Рост экономически обоснованных тарифов на питьевую воду и водоотведение с 1 июля 2018 года для МУП "ЖКХ г. Туапсе" в Туапсинском городском поселении обусловлен следующими факторами:

в связи с принятием на обслуживание новых объектов ВКХ, операционные расходы, базовый уровень которых определен при регулировании на 2016 год, увеличены на индекс количества активов. При расчете тарифов на питьевую воду и водоотведение на 2018 год учтены дополнительные затраты с учётом анализа документов и расчетов, представленных МУП "ЖКХ г. Туапсе", в том числе на покупку реагентов и ГСМ, производственные расходы, на заработную плату АУП, административные расходы, аренду транспорта, которые являются неотъемлемой составляющей необходимой валовой выручки (НВВ) для осуществления регулируемых видов деятельности;

на услуги холодного водоснабжения пересмотрена производственная программа на 2018 год, в связи с необходимостью осуществления дополнительных ремонтных работ на переданных объектах ВКХ, что подтверждено представленными организацией документами. Сумма на реализацию производственной программы увеличена на 83,4% по сравнению с предыдущими показателями.

Для ФКУЗ "Санаторий "Сосновый" МВД России, оказывающий услуги водоотведения в Небугском сельском поселении, с 1 июля 2018 года установлен экономически обоснованный тариф в размере 82,53 руб./м3, с ростом по отношению к действовавшему в декабре 2017 года – на 59,63%.        Такой рост произошел вследствие применения механизма "сглаживания" тарифов при долгосрочном периоде регулирования: исключение части финансовых потребностей 2016 и 2017 годов и последующего их переноса на 2018 год. Такой механизм определен "Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения", утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 года № 406.

В части тарифов для населения на услуги холодного водоснабжения и водоотведения для МУП "ЖКХ г. Туапсе" в Туапсинском городском поселении и на водоотведение для ФКУЗ "Санаторий "Сосновый" МВД России в Небугском сельском поселении, а также на тепловую энергию для населения в северных поселениях Туапсинского района (Вельяминовское, Георгиевское, Октябрьское, Шаумянское) отмечается особо.

Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 26.10.2017 № 2353-р и от 01.11.2014 № 2222-р в каждом месяце с 1 июля по 31 декабря 2018 года повышение платежей населения за коммунальные услуги по отношению к декабрю 2017 года (при неизменном порядке оплаты, наборе и объемах потребленных услуг) ограничено в среднем по Краснодарскому краю на 4%. По отдельным муниципальным образованиям допускается отклонение еще на 2,5%. Повышение совокупного платежа потребителя за коммунальные услуги в муниципальном образовании выше 6,5% возможно только по законодательно предусмотренным основаниям, по согласованию с представительными органами муниципалитетов, только в исключительных случаях с предварительным уведомлением ФАС России (в соответствии с поручением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 27.10.2017 №ДК-П9-7245) – и на II полугодие 2018 года в Краснодарском крае не планируется.

Льготные тарифы для населения с 1 июля 2018 года на питьевую воду, водоотведение, а также тепловую энергию в указанных поселениях будут установлены РЭК-департаментом до 20 июня 2018 года исходя из необходимости безусловного обеспечения соблюдения утвержденного индекса изменения платежей в среднем по Краснодарскому краю – в размере 4%, предельных индексов в муниципальных образованиях – не выше 6,5%, и минимизации средств краевого бюджета на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций от реализации ресурсов (услуг) по льготным тарифам для населения ниже установленного экономически обоснованного уровня согласно краевому закону от 06.04.2015 № 3161-КЗ "О мерах дополнительной социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате коммунальных услуг на территории Краснодарского края".

Таким образом, в муниципальных образованиях Туапсинского района рост совокупного платежа потребителя за коммунальные услуги по отношению к декабрю 2017 года (при неизменном порядке оплаты, наборе и объемах потребленных коммунальных услуг) выше 6,5% не произойдет.

Расчет и установление тарифов осуществляется для каждой организации индивидуально. При этом органами ценового регулирования принимаются исчерпывающие меры по недопущению необоснованного повышения тарифов, а также возможному сдерживанию их роста. При формировании тарифов предложения организаций проходят проверку на предмет экономической обоснованности расходов по каждой статье затрат, проводится анализ фактических расходов на основании первичных бухгалтерских, технических, статистических документов и динамики изменения натуральных показателей организаций в предшествующих периодах, определяются финансовые потребности для реализации производственных и инвестиционных программ организаций. По результатам анализа целевого использования средств, утвержденных в действующих тарифах по статьям затрат, необоснованные и неподтвержденные расходы исключаются в соответствующем объеме из тарифов в последующих периодах регулирования. При формировании расходов потери в сетях, удельные расходы топлива, электроэнергии, воды на технологические нужды принимаются только в пределах нормативных значений.

На разницу в тарифах у различных поставщиков в первую очередь, влияет объем реализации услуг организациями коммунального комплекса, а также факторы: производительность и режим работы установленного оборудования, протяженность обслуживаемых сетей, площадь территории на которой оказываются услуги, разбросанность объектов и прочие факторы.

2. Вопрос. Почему услуги ЕИРЦ оплачивает население дополнительно?

Ответ. Согласно пункту 10 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и пункту 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных соответственно приказами Федеральной службой по тарифам от 13.06.2013 № 760-э и от 27.12.2013 № 1746-э, при установлении тарифов не допускается учет расходов регулируемых организаций на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, учитываемых в расходах за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила № 491), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.

Не допускается учет расходов на оплату услуг по изготовлению и рассылке платежных документов собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

Таким образом, расходы на оплату услуг по приему платежей не включены в тарифы на тепловую энергию, горячую и холодную воду, водоотведение.

Муниципальное унитарное предприятие "ЕИРЦ города Туапсе" в соответствии с действующим Уставом – коммерческая (хозрасчетная) организация с основным видом деятельности "Организация и сбор платежей за жилье и предоставляемые коммунальные услуги", является платежным агентом по поручению исполнителей услуг и ресурсоснабжающих организаций в городе Туапсе.

Финансирование затрат из бюджета предприятию на его содержание не предусмотрено.

Источником финансирования расходов МУП "ЕИРЦ города Туапсе", связанных с содержанием информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилищно-коммунальных услуг, согласно пунктам 29 и 30 Правил № 491, являются средства собственников (нанимателей) помещений, независимо от выбранного ими способа управления (что является дополнительными расходами граждан, возникающими при оплате ЖКУ через платежных агентов).

Размер комиссии государственному ценовому регулированию не подлежит.

Размер комиссионного вознаграждения МУП "ЕИРЦ города Туапсе" за прием платежей ООО "Газпром теплоэнерго Туапсе" устанавливается и взимается согласно публичному договору-оферты, в соответствии с пунктом 2 статьи 437 и пунктом 3 статьи 438 Гражданского Кодекса РФ, акцепт оферты равносилен заключению договора на условиях, изложенных в оферте.

Публичный договор-оферта размещен в общедоступных местах на стендах во всех кассовых помещениях МУП "ЕИРЦ города Туапсе" для ознакомления и отказа от получения услуг по приему вышеуказанных платежей, в случае несогласия оплаты комиссионного вознаграждения МУП "ЕИРЦ города Туапсе" или с каким-либо другим пунктом договора-оферты.

В случае отказа от получения услуг по приему платежей МУП "ЕИРЦ города Туапсе" оплачивать коммунальные услуги потребитель услуг может:

исполнителю услуг, либо действующему по его поручению банковскому платежному агенту; в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс.

Потребитель вправе по своему выбору оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами или в безналичной форме: переводом денежных средств без открытия банковского счета; почтовыми переводами; банковскими картами; через сеть "Интернет" и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с использованием банковских реквизитов ресурсоснабжающих организаций, указанных в платежном извещении МУП "ЕИРЦ", любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства Российской Федерации и договору, содержащему положения о предоставлении услуг, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3-х лет со дня оплаты.

3. Вопрос. В некоторых субъектах РФ были разработаны и введены в действие социальные нормы по электроэнергии. Проводится ли эта работа у нас в крае, в каком размере разработаны, с какого периода будут применяться социальные нормы и какой тариф по электроэнергии будет в пределах социальной нормы, а какой сверх нормы?

Ответ. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 № 614 "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)" установлен порядок определения и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), а также определены особенности установления тарифов в связи с переходом к расчетам размера платы населения за коммунальную услугу по электроснабжению (за электрическую энергию (мощность) – для категорий потребителей, приравненных к населению) с применением социальной нормы.

При определении величин социальной нормы для Краснодарского края учтено максимальное количество энергопотребляющих приборов у потребителей – граждан, в т.ч. также учтены климатические особенности региона. Также учтены на максимальном уровне дополнительные величины электропотребления для жилых помещений, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, электроотопительными и электронагревательными установками.

Работа по определению величин социальных норм велась в тесном взаимодействии и под контролем Законодательного Собрания Краснодарского края. По итогам совместного рассмотрения данного вопроса, уполномоченным органом были учтены предложения, направленные на минимизацию социальных последствий введения социальной нормы.

Необходимо отметить, что величина социальной нормы на территории Краснодарского края в сравнении с другими регионами России, на территории которых в настоящий момент утверждены величины социальных норм, существенно выше, чем в других регионах. Так, например, базовая величина социальной нормы (месячное потребление одиноко проживающих граждан в жилых помещениях, не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, электроотопительными и электронагревательными установками), на территории Ростовской области составляет 96 киловатт-часов, Владимирской области – 100 киловатт-часов, в Алтайском крае – 131 киловатт-часов, в Орловской области – 190 киловатт-часов. На территории Краснодарского края базовая величина социальной нормы определена в размере 250 киловатт-часов.

При этом законом предусмотрены меры поддержки отдельных групп населения, так для одиноко проживающих пенсионеров, а также для семей, состоящих только из получателей пенсии по старости либо инвалидности, для семьей, отнесенных к категории многодетных семей, семей, имеющих в своем составе инвалидов и детей-инвалидов и пр., в первый год применения социальной нормы весь объем потребления электроэнергии таких семей оплачивается по цене (тарифу) в пределах социальной нормы, а со второго года социальная норма устанавливается с применением повышающего коэффициента 1,5.

Кроме того, вышеуказанные меры поддержки предусмотрены и для потребителей, жилые помещения которых в законодательном порядке отнесены к аварийному жилищному фонду или фонду со степенью износа более 70%.

В целом по расчетным данным в рамки социальных норм "укладывается" порядка 85% бытовых абонентов в крае.

Вместе с тем необходимо отметить, что по решению администрации Краснодарского края полномасштабное введение социальной нормы с оплатой за объемы превышения нормы по повышенным тарифам отложено до момента окончания подготовительной работы с ресурсоснабжающими организациями, исполнителями коммунальных услуг (управляющими организациями), органами местного самоуправления, органами социальной защиты населения, пенсионного фонда и органами регистрационного учета, направленной на организацию и упорядочение расчетов за потребленную электроэнергию гражданами-потребителями в пределах социальных норм и сверх них с учетом факторов, в существенной степени влияющих на величины применяемых норм и правильность расчетов.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 01.06.2017 № 414 "О признании утратившим силу постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31 августа 2016 года № 654 "О применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) на территории Краснодарского края" отменено введение социальной нормы на территории Краснодарского края.

Пока актуальная база не будет создана, не будет налажено межведомственное взаимодействие, социальная норма на территории Краснодарского края введена не будет.

По итогам принятых решений соответствующая информация будет доведена до заинтересованных сторон, в том числе и посредством средств массовой информации.

4. Вопрос. Почему тариф на услуги отопления и горячего водоснабжения, утвержденный для населения г. Туапсе выше, чем тарифы на эти же услуги в г. Краснодаре?

Ответ. Тарифы на тепловую энергию устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для каждой энергоснабжающей организации в рамках установленных ограничений по изменению размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

В соответствии с законодательством формирование экономически обос-нованных тарифов на теплоэнергию осуществляется РЭК-департаментом на основании результатов анализа фактических расходов и натуральных показателей предприятия за базовый период, экономического обоснования расходов по каждой статье затрат, а также необходимой прибыли, для реализации производственных и инвестиционных программ поставщиков коммунальных ресурсов. При формировании тарифов на регулируемый период исключаются непроизводительные затраты, сверхнормативные потери.

На размер тарифов влияют такие факторы как: объем реализации услуги (существует обратно пропорциональная зависимость – чем ниже объем реализации, тем выше тариф, т.к. условно-постоянные расходы, распределяются на меньший объем оказываемых услуг, и чем больше объем реализации, тем, как правило, ниже тариф); площадь территории, на которой оказываются услуги; разбросанность объектов; производительность и режим работы установленного оборудования; протяженность обслуживаемых сетей; удельные нормы на энергоносители; коэффициент использования мощности и т.д.

Следует также отметить, что величина экономически обоснованных за-трат существенно зависит и от вида используемого топлива, а также от способа выработки тепловой энергии. Если тепловая энергия вырабатывается комбинированным способом, т.е. электрическими станциями в режиме одновременной выработки тепловой и электрической энергии (мощности), то себестоимость этой тепловой энергии значительно ниже и соответственно ниже и тариф. Это особенно ярко проявляется в сравнении тарифов на тепловую энергию в г. Краснодаре и других муниципальных образованиях края.

В структуре тарифа на тепловую энергию АО "АТЭК" филиал "Краснодартеплоэнерго" 28% занимает "покупное" тепло от ООО "Лукойл-Кубаньэнерго" (Краснодарская ТЭЦ), производство которого осуществляется в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии и себестоимость которого объективно ниже. В состав Туапсинского филиала ООО "Газпром теплоэнерго Краснодар" входят котельные, на которых тепловая энергия вырабатывается исключительно некомбинированным способом с использованием жидкого топлива (печное топливо – 1,92%, мазут – 13,5%), что существенно удорожает себестоимость тепловой энергии. В связи с чем, тарифы на тепловую энергию для потребителей города Краснодара и города Туапсе отличаются друг от друга.

5. Вопрос. Какова структура платы за технологическое присоединение жилого дома к газораспределительным сетям? Регулирует ли государство размер платы за подключение или газораспределительные организации сами устанавливают свои расценки?

Ответ. В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям подлежит государственному регулированию.

Порядок определения размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения установлен в Основных положениях формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021.

Порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения определён Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила подключения).

В соответствии с действующим законодательством размер платы за подключение определяется в зависимости от технических параметров проекта газоснабжения.

Так, в случае, если расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения принадлежащей газораспределительной организации (далее – ГРО), составляет не более 200 метров, проектное рабочее давление не более 0,3 МПа, мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа), а максимальный расход газа, с учетом расхода газа ранее подключенного газоиспользующего оборудования, не превышает 5 куб. метров в час, а для предпринимательской (коммерческой) цели – 15 куб. метров в час, плата за подключение составляет 35 тыс. рублей (приказ РЭК – департамента от 15.11.2017 № 26/2017-газ).

В случае, если сеть газораспределения проходит по границе земельного участка или в пределах границ земельного участка и технологическое присоединение не требует проведения мероприятий по строительству подводящего участка газопровода до границ земельного участка, то плата за технологическое присоединение определяется исходя из установленной стандартизированной тарифной ставки на покрытие расходов, связанных с проверкой выполнения заявителем технических условий и осуществлением фактического подключения объектов капитального строительства заявителя к сети газораспределения и проведением пуска газа (С8ij).

В других случаях, не указанных выше, плата определяется, исходя из установленных стандартизированных тарифных ставок или по индивидуальному проекту, в зависимости от технических параметров подключения.

Стандартизированные тарифные ставки на 2018 год установлены приказом РЭК – департамента от 27.12.2017 № 30/2017-газ.

Необходимо обратить внимание, что за плату, подлежащую государственному регулированию, ГРО должны выполнить только мероприятия по подключению до границы земельного участка заявителя, а мероприятия по подключению в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем (пункт 88 Правил подключения).

Далее информируем, что в соответствии с положениями Правил подключения, действующими до 09.02.2018 года, при подключении к сетям газораспределения не находящимся в собственности или на иных законных основаниях у ГРО плата за технологическое присоединение не подлежала государственному регулированию. При этом технические условия не подключения выдавались ГРО, а для создания сетей газоснабжения заявитель был вправе заключать договор с любой специализированной организацией.

С 09.02.2018 в силу вступили новые положения Правил подключения, согласно которых плата за подключение объектов капитального строительства к сетям газораспределения, в том числе не находящихся на праве собственности или на иных законных основаниях у ГРО, подлежит государственному регулированию.

Газораспределительными организациями на территории муниципального образования Туапсинский район, осуществляющими технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, являются АО "Газпром газораспределение Краснодар" и ООО "Туапсегоргаз".

Согласно абзацу 2 пункта 6 Правил подключения, в случае если заявитель не располагает сведениями об организации, выдающей технические условия, ему необходимо обратиться в орган местного самоуправления с запросом о предоставлении информации об организации, выдающей технические условия.

Таким образом, для осуществления подключения (технологическое присоединение) к сетям газораспределения и (или) газопотребления по регулируемым ценам заявителям следует обратиться в соответствующую газораспределительную организацию с заявкой о предоставлении технических условий или о заключении договора на подключение объекта капитального строительства к сетям газораспределения.

Кроме того, информируем о том, что пунктами 113 и 114 Правил подключения установлено, что при наличии нескольких объектов капитального строительства, которые необходимо газифицировать, собственники указанных объектов вправе направить в ГРО единую заявку о подключении, при этом плата за услуги по подключению, включающая в себя мероприятия по строительству единой сети газораспределения и газопроводов-вводов до границ земельных участков принадлежащих каждому заявителю, будет вноситься конкретным заявителем исходя из заявленной максимальной мощности газоиспользующего оборудования.

В связи с чем, с целью минимизации расходов на строительство распределительных сетей, заявители вправе обратиться в ГРО с заявкой от нескольких абонентов.

Далее сообщаем, что в соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", статей 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация газоснабжения населения в границах муниципального района является полномочием органа местного самоуправления муниципального образования.

Таким образом, заявители вправе обратиться в администрацию муниципального образования Туапсинский район для рассмотрения вопроса финансирования мероприятий по созданию сети газораспределения за счет бюджетных средств.

Также информируем, что государственной программой Краснодарского края "Развитие топливно-энергетического комплекса", утверждённой постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.10.2015 № 961, предусмотрена реализация мероприятия по предоставлению субсидий из краевого бюджета местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края на софинансирование расходных обязательств по организации газоснабжения населения (строительство подводящих газопроводов, распределительных газопроводов).

В соответствии с Порядком предоставления субсидий на указанные цели администрация муниципального образования Туапсинский район имеет возможность обратиться в министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (далее – министерство) с заявкой на получение субсидий в целях выполнения строительства подводящих газопроводов и распределительных сетей газоснабжения в г. Туапсе, но при этом с её стороны должны быть соблюдены все установленные соответствующим нормативным правовым актом требования, основными из которых являются наличие разработанной проектной документации, прошедшей государственную экспертизу, и софинансирование строительства из местного бюджета.

Далее сообщаем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2017 № 999, в том числе в пункт 88 Правил подключения были внесены изменения, согласно которым заявитель вправе обратиться в ГРО с просьбой осуществить мероприятия по подключению в пределах границ его земельного участка. В этом случае ГРО в течение 10 рабочих дней после дня получения письменного обращения направляет заявителю расчет размера платы за подключение в пределах границ земельного участка заявителя, величина которой устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

При этом в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2017 № 999, вступившим в законную силу с 05.09.2017, Федеральной антимонопольной службе и Министерству энергетики Российской Федерации в 3-месячный срок необходимо представить в Правительство Российской Федерации предложения о внесении изменений в нормативные правовые акты в связи с внесением изменений в Правила подключения.

В настоящее время на федеральном уровне соответствующие изменения в порядок определения размера платы за подключение и методические указания по расчету размера платы не внесены.

После внесения соответствующих изменений в законодательство на федеральном уровне, РЭК-департаментом будут установлены стандартизированные тарифные ставки, на основании которых газораспределительные организации будут определять стоимость работ по созданию сетей газопотребления на территории земельного участка заявителя.

До момента установления вышеуказанных стандартизированных тарифных ставок, РЭК – департамента рекомендовано ГРО, при определении стоимости мероприятий по подключению к сетям газоснабжения в пределах границ земельного участка заявителя, использовать сметные нормативы включённых в Федеральный реестр.

Необходимо отметить, что стоимость мероприятий по газификации объектов капитального строительства, выполняемых в пределах границ земельных участков заявителей, в случаях, когда исполнителями таких услуг выступают организации, не являющиеся газораспределительными, не подлежит государственному регулированию и определяется на договорной основе.

При этом заявители вправе свободно выбирать специализированные проектную и строительно-монтажную организации для выполнения мероприятий, связанных с созданием системы газопотребления (внутренней и внешней) в пределах границ своего земельного участка.

6. Вопрос. Почему оплата за отопление в октябре и апреле месяце для многоквартирных домов, необорудованных общедомовыми приборами учета, начисляется за полный месяц при условии фактического предоставления услуги неполный месяц? Почему продолжительность отопительного периода равна 7 месяцам?

Ответ. Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3.3 Положения о РЭК-департаменте, утвер-жденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 14.06.2002 № 652 "О региональной энергетической комиссии - департаменте цен и тарифов Краснодарского края", одной из функций РЭК-департамента является утверждение нормативов потребления коммунальных услуг.

Расчет нормативов потребления тепловой энергии на нужды отопления, утвержденных приказом РЭК-департаментом от 31.08.2012 № 2/2012-нп "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае" (далее – Приказ РЭК-департамента № 2/2012-нп), производился в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила № 306), утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306.

В соответствии с пунктом 18 приложения № 1 Правил № 306 норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях (Гкал на 1 м2 общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц) определялся по следующей формуле:

где:

 - количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, или жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии (Гкал);

 - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общая площадь жилых домов (кв. м);

 - период, равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде).

При определении количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, или жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии (Qо) продолжительность отопительного периода принималась на основании средней фактической продолжительности за последние 5 лет по каждому району (по распоряжениям глав муниципальных образований о начале и об окончании отопительного периода).

В соответствии с Правилами № 306 продолжительность отопительного периода определяется с учетом неполных календарных месяцев. На основании пункта 17(1) Правил № 306 в решении уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению указывается информация о продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе и неполных), определенного указанными органами для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период.

В связи с чем, в подпункте 1 пункта 7 Приказа РЭК-департамента № 2/2012-нп нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденные на отопительный период, определены исходя из продолжительности отопительного периода равного 7 календарным месяцам во всех муниципальных образованиях Краснодарского края, за исключением городского округа Сочи.

Таким образом, количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирным домом (Qо), поделено на 7 месяцев. При этом необходимо отметить, что если период, равный продолжительности отопительного периода (nот) принять равным 6 месяцев (что противоречит Правилам № 306), норматив увеличится на 14,3%.

В части расчетов за коммунальную услугу по отоплению, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", не предусмотрено возможности расчета платы за отопление исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням. В разъяснительном письме Минстроя России от 23.11.2015 № 38988-ОГ/04 также указано, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможности расчета исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням.

Следует отметить, что проведение корректировки норматива исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги по отоплению в разбивке по дням, приведет к необходимости учета дополнительных средств при расчете тарифа на тепловую энергию, что в свою очередь приведет к дополнительному росту тарифа. Дополнительное увеличение тарифа на тепловую энергию отразится также и на потребителях, установивших приборы учета тепловой энергии.

Таким образом, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможность корректировки исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням.

Кроме того, данная позиция подкреплена судебной практикой (дело № А32-27641/2015, электронная ссылка на него http://kad.arbitr.ru/Card/b69d4b84-0833-4d76-ae96-4079463ee5e2). Суд принял решение о том, что уменьшение отопительного периода не может влиять на оплату нормативного количества тепловой энергии. Перерасчет норматива в зависимости от количества дней предоставления услуги по отоплению неправомерен. Размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможность корректировки исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням.

По мнению РЭК-департамента, установка в жилых зданиях узлов учета потребления тепловой энергии, оборудованных в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ 18.11.2013 № 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя", является наиболее объективным решением вопроса о соответствии платы за фактический объем потребления тепловой энергии.

Относительно установки общедомовых приборов учета тепловой энергии необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности…" до 01.01.2019 собственники объектов, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гикакалории в час, обязаны обеспечить оснащение таких объектов приборами учета используемой тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

7. Вопрос. В каких пределах допускается вносить изменения в перечень мероприятий производственной программы предприятия в связи с выявлением новых обстоятельств, требующих выполнение ремонтных работ?

Ответ. Правилами разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее – Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641, установлено, что корректировка производственной программы осуществляется регулируемой организацией в случае изменения условий реализации мероприятий производственной программы, ведущих к росту расходов на их реализацию, в том числе в случае изменения законодательства Российской Федерации, влияющего на условия реализации производственной программы.

В соответствии с пунктом 17 Правил, регулируемая организация представляет в уполномоченный орган проект измененной производственной программы (производственную программу в новой редакции), который должен содержать предложения о включении в производственную программу новых мероприятий, о переносе сроков реализации мероприятий производственной программы и об изменении стоимости этих мероприятий, а также материалы и документы, обосновывающие необходимость корректировки производственной программы.