Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен (тарифов) и нормативов на коммунальные услуги

Горячая линия

Горячая линия РЭК-департамента по вопросам цен на продукты питания


 

Важная информация

Информация региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края по результатам рассмотрения наиболее актуальных вопросов при проведении руководителем РЭК-департамента С.Н. Миловановым выездного мероприятия в рамках информационно-разъяснительной работы по вопросам предоставления коммунальных услуг и ограничений повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании Темрюкский район 17 августа 2018 года


Вопрос 1. Почему тариф на холодную воду для ГУП КК "Кубаньводкомплекс" для сельских поселений Темрюкского района высокий – 59,73 руб./м³. При этом в Темрюкском городском поселении тариф на холодную воду для МУП "ТУ ЖКХ" – 41,78 руб./м³. У ГУП КК "Кубаньводкомплекс" тариф для Троицкого группового водопровода – 17,25 руб./м³, для Ейского группового водопровода – 20,41 руб./м³. Почему такая разница? Есть информация, что в тариф для Таманского группового водопровода включена стоимость ремонта магистральных водопроводных сетей. Но магистральные водопроводы реконструируют за счет средств бюджета Темрюкского района и Краснодарского края. Тогда почему тариф не снижают?

Ответ. Формирование экономически обоснованных тарифов на питьевую воду осуществляется РЭК-департаментом в соответствии с действующим законодательством на основании результатов анализа фактических расходов и натуральных показателей предприятия за базовый период, экономического обоснования расходов по каждой статье затрат, а также необходимой прибыли, для реализации производственных и инвестиционных программ конкретного поставщика коммунальных ресурсов. При формировании тарифов на регулируемый период исключаются непроизводительные затраты, сверхнормативные потери.

Установленные тарифы отражают экономически обоснованный размер финансовых потребностей на реализацию производственных программ регулируемых организаций. Определяющее влияние на себестоимость и размер тарифа ресурсоснабжающей организации оказывают условия осуществления хозяйственной деятельности, структура технологического процесса, состояние и степень износа основных производственных фондов, энергоемкость и объем производства.

Таким образом, тарифы на питьевую воду для различных ресурсоснабжающих организаций отличаются друг от друга.

ГУП КК "Кубаньводкомплекс" является ресурсоснабжающей организацией трех независимых систем водоснабжения. По одной системе (РЭУ "Таманский групповой водопровод") ГУП КК "Кубаньводкомплекс" осуществляет полный технологический цикл водоснабжения от добычи воды до оказания услуг холодного водоснабжения потребителю. По другим системам (РЭУ "Ейский групповой водопровод" и РЭУ "Троицкий групповой водопровод") ГУП КК "Кубаньводкомплекс" осуществляет добычу и транспортировку воды по магистральным водоводам с последующей продажей ресурсоснабжающим организациям.

Общее количество жителей в МО Темрюкский район по данным статистики – 123 209 человек, водопродных сетей – 757 км (6,2 м на чел.).

В состав сооружений РЭУ "Таманский групповой водопровод", осуществляющих забор, очистку и транспортировку воды входят:

насосные станции I подъема на р. Кубань производительностью 50 тыс.мЗ/сут и р. Казачий Ерик производительностью 63,5 тыс. мЗ/сут (фактически нагрузка составляет 60 тыс. мЗ/сут);

станция очистки воды, включающая в себя блок фильтров и отстойников, реагентное и хлорное хозяйства, резервуары чистой воды;

насосная станция II подъема, производительностью 65,5 тыс. мЗ/сут;

магистральные водопроводы – 187,78 км;

разводящие водопроводные сети – 572,66 км.

Основным источником водозабора Таманского группового водопровода является р. Кубань, резервным – р. Казачий Ерик.

Вода от насосной станции I подъема на р. Кубань подается по водоводудо станции очистки воды, где подвергается обеззараживанию хлором (газ).

Вода от насосной станции II подъема после обработки подается в трассу по магистральным водоводам в резервуары чистой воды, расположенные на командных высотах. Далее самотеком поступает в населенный пункт или резервуары чистой воды населенного пункта по разводящим внутрипоселковым сетям.

Плановые показатели производственной деятельности, учтенные в тарифах на 2017 год: объем поднятой воды – 5163,2 тыс.м3, объем реализации – 3190,86 тыс.м3, потери – 1972,34 тыс.м3 или 38,2%.

При установлении для ГУП КК "Кубаньводкомплекс" тарифов на оказание услуг по холодному водоснабжению на долгосрочный период регулирования 2018-2020 годы РЭК-департаментом были определены расчетные значения нормативных расходов и потерь воды на плановый объем питьевой воды поступившей в сеть по каждой независимой системе водоснабжения.

При установлении тарифов расходы бюджетов не учитываются. В соответствии с производственной программой РЭУ "Таманский групповой водопровод" РЭК-департаментом в тарифах учтены мероприятия по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения и мероприятия, направленные на улучшение качества питьевой воды размере: на 2018 год – 5015,48 тыс. руб., на 2019 год – 5216,1 тыс. руб., на 2020 год – 5424,74 тыс. руб., что составляет около 3% от общей величины расходов.

Принятый в расчете тарифа уровень потерь воды для РЭУ "Таманский групповой водопровод" определен согласно приказу Минстроя России от 17.10.2014 № 640/пр "Об утверждении Методических указаний по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке" с учетом технологического процесса добычи воды из поверхностного источника, ее водоподготовки на водоочистных сооружениях и дальнейшей транспортировки по магистральным и разводящим сетям до потребителя. В расчете нормативных расходов и потерь воды для РЭУ "Ейский групповой водопровод" и РЭУ "Троицкий групповой водопровод" учтены расходы и потери воды только на водозаборных сооружениях и магистральных водоводах, так как потери воды в разводящих сетях учтены в расчете ресурсоснабжающих организаций, источником водоснабжения которых является покупная вода из магистральных водоводов ГУП КК "Кубаньводкомплекс".

Вопрос 2. В соответствии с законодательством с 1 января 2019 года должен начать работать региональный оператор по обращению с отходами. Как это отразится на тарифе на вывоз мусора для населения?

Ответ. С 1 января 2016 года Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 458-ФЗ) (в редакции Федерального закона от 28.12.2016 № 486-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") к коммунальным услугам отнесена коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) предусмотрено государственное регулирование тарифов в отношении обращения с ТКО и нормативов их накопления.

В соответствии с частью 8 статьи 23 Закон № 458-ФЗ обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.

До установления тарифов на услуги по обращению с ТКО услуги по сбору и вывозу ТБО являются конкурентными, их цена определяются договором, а в случае оказания услуг по сбору и вывозу ТКО организациями муниципальной формы собственности, а также в случае, если данный вид услуги включен в структуру содержания жилья и оплачивается в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда или для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, стоимость таких услуг подлежит установлению органами местного самоуправления.

В соответствии с главой V.1. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, в отношении которого устанавливается единый тариф на услугу по обращению с ТКО.

На данный момент в соответствии с протоколом № 2 подведения итогов открытого конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО по Крымской зоне деятельности (куда входит муниципальное образование Темрюкский район) № 310318/11426559/06 от 01.08.2018 выбран региональный оператор ООО МП "ЖКХ". Информация о заключении соглашения между министерством ТЭК и ЖКХ Краснодарского края и региональным оператором по Крымской зоне деятельности, а также заявка на регулирование тарифов в РЭК-департамент не поступали.

В связи с отсутствием заявки на регулирование тарифов на услугу по обращению с ТКО по Крымской зоне деятельности спрогнозировать влияние стоимости услуг для населения не представляется возможным.

При этом, следует отметить, что в соответствии с предусмотренными законодательством принципами регулирования тарифы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются органами ценового регулирования индивидуально для каждой организации и отражают экономически обоснованный размер финансовых потребностей, необходимых для осуществления соответствующего регулируемого вида деятельности.

Вопрос 3. Как рассчитывается стоимость технологического присоединения к сетям газоснабжения?

Ответ. Порядок определения размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения установлен в Основных положениях формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 (далее – Основные положения).

На территории муниципального образования Темрюкский район газораспределительной организацией, осуществляющей транспортировку газа по газораспределительным сетям и технологическое присоединение, является АО "Газпром газораспределение Краснодар".

В соответствии с действующим законодательством размер платы за подключение определяется в зависимости от технических параметров проекта газоснабжения.

В случае, если расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации (далее – ГРО), в которую подана заявка, составляет не более 200 метров, проектное рабочее давление не более 0,3 МПа мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения, а максимальный расход газа с учетом расхода газа ранее подключенного газоиспользующего оборудования не превышает 5 куб. метров в час, для предпринимательской (коммерческой) цели – 15 куб. метров в час, плата за подключение составляет 35 тыс. рублей (приказ РЭК-департамента от 15.11.2017 № 26/2017-газ).

В случае, если сеть газораспределения проходит по границе земельного участка или в пределах границ земельного участка и технологическое присоединение не требует проведения мероприятий по строительству подводящего участка газопровода до границ земельного участка, то плата за технологическое присоединение определяется исходя из установленной стандартизированной тарифной ставки на покрытие расходов, связанных с проверкой выполнения заявителем технических условий и осуществлением фактического подключения объектов капитального строительства заявителя к сети газораспределения и проведением пуска газа (С8ik).

Так, на 2018 год приказом РЭК-департамента от 27.12.2017 № 30/2017-газ для АО "Газпром газораспределение Краснодар" установлены стандартизированные тарифные ставки С8ik в следующих размерах:

стальные газопроводы от 3 827,00 руб. до 12 919,00 руб.;

полиэтиленовые газопроводы от 10 535,00 руб. до 45 878,00 руб.

В случае, если для технологического присоединения необходимо создание сети газораспределения, которая предусмотрена утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения, то расчет платы за подключение осуществляется на основании установленных стандартизированных тарифных ставок.

Кроме того, плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению, определенной по индивидуальному проекту после его разработки и экспертизы, в случаях, если мероприятия по технологическому присоединению предусматривают:

проведение лесоустроительных работ;

проведение врезки в газопроводы наружным диаметром не менее 250 мм под давлением не ниже 0,3 МПа;

переходы через водные преграды;

прокладку газопровода диаметром свыше 158 мм и протяженностью более 30 метров бестраншейным способом;

прокладку газопровода по болотам 3 типа, и (или) в скальных породах, и (или) на землях особо охраняемых природных территорий.

Вопрос 4. Почему у РМУП "Тепловые сети" высокие тарифы на тепловую энергию? Почему с 1 июля 2018 года тарифы для населения тепловую энергию выросли на 6,6%?

Ответ. В соответствии с действующим законодательством производство, передача и распределение тепловой энергии является регулируемым видом деятельности, осуществляемым по тарифам, установленным регулирующими органами в соответствии с принципами и методами регулирования тарифов (цен) на тепловую энергию. Тарифы на тепловую энергию устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для каждой энергоснабжающей организации в рамках вводимых на федеральном и краевом уровнях ограничений по максимальному повышению размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

Приказом РЭК-департамента от 30.11.2015 № 58/2015-т (в действующей редакции) для РМУП "Тепловые сети" Темрюкского района установлены тарифы на тепловую энергию на 2017-2018 годы в размерах (с НДС):

Период действия тарифов

Тепловая энергия в горячей воде,
руб./Гкал, ЭОТ

Тепловая энергия в горячей воде,
руб./Гкал,
тариф для населения

Номер и дата приказа РЭК-департамента

с 01.01.2017 по 30.06.2017

3125,88

3125,88

от 15.12.2016 № 80/2016-т, от 16.06.2017 № 29/2017-т

% роста к тарифу на 31.12.2016

100%

100%

с 01.07.2017 по 31.12.2017

3966,32

3250,92

% роста к тарифу на 31.12.2016

126,9%

104,0%

с 01.01.2018 по 30.06.2018

3966,32

3250,92

от 18.12.2017 № 134/2017-т,

от19.06.2018 № 25/2018-т

% роста к тарифу на 31.12.2017

100,0%

100,0%

с 01.07.2018 по 31.12.2018

4727,03

3466,00

% роста к тарифу на 31.12.2017

119,2 %

106,6%

С 1 июля 2017 года и на 2018 год для категории потребителей население установлены льготные тарифы на тепловую энергию.

Правительством Российской Федерации распоряжениями от 26.10.2017 № 2353-р и от 01.11.2014 № 2222-р в каждом месяце с 1 июля по 31 декабря 2018 года повышение платежей населения по совокупности всех коммунальных услуг, оказываемых на территории субъекта Российской Федерации по отношению к декабрю 2017 года (при неизменном порядке оплаты, наборе и объемах услуг, кроме изменения нормативов их потребления) ограничено в среднем по Краснодарскому краю на 4%, по отдельным муниципалитетам допускается отклонение еще на 2,5%.

Льготный тариф для населения, установленный РЭК-департаментом с 1 июля 2018 года, находится в рамках ограничений повышения платежей, утвержденных постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края 15.12.2017 № 967 (в редакции от 15.06.2018 № 341) "Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Краснодарского края на 2018 год", для муниципальных образований Темрюкского района (Темрюкское городское поселение, Голубицкое сельское поселение, Краснострельское сельское поселение, Фонталовское сельское поселение) в размере 6,5%.

По результатам тарифного регулирования на 2018 год РЭК-департаментом исключено необоснованно заявленных РМУП "Тепловые сети" Темрюкского района средств на сумму более 66,7 млн. руб. Именно столько сэкономлено для потребителей тепловой энергии муниципального образования Темрюкского района. Доля необоснованно заявленных средств при регулировании тарифов составляла 28% в общей сумме заявленной организацией выручки на осуществление регулируемого вида деятельности.

Установление тарифов на тепловую энергию осуществляется для каждой теплоснабжающей организации индивидуально на основании экономически обоснованных затрат каждой такой организации на производство и передачу тепловой энергии. В связи с этим тарифы, установленные РЭК-департаментом, отличны друг от друга.

Условия осуществления хозяйственной деятельности, структура технологического процесса, состояние и степень износа основных производственных фондов, характер и степень развития территории, энергоемкость и объем производства оказывают определяющее влияние на себестоимость и размер тарифа конкретной ресурсоснабжающей организации. Для тепловой энергии существенное значение имеют: способ выработки тепловой энергии (себестоимость тепла, выработанного ТЭЦ в режиме одновременной выработки тепловой и электрической энергии существенно ниже (как например в г. Краснодаре); территориальное расположение и характер местности (горная, холмистая, равнинная), в связи с чем меняется протяженность сетей, расположение объектов, а горный рельеф предполагает повышенные затраты электроэнергии, в том числе на насосных станциях подъема и перекачки теплоносителя.

Формирование экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию осуществляется РЭК-департаментом на основании результатов анализа фактических расходов и натуральных показателей предприятия за базовый период, экономического обоснования расходов по каждой статье затрат, а также необходимой экономически обоснованной прибыли. При формировании тарифов на регулируемый период исключаются необоснованные расходы, сверхнормативные потери.

Высокая стоимость производства и реализации тепловой энергии в Темрюкском районе обусловлена различными факторами: снижением объемов реализации услуг в связи с отключением абонентов, в том числе переводом жилых домов на индивидуальное отопление (существует обратно пропорциональная зависимость – чем ниже объем реализации, тем выше тариф, т.к. условно-постоянные расходы, распределяются на меньший объем оказываемых услуг и чем больше объем реализации, тем, как правило, ниже тариф); площадь территории, на которой оказываются услуги; разбросанность объектов; протяженность обслуживаемых сетей; высокая степень изношенности сетей и оборудования, что влияет на расходы, необходимые для поддержания систем снабжения услугами в рабочем состоянии, низкий коэффициент использования мощности (54%), в результате чего удельные нормы расхода топлива, электроэнергии, воды на выработку 1 Гкал значительно выше, чем у предприятий с более высокой загрузкой).

Основной статьей затрат, занимающей наибольшую долю в структуре себестоимости производства и передачи тепловой энергии, являются затраты на топливно-энергетические ресурсы. Основной причиной значительной величины тарифов на тепловую энергию в Краснодарском крае является тот факт, что в соответствии с федеральным законодательством Краснодарский край по оптовой цене на газ отнесен к 56-ому (одному из последних) ценовому поясу, где установлена одна из самых высоких оптовых цен на газ по сравнению с другими регионами Российской Федерации.

Величина экономически обоснованных затрат существенно зависит и от вида используемого топлива, а также от способа выработки тепловой энергии. На котельных, вырабатывающих тепловую энергию с использованием жидкого топлива, себестоимость намного выше. До 2017 года в РМУП "Тепловые сети" Темрюкского района на более дорогостоящем топливе (стоимость тонны условного топлива печного, дизельного и мазута значительно выше стоимости тонны условного топлива газа) работали 4 котельных из 44 котельных, с 2017 года 2 котельные, работающие на печном топливе, были законсервированы.

Значительное влияние оказывает также способ выработки тепловой энергии. Если тепловая энергия вырабатывается комбинированным способом, т.е. электрическими станциями в режиме одновременной выработки тепловой и электрической энергии (мощности), то себестоимость этой тепловой энергии значительно ниже и соответственно ниже и тариф.

Вопрос 5. Почему ежегодно увеличиваются тарифы на коммунальные услуги и в чем причина их роста?

Ответ. В расчете тарифов на тепло-, водоснабжение, водоотведение учитываются расходы на приобретение топливно-энергетических ресурсов, необходимых для производства (природный газ и его транспортировку, мазут, уголь, электроэнергию, воду и водоотведение), оплату труда и отчисления на социальные нужды, содержание и ремонт оборудования, оплату работ и услуг производственного характера, налоги и сборы, амортизацию имущества либо арендную плату за него, лизинговые платежи, реализация мероприятий инвестиционных программ, а также нормативная прибыль, обеспечивающая выплаты социального характера, которые предусматриваются коллективными договорами.

В итоге установленные тарифы отражают экономически обоснованный размер финансовых потребностей на реализацию утвержденных производственных и инвестиционных программ организаций. Условия осуществления хозяйственной деятельности, структура технологического процесса, состояние и степень износа основных производственных фондов, характер и степень развития территории, энергоемкость и объем производства оказывают определяющее влияние на себестоимость и размер тарифа конкретной ресурсоснабжающей организации.

Тарифы на электрическую энергию для населения устанавливается в рамках предельных уровней тарифов, утверждаемых ФАС России и представляет собой сумму следующих слагаемых – стоимости единицы электроэнергии с учетом стоимости мощности на оптовом и розничном рынках, сбытовой надбавки гарантирующего поставщика и услуг передачи по электрическим сетям.

Тарифы для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками определяются в Краснодарском крае с учетом применения понижающего коэффициента 0,7. При этом, важно отметить, применение понижающего коэффициента 0,7 не может рассматриваться как льготный тариф, поскольку является особым порядком ценообразования, предусмотренным законодательством.

Тарифы на электроэнергию для населения составляют величины значительно ниже экономически обоснованной конечной стоимости электроэнергии для населения с учетом всех составляющих. Так, для городского населения утвержденная величина тарифа составляет порядка 77-85% от экономически обоснованной стоимости, а для соответствующей категории населения с учетом понижающего коэффициента 0,7 – порядка 54-59%.

Уровень розничной цены на газ зависит от размера ее составляющих, которые утверждаются на федеральном уровне: оптовой цены на газ, тарифов на услуги газораспределительных организаций по транспортировке газа по газораспределительным сетям субъекта Российской Федерации и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщиков газа (ПССУ).

Розничные цены на газ, реализуемый населению, устанавливаются для конкретного поставщика газа, осуществляющего его поставку на соответствующей территории.

Разница розничных цен на газ, установленных для населения по различным территориям обслуживания отдельных газораспределительных организаций обусловлена наличием различных поставщиков и транспортировщиков газа и, соответственно, различными размерами региональных составляющих (тарифов на услуги по транспортировке газа и платы за снабженческо-сбытовые услуги), утверждаемых на федеральном уровне и учитываемых РЭК-департаментом при расчете розничной цены.

Ежегодное изменение тарифов обусловлено, прежде всего, изменением цен на топливно-энергетические ресурсы, которые зависят, в первую очередь, от федеральных факторов, а также доведением заработной платы до уровня, предусмотренного федеральным и краевым отраслевым тарифным соглашением, повышением стоимости материалов, необходимых для выполнения ремонтных работ; ожидаемыми по прогнозу общими инфляционными процессами в экономике, которые влияют на стоимость материальных ресурсов, используемых в процессе производства услуг.