Главная  /  Информационный центр  /  Новости  /  Информация региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края по результатам рассмотрения наиболее актуальных вопросов при проведении руководителем РЭК-департамента выездного мероприятия в рамках информационно-разъяснительной работы с гражданами по вопросам предоставления коммунальных услуг и ограничений роста размера платы граждан за коммунальные услуги в муниципальном образовании Успенский район 28 апреля 2017 года

Новости

Информация региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края по результатам рассмотрения наиболее актуальных вопросов при проведении руководителем РЭК-департамента выездного мероприятия в рамках информационно-разъяснительной работы с гражданами по вопросам предоставления коммунальных услуг и ограничений роста размера платы граждан за коммунальные услуги в муниципальном образовании Успенский район 28 апреля 2017 года

Вопрос № 1. Почему ежегодно происходит повышение тарифов на коммунальные услуги? С каким ростом будут приняты тарифы на коммунальные услуги с 1 июля 2017 года?

Ответ. Тарифное регулирование на 2017 год проведено в соответствии с параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 г. и плановый период 2018-2019 г.г. с календарной разбивкой по полугодиям исходя из принципа не превышения величины тарифов в 1 полугодии очередного расчетного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов во 2 полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря:

в сфере электроснабжения населения в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» — в рамках предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электрическую энергию для населения, утверждаемых для субъектов РФ на очередной год федеральным органом ценового регулирования. Для населения края тарифы на электроэнергию устанавливаются в едином размере. При этом для населения сельских населенных пунктов, а также городских населенных пунктов, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электротопительными установками, тарифы установлены с максимальным понижающим коэффициентом — 0,7, из предусмотренного диапазона от 0,7 до 1;

в сфере газоснабжения населения в соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» — для конкретного поставщика газа на соответствующей территории, с учётом пересмотра на федеральном уровне размеров составляющих розничных цен (оптовой цены газа, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщиков газа);

в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения в соответствии с Федеральными законами от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», краевым законом от 15.10.2010 № 2065-КЗ «О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов организаций коммунального комплекса» тарифы устанавливаются РЭК-департаментом или органами регулирования городских округов в экономически обоснованном размере, отражающем финансовые потребности на осуществление регулируемых видов деятельности и реализацию инвестиционных программ, за исключением установления льготных тарифов для населения в соответствии с нормами статьи 157.1 Жилищного кодекса РФ об ограничении повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги с последующей компенсацией выпадающих доходов организаций от реализации ресурсов по льготным тарифам для населения за счет средств бюджета края.

Ограничение роста коммунальных платежей на сегодняшний день осуществляется посредством реализации механизма установления индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельных индексов в муниципальных образованиях.

На 2017 г. для Краснодарского края утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъекту РФ в размере: 1 полугодие — 0% (без роста к декабрю 2016 г.); 2 полугодие — 4%. По отдельным муниципальным образованиям допускается отклонение еще на 2,5%. Повышение предельного индекса на величину более предельного отклонения, т.е. выше 6,5%, допускается только по законодательно установленным основаниям и по согласованию с представительными органами муниципальных образований. Для по

Необходимо отметить, что при формировании тарифов предложения регулируемых организаций проходят проверку на предмет экономической обоснованности расходов по каждой статье затрат, экспертами проводится анализ фактических расходов и динамика изменения натуральных показателей предприятий в предшествующих периодах.

В 1 полугодии 2017 г. цены (тарифы) на коммунальные ресурсы (услуги) установлены на уровне действовавших во 2 полугодии 2016 г. (по состоянию на декабрь).

С 1 июля 2017 года в Краснодарском крае тарифы (цены) вырастут:

на электроэнергию для населения (в пределах социальной нормы потребления) — на 3,67% и 3,74% (одноставочные тарифы) и от 3,67% до 3,98% (тарифы, дифференцированы по зонам суток);

на газ сетевой для населения не более 4,12% в среднем по краю и 3,9% — на сжиженный;

на тепло-, водоснабжение и водоотведение — в рамках ограничений повышения платы населения за коммунальные услуги.

С 1 июля 2017 г. для организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги населению на территории Успенского района, цены (тарифы) установлены в экономически обоснованных размерах:

на холодную воду — от 12,04 руб./м3 для МУП «Параллель» в Николаевском с/п (рост на 3,97%) до 39,22 руб./м3 для ГУП КК «Северо-Восточная водная управляющая компания «Курганинский групповой водопровод» (рост на 4%) в Вольненском с/п;

на водоотведение33,77 руб./м3 для МУП «Успенский водоканал» в Успенском с/п (3,94%);

на тепловую энергию — от 1127,69 руб./Гкал для МУП «Ресурс» система централизованного теплоснабжения, источником которой является ТЭС АО «Успенский сахарник» в Успенском с/п (рост на 4,0%) до 2419,24 руб./Гкал для МУП «Ресурс» в Успенском с/п (рост на 4,0%).

Вопрос № 2. Когда начнут применять социальную норму при расчете за электроэнергию?

Ответ: Введение социальной нормы потребления электрической энергии для населения отложено до момента окончания подготовительной работы с ресурсоснабжающими организациями, исполнителями коммунальных услуг (управляющими компаниями), органами местного самоуправления, органами социальной защиты населения, Пенсионного фонда и органами регистрационного учета, направленной на организацию и упорядочение расчетов за потребленную электроэнергию гражданами-потребителями в пределах социальных норм и сверх них с учетом факторов, в существенной степени влияющих на величины применяемых норм и правильность расчетов.

В рамках данной работы планируется проведение мероприятий, направленных на обеспечение исполнителей коммунальных услуг и органов государственной власти информацией, необходимой для осуществления расчетов со всеми категориями граждан-потребителей, включая льготные, что позволит обеспечить соблюдение их законных прав и интересов.

Пока актуальная база не будет создана, не будет налажено межведомственное взаимодействие, социальная норма на территории Краснодарского края введена не будет.

На настоящее время администрацией Краснодарского края уже принято решение о невозможности введения с 1 июля 2017 г. расчетов за электрическую энергию с учетом социальной нормы потребления по повышенным тарифам. Соответствующие нормативные правовые акты будут опубликованы в ближайшее время.

Вопрос № 3. Какова структура платы за технологическое присоединение жилого дома к газораспределительным сетям? Регулирует ли государство размер платы за подключение или газораспределительные организации сами устанавливают свои расценки?

Ответ. Порядок определения размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения установлен в Основных положениях формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021.

Порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, принадлежащих газораспределительным организациям на праве собственности или иных законных основаниях, определён Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 (далее — Правила).

Размер платы за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов (в Краснодарском крае — РЭК-департаментом) в порядке, установленном Правительством РФ, и в соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину.

На территории Краснодарского края плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на 2017 год установлена приказом РЭК-департамента от 14.11.2016 № 26/2016-газ, в том же размере, что и на 2016 год — 35 тыс. рублей (приказ РЭК-департамента от 13.11.2015 № 20/2015-газ).

Подключить газоиспользующее оборудование к сетям газораспределения за 35 тыс. рублей имеют право заявители при условии, что расстояние от газо-использующего оборудования до сети газораспределения составляет не более 200 метров, проектное рабочее давление не более 0,3 МПа, мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа), а максимальный расход газа, с учетом расхода газа ранее подключенного газоиспользующего оборудования, не должен превышать: для заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности — 15 куб. метров в час; для прочих заявителей — 5 куб. метров в час.

Необходимо обратить внимание на то, что за 35 тыс. руб. газораспределительные организации должны выполнить только мероприятия до границы земельного участка заявителя, а мероприятия по подключению в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем (пункт 88 Правил).

Так, в случае, если для технологического присоединения индивидуального жилого дома необходимо строительство только газопровода-ввода протяженностью не более 200 м с рабочим давлением не более 0,3 Мпа и расходом газа не более 5 м3/час, плата составляет 35 тыс. рублей.

В случае, если сеть газораспределения проходит по границе земельного участка или в пределах границ земельного участка и технологическое присоединение не требует проведения мероприятий по строительству подводящего участка газопровода до границ земельного участка, то плата за технологическое присоединение определяется исходя из установленной стандартизированной тарифной ставки на покрытие расходов, связанных с проверкой выполнения заявителем технических условий и осуществлением фактического подключения объектов капитального строительства заявителя к сети газораспределения и проведением пуска газа.

В других случаях плата за технологическое присоединение определяется в зависимости от технических параметров, исходя из стандартизированных тарифных ставок или по индивидуальному проекту.

Стандартизированные тарифные ставки для газораспределительных организаций края на 2017 год установлены приказом РЭК-департамента от 28.12.2016 № 29/2016-газ (размещён на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в разделе «Нормативные документы» и на сайте РЭК-департамента).

По индивидуальному проекту плата за технологическое присоединение определяется при подключении газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа свыше 500 м3/час и (или) проектным рабочим давлением в присоединяемом газопроводе свыше 0,6 МПа, а также в случаях, если мероприятия по технологическому присоединению предусматривают: проведение лесоустроительных работ; проведение врезки в газопроводы диаметром не менее 250 мм под давлением не менее 0,3 МПа; переходы через водные преграды; прокладку газопровода методом горизонтально направленного бурения; прокладку газопровода по болотам 3-го типа, и (или) в скальных породах, и (или) на землях особо охраняемых природных территорий.

Необходимо отметить, что в соответствии с Правилами государственное регулирование платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и стандартизированных тарифных ставок, определяющих её величину, не распространяется на случаи подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения, находящимся в собственности или на иных законных основаниях у организаций, не являющихся газораспределительными.

В связи с чем, плата за подключение к сетям газоснабжения, не принадлежащим газораспределительной организации, не подлежит государственному регулированию, а определяется соглашением сторон в рамках договорных отношений.

Кроме того, в конце 2016 года постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 № 1203 в Правила был внесен ряд изменений, регламентирующих порядок взаимодействия заявителя и третьих лиц во всех случаях, в том числе, при подключении к сетям газораспределения, а также определено понятие «основной абонент».

Указанные изменения в Правила коснулись также регламентированных сроков процедур (этапов), связанных с взаимодействием заявителей и газораспределительных организаций (далее — ГРО), и определили особенности подключения объектов капитального строительства, принадлежащих разным заявителям, а также объектов капитального строительства, расположенных в пределах территории некоммерческого объединения и территории, подлежащей комплексному освоению (пп. 113-120).

В части структуры платы за технологическое присоединение жилого дома к сетям газораспределения.

При расчете платы за технологическое присоединение и стандартизированных тарифных ставок учитываются расходы на выполнение ГРО следующих обязательных мероприятий: разработка проектной документации; выполнение технических условий; проверку выполнения Заявителем технических условий; осуществление фактического подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства Заявителя к сети газораспределения и проведение пуска газа.

В состав расходов ГРО на разработку проектной документации входят, в том числе, проведение кадастровых и землеустроительных работ, согласование выделения земли под выполнение строительно-монтажных работ, информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (реконструкции) органами государственной власти или местного самоуправления, разработка проекта рекультивации (при нарушении земель сельскохозяйственного назначения), проведение экспертиз проектной документации, предусмотренных действующим законодательством.

В состав расходов ГРО на выполнение технических условий входят, в том числе, аренда земли под строительство (реконструкцию) сетей газораспределения и объектов на них на время строительства (реконструкции), возмещение убытков и затрат на рекультивацию (при нарушении земель сельскохозяйственного назначения).

В состав расходов ГРО на проведение пуска газа входит, в том числе, стоимость газа, используемого на продувку газопроводов.

Вопрос 4. Когда будут утверждены нормативы потребления коммунальных ресурсов на общедомовые нужды и будут ли они выше, чем действующие в настоящее время?

Ответ: Порядок определения и установления нормативов потребления коммунальных услуг регламентирован Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306.

В соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» в настоящее время РЭК-департаментом проводится работа по сбору информации для возможности проведения расчета и утверждения на территории Краснодарского края нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В адрес глав муниципальных образований Краснодарского края были направлены письма (исх.№№ 57-401/17-13, 57-402/17-13 от 25.01.2017 и № 57-448/17-05 от 26.01.2017)) о необходимости предоставления в срок до 10.03.2017 года соответствующей информации по многоквартирным жилым домам, расположенным на территории муниципального образования.

Согласно вышеназванным изменениями в федеральном законодательстве, начало действия нормативов потребления коммунальных услуг, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердившим такие нормативы, но не позднее 1 июня 2017 года.

До вступления в силу новых нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в расчетах за коммунальные ресурсы в отношениях между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией применяются нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, действующие на 1 ноября 2016 года, установленные приказом РЭК-департамента от 31.08.2012 № 2/2012-нп.

В соответствии с разъяснением Минстроя России (письмо от 14.02.2017 № 4275-АЧ/04) размер расходов на оплату коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества может быть менее размера норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. В частности, подобная ситуация может иметь место, когда расчет размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме осуществляется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета. Соответственно, в том случае, когда многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учетом, включение указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения может быть осуществлено в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. В свою очередь, фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитывается как разница между показаниями коллективного (общедомового) прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

В настоящее время, РЭК-департаментом проводится работа по расчету и утверждению на территории Краснодарского края нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению и электроснабжению).

Вопрос 5. Почему мы должны производить оплату за услуги теплоснабжения с 1 октября по 30 апреля в полном объеме, а отопление включают позже 1 октября и выключают раньше 30 апреля?

Ответ: Расчет нормативов потребления тепловой энергии на нужды отопления, утвержденных приказом РЭК-департаментом от 31 августа 2012 года № 2/2012-нп «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае» производился в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 (далее Правила № 306).

В соответствии с п.18. приложения № 1 Правил № 306 норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях (Гкал на 1 кв. м общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц) определялся по следующей формуле 18:

где:

Qo— количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, или жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии (Гкал);

Sоб — общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общая площадь жилых домов (кв. м);

nот — период, равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде).

При определении количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, или жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии (Qо) продолжительность отопительного периода принималась на основании средней фактической продолжительности за последние 5 лет по каждому району (по распоряжениям глав муниципальных образований о начале и об окончании отопительного периода).

В Правилах используется понятие «отопительный период», равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде). В Успенском районе продолжительность отопительного периода средняя за 5 лет составляет 182 дня (с 15 октября по 15 апреля), что соответствует 7 неполным месяцам.

Таким образом, количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирным домом (Qо), поделено на 7 месяцев. При этом необходимо отметить, что если период, равный продолжительности отопительного периода (nот) принять равным 6 месяцев (что противоречит Правилам № 306), норматив увеличится на 14,3 %.

Для Успенского района нормативы потребления тепловой энергии на услуги отопления составляют:

Нормативы потребления в календарный месяц отопительного периода (Гкал/на 1 кв.м общей площади всех помещений в многоквартирном и жилом доме)
1-4 этажные дома 5-9 этажные дома 10 и более этажные дома
0,0216 0,0176 0,0175

Порядок взаиморасчетов за коммунальные услуги между поставщиками коммунальных услуг и потребителями, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность установлены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее Правила № 354), утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354.

В части расчетов за коммунальную услугу по отоплению, Правилами № 354 не предусмотрено возможности расчета платы за отопление исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням.

В разъяснительном письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 23.11.2015 № 38988-ОГ/04 также указано, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможности расчета исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням.

Проведение корректировки норматива исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги по отоплению в разбивке по дням, приведет к необходимости учета дополнительных средств при расчете тарифа на тепловую энергию, что в свою очередь приведет к дополнительному росту тарифа. Дополнительное увеличение тарифа на тепловую энергию отразится также и на потребителях, установивших приборы учета тепловой энергии.

Таким образом, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможность корректировки исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням.

Кроме того, данная позиция подкреплена судебной практикой (Дело № А32-27641/2015 от 24.06.2016). Суд принял решение о том, что уменьшение отопительного периода не может влиять на оплату нормативного количества тепловой энергии. Перерасчет норматива в зависимости от количества дней предоставления услуги по отоплению неправомерен. Размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможность корректировки исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням.

Вопрос 6. Почему начисляются общедомовые нужды за холодное водоснабжение если мы не пользуемся водой в подъездах?

Ответ: При наличии коллективного (общедомового) прибора учета фактический объем ОДН может быть представлен следующими составляющими:

  • объем ресурса, израсходованный при аварии на инженерных коммуникациях (разрыв трубы в подвале дома);
  • технологические потери в сетях инженерно-технического обеспечения многоквартирного дома;
  • дополнительный объем, возникающий из-за того, что показания коллективного и индивидуальных приборов учета собираются в разные дни (или в разные моменты одного дня);
  • реальный объем услуги на общие нужды многоквартирного дома (полив придомовой территории, мытье лестниц);
  • объем, образовавшийся вследствие перерасхода ресурса внутри жилых помещений, не имеющих индивидуальных приборов учета, где расчет производится по нормативам потребления;
  • хищение ресурсов (установка магнитов и др.).