Главная  /  Информационный центр  /  Новости  /  Информация региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края по результатам рассмотрения наиболее актуальных вопросов при проведении заместителем руководителя РЭК-департамента выездного мероприятия в рамках информационно-разъяснительной работы с гражданами по вопросам предоставления коммунальных услуг и ограничений роста размера платы граждан за коммунальные услуги в муниципальном образовании город-курорт Сочи 25 ноября 2016 года

Новости

Информация региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края по результатам рассмотрения наиболее актуальных вопросов при проведении заместителем руководителя РЭК-департамента выездного мероприятия в рамках информационно-разъяснительной работы с гражданами по вопросам предоставления коммунальных услуг и ограничений роста размера платы граждан за коммунальные услуги в муниципальном образовании город-курорт Сочи 25 ноября 2016 года

Вопрос 1. Ежегодный рост тарифов на коммунальные услуги.

Ответ. Установление цен (тарифов) на коммунальные ресурсы (услуги) осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, регламентирующим вопросы ценового регулирования в соответствующих сферах деятельности, и параметрами согласованного Правительством РФ прогноза социально-экономического развития страны на очередной год и плановый период, в рамках установленных на федеральном и региональном уровнях ограничений повышения размера платы граждан за коммунальные услуги в субъектах РФ и муниципальных образованиях и с учетом предусмотренных на очередной год периодов увеличения тарифов (их календарной разбивки).

Тарифы на электроэнергию для населения в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» подлежат установлению в рамках предельных минимальных и максимальных уровней тарифов для населения каждого субъекта РФ, утверждаемых на федеральном уровне.

В сфере газоснабжения населения в соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» розничные цены на газ утверждаются РЭК-департаментом для конкретного поставщика газа на соответствующей территории с учётом установленных на федеральном уровне размеров составляющих розничных цен (оптовой цены газа, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщиков газа).

В сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения в соответствии с Федеральными законами от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» тарифы подлежат установлению исходя из принципа обеспечения экономической обоснованности расходов на осуществление регулируемых видов деятельности (за исключением установления льготных тарифов для населения в соответствии с нормами статьи 157.1 Жилищного кодекса РФ об ограничении повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги с последующей компенсацией выпадающих доходов организаций от применения льготных тарифов за счет средств бюджетов субъектов РФ). Установленные тарифы отражают экономически обоснованный размер финансовых потребностей на реализацию производственных и (при наличии) инвестиционных программ регулируемых организаций. Условия осуществления хозяйственной деятельности, структура технологического процесса, состояние и степень износа основных производственных фондов, характер и степень развития территории, энергоемкость и объем производства оказывают определяющее влияние на себестоимость и размер тарифа конкретной ресурсоснабжающей организации.

С 2016 г. утверждение предельных отраслевых индексов роста тарифов на тепловую энергию, на холодное водоснабжение и водоотведение действующим законодательством не предусмотрено. Основной ограничительной мерой роста тарифов для населения является установление ограничений повышения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

В 1 полугодии 2016 г. в соответствии с распоряжениями Правительства РФ от 28.10.2015 № 2182-р, от 01.11.2014 № 2222-р и постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.12.2015 № 1232 повышение платы для населения за коммунальные услуги не предусмотрено. В связи с чем, на 1 полугодие 2016 г. тарифы (цены) установлены без роста к действовавшим в декабре 2015 г.

С 1 июля 2016 г. в каждом месяце по отношению к декабрю 2015 г. (при сопоставимом наборе и объемах потребленных услуг, кроме изменения нормативов их потребления) повышение платежей ограниченно в среднем по Краснодарскому краю на 4,1%. По отдельным муниципалитетам допускается отклонение еще на 2,5%. Повышение выше 6,6% возможно только по законодательно установленным основаниям (реализация программ комплексного развития, концессионных соглашений, инвестиционных и производственных программ, направленных на повышение надежности и качества оказываемых коммунальных услуг и установление экономически обоснованных тарифов, устранение имеющихся дисбалансов при регулировании тарифов, включая ликвидацию перекрестного субсидирования, установление нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства) и по согласованию с представительными органами муниципальных образований.

С 1 июля 2016 г. в Краснодарском крае цены (тарифы) увеличились:
на электроэнергию для населения — 3,88 % и 4,17 % (одноставочные тарифы) и от 3,88 % до 9,51 % (тарифы, дифференцированные по зонам суток);
на газ для населения — на 2,8 % (сетевой) и не более 3,8 % (сжиженный);
на тепло-, водоснабжение и водоотведение — в рамках ограничений роста платежей.

Таким образом, принятые в Краснодарском крае на 2 полугодие 2016 г. тарифы (цены) обеспечивает соблюдение предусмотренных Правительством РФ ограничений повышения платежей за коммунальные услуги в среднем для Краснодарского края — на 4,1%. В муниципальных образованиях края для ограниченного ряда потребителей-граждан более высокий рост произошел только по законодательно предусмотренным основаниям, который в установленном порядке согласован представительными органами муниципалитетов и утвержден постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.12.2015 № 1232 об установлении предельных индексов на 2016 год.

На 2017 г. индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ и предельные отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов утверждены распоряжениями Правительства РФ от 19.11.2016 № 2464-р и от 01.11.2014 № 2222-р. Для Краснодарского края предусмотрены следующие значения индекса в среднем по субъекту РФ и величины предельного отклонения соответственно:
в 1 полугодии — 0 % и 0 %;
во 2 полугодии — 4 % и 2,5 %. Повышение выше индекса по субъекту РФ более величины предельного отклонения (т.е. более 6,5 %) возможно только по законодательно предусмотренным основаниям и по согласованию с представительными органами муниципалитетов.

Вопрос 2. Нормативы потребления коммунальных услуг в г. Сочи.

Ответ. В соответствии с постановлениями Правительства РФ от 27.08.2012 № 857 «Об особенностях применения правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и от 29.06.2016 № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» (далее — Постановление № 603) приказом РЭК-департамента от 01.07.2016 № 1/2016-нп внесены изменения в приказ РЭК-департамента от 31.08.2012 № 2/2012-нп «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае», а также утратил силу приказ РЭК-департамента от 06.09.2012 № 4/2012-нп «Об определении порядка расчета платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Краснодарского края» и пункт 1 приказа от 30.12.2014 № 4/2014-нп «О внесении изменений в приказы региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края».

Текст приказа размещен на официальных сайтах администрации Краснодарского края www.admkrai.krasnodar.ru и РЭК-департамента rek23.ru.

В связи с внесением изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее — Правила № 354), утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, с 1 июля 2016 г. изменен порядок определения платы за оказанные коммунальные услуги исходя из нормативов потребления и наличии технической возможности установки приборов учета тепловой энергии, холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии. Постановлением № 603 введены повышающие коэффициенты, применяемые в расчете платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета потребления коммунальных услуг и наличии технической возможности их установки. Величина повышающего коэффициента в 2016 году принимается равной — 1,4, а с 1 января 2017 года — 1,5.

О нормативах на отопление с 1 июля 2016 года.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.12.2014 № 1380 «О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» было принято решение о продлении до 1 июля 2016 г. в Краснодарском крае порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (далее — Правила № 307), утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие на территории соответствующих муниципальных образований Краснодарского края по состоянию на 30.06.2012.

Приказом РЭК-департамента от 06.09.2012 № 4/2012-нп (в редакции приказа от 30.12.2014 № 4/2014-нп) «Об определении порядка расчета платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Краснодарского края в 2012-2014 годах» было установлено, что на территории Краснодарского края применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами № 307 до 1 июля 2016 г. Таким образом, на территории Краснодарского края в период до 1 июля 2016 г. при начислении платы граждан за услуги отопления действовали Правила № 307 с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших на 30.06.2012.

Нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие на территории муниципальных образований края до 1 июля 2016г. были различны, так как утверждались органами местного самоуправления.

Единые на территории Краснодарского края нормативы потребления тепловой энергии на отопление, установленные приказом РЭК-департамента от 31.08.2012 №2/2012-нп «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае», вступили в действие с 1 июля 2016 г. и составляют в календарный месяц отопительного периода (Гкал/м2 общей площади всех помещений в многоквартирном и жилом доме):

№ п/п Муниципальное образование 1-4 этажные дома 5-9 этажные дома 10 и более этажные дома
1. Городские округа: Сочи, Геленджик, Новороссийск, Анапа; Туапсинский муниципальный район 0,0185 0,0154 0,0136
2. Городские округа: Армавир, Краснодар, Горячий Ключ; Абинский, Апшеронский, Белореченский, Динской, Крымский, Курганинский, Мостовский, Новокубанский, Северский, Славянский, Успенский, Лабинский, Гулькевичский, Кавказский, Красноармейский, Приморско-Ахтарский, Тбилисский, Усть-Лабинский, Отрадненский, Темрюкский муниципальные районы 0,0216 0,0176 0,0175
3. Белоглининский, Брюховецкий, Выселковский, Ейский, Калининский, Каневской, Кореновский, Крыловский, Ленинградский, Новопокровский, Павловский, Староминский, Щербиновский, Тимашевский, Тихорецкий, Кущевский муниципальные районы 0,0228 0,0189 0,0182

Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг определен Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее — Правила № 306), утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306.

Правилами предусмотрена дифференциация нормативов на отопление в зависимости от его конструктивных параметров. При расчете нормативов на отопление используется величина нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома (ккал в час на 1 кв. м). Данная величина указана в таблице 4 Правил № 306, где она сгруппирована исходя из этажности зданий для 1 этажных, 2 этажных, 3-4 этажных, 5-9 этажных, 6 этажных и т.д. При этом для малоэтажных зданий она выше, чем для многоэтажных. Так, нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление многоквартирного дома для 5-9 этажных домов ниже, чем для 1 этажных в 2,2 раза, для 2 этажных в 2 раза и ниже чем для 3-4 этажных в 1,22 раза.

Различие в значениях объясняется физико-техническими параметрами. Величина удельных тепловых потерь зданий различной этажности и формы зависит от соотношения площадей наружных охлаждающих поверхностей к их объему. В малоэтажных жилых домах это соотношение больше, чем в многоэтажных. Соответственно, и удельные тепловые потери больше.

В соответствии с п.18 приложения № 1 Правил № 306 норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях (Гкал/м2 общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц) определялся по следующей формуле:

где:
Q0 — количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, или жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии (Гкал);
Sоб — общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общая площадь жилых домов (м2);
nот — период, равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде).

При определении количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, или жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии (Qо) продолжительность отопительного периода принималась на основании средней фактической продолжительности за последние 5 лет по каждому району (по распоряжениям глав муниципальных образований о начале и об окончании отопительного периода).

При расчете нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению продолжительность отопительного периода (nот — количество календарных месяцев в отопительном периоде, в том числе неполных), принималась в размере 7 месяцев во всех муниципальных образованиях Краснодарского края за исключением городского округа Сочи. В городском округе Сочи нормативы определены исходя из продолжительности отопительного периода, равного 6 календарным месяцам.

Вопрос 3. Высокие тарифы на горячее водоснабжение и отопление для МУП г. Сочи «Сочитеплоэнерго», которые намного выше, чем в Краснодаре и других городах.

Ответ. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации производство, передача и распределение тепловой энергии является регулируемым видом деятельности, осуществляемым по тарифам, установленным регулирующими органами в соответствии с принципами и методами регулирования тарифов (цен) на тепловую энергию. Тарифы на тепловую энергию устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов для каждой энергоснабжающей организации в рамках вводимых на федеральном и краевом уровнях ограничений повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406, тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из двух компонентов: компонент на холодную воду и компонент на тепловую энергию.

Компонент на холодную воду принимается равным тарифу на холодную воду, установленному и применяемому в соответствии с действующим законодательством. Компонент на тепловую энергию рассчитывается в соответствии с нормативно-методическими документами по вопросам регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

Тарифы для МУП «Сочитеплоэнерго» на 2015 год и 2016 год установлены приказами РЭК-департамента от 19.12.2014 № 56/2014-т и от 30.11.2015 № 58/2015-т в размерах (с НДС):
на тепловую энергию:
с 01.01.2015 — 1941,88 руб./Гкал (без роста к декабрю 2014 г.);
с 01.07.2015 — 2106,35 руб./Гкал (с увеличением на 8,5%);
с 01.01.2016 — 2106,35 руб./Гкал (без роста к декабрю 2015 г.);
с 01.07.2016 — 2192,36 руб./Гкал (с увеличением на 4,08%);
на горячую воду:
компонент на тепловую энергию с 01.01.2015 по 31.12.2015 и с 01.01.2016 по 30.06.2016 — 3047,49 руб./Гкал (без роста к декабрю предшествующего года),
с 01.07.2016 по 31.12.2016 — 3172,23 руб./Гкал (с увеличением на 4,09%);
компонент на холодную воду для поставщика услуг ООО «Сочиводоканал»
с 01.01.2015 — 28,95 руб./м3 (без роста к декабрю 2014 г.), с 01.07.2015 — 33,13 руб./м3 (с увеличением на 14,4%),
с 01.01.2016 — 33,13 руб./м3 (без роста к декабрю 2015 г.), с 01.07.2016 — 33,72 руб./м3 (с увеличением на 1,78%);
на горячую воду с системой централизованного теплоснабжения для потребителей имеющих собственные тепловые пункты (на отопление и горячее водоснабжение):
с 01.01.2015 — 2395,41 руб./Гкал (без роста к декабрю 2014г.);
с 01.07.2015 — 2566,03 руб./Гкал (с увеличением на 7,1%);
с 01.01.2016 — 2566,03 руб./Гкал (без роста к декабрю 2015г.);
с 01.07.2016 — 2671,24 руб./Гкал (с увеличением на 4,1%).

Принятые на 2015 г. и на 2016 г. тарифы в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения находятся в рамках утвержденных ограничений роста платежей:
в 1 полугодии 2015 г. и 2016 г. — 0 % (без роста к декабрю предыдущего года) в среднем для Краснодарского края и для муниципальных образований;
во 2 полугодии 2015 г. в среднем для Краснодарского края — 9,6% и для муниципального образования город-курорт Сочи — 13,7 %, 2016 г. — 4,1% и 6,6 % соответственно.

При установлении тарифов на регулируемые виды деятельности определение состава расходов и оценка их экономической обоснованности осуществляется РЭК-департаментом в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также с учетом параметров прогноза социально-экономического развития на установленный период, определяющих максимально возможное изменение статей затрат, входящих в тариф.

Формирование экономически обоснованных тарифов на теплоэнергию осуществляется на основании экономического обоснования расходов по каждой статье затрат, а также необходимой прибыли, для реализации производственных и (при наличии) инвестиционных программ регулируемых организаций.

При формировании расходов на выработку тепловой энергии потери в тепловых сетях, удельные расходы топлива, электроэнергии, воды на технологические нужды на выработку 1 Гкал тепловой энергии принимаются только в пределах нормативных значений.

Затраты на топливо принимаются на основании пунктов 34-37 Основ ценообразовании в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075.

Основными причинами увеличения экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию являются ежегодное повышение цен на топливно-энергетические ресурсы необходимые для производства тепловой энергии (оптовой цены на природный газ и его транспортировку, тарифа на электроэнергию, цен на воду и водоотведение), общие инфляционные процессы.

Согласно федеральному законодательству Краснодарский край отнесен к 56 (всего 60) ценовому поясу по оптовой цене на газ, где установлена одна из самых высоких оптовых цен на газ по сравнению с другими регионами РФ. Так, например утверждённая оптовая цена на газ для Краснодарского края на 2016 год возросла на 27,4% по сравнению с 01.01.2013 (4460 рублей за 1000 м3 (без НДС) против 3501 рублей за 1000 м3 (без НДС)).

В тарифе на тепловую энергию МУП «Сочитеплоэнерго» на 2016 г. удельный вес затрат по статьям себестоимости составил:
(всего покупные ресурсы — 56,5% (топливо, электроэнергия, вода и водоотведение, покупная теплоэнергия);
фонд оплаты труда — 19,4% и отчисления на социальные нужды — 5,9%; амортизационные отчисления — 15,1% (затраты на ремонт теплотехнического оборудования за счёт амортизационных отчислений); цеховые и общехозяйственные расходы — 3,1%).

В отношении разницы в тарифах на тепловую энергию в муниципальных образованиях Краснодарского края, а также других субъектах РФ, следует отметить, что уровень тарифов на тепловую энергию зависит от условий деятельности каждой конкретной ресурсоснабжающей организации. В частности, существенно зависит и от вида используемого топлива, а также от способа выработки тепловой энергии. На котельных, вырабатывающих тепловую энергию с использованием жидкого топлива, себестоимость тепловой энергии значительно выше. Значительное влияние оказывает также способ выработки тепловой энергии. Если тепловая энергия вырабатывается комбинированным способом, т.е. электрическими станциями в режиме одновременной выработки тепловой и электрической энергии (мощности), то себестоимость этой тепловой энергии значительно ниже и соответственно ниже и тариф.

Это особенно ярко проявляется в сравнении тарифов на тепловую энергию в городах Москва и Санкт-Петербург и тарифов на тепловую энергию в Московской и Ленинградской областях, а также при сравнении тарифов на тепловую энергию в г. Краснодаре и других муниципальных образованиях края. В г. Москва подавляющее количество тепловой энергии вырабатывается комбинированным способом электрическими станциями, в г. Санкт-Петербурге — доля комбинированной выработки тоже очень значительна, в г. Краснодаре также часть тепловой энергии вырабатывается комбинированным способом на Краснодарской ТЭЦ.

Согласно Правилам № 354 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по установленным тарифам и объемам услуг по показаниям приборов учета, а при их отсутствии — по утвержденным нормативам потребления, в порядке, установленном Правительством РФ. Изменение каждого из указанных составляющих влияет на платеж за коммунальную услугу.

Согласно положениям Гражданского и Жилищного кодексов РФ расчеты за горячую воду должны осуществляться с выставлением расчетно-платежных документов с указанием объемов потребления коммунальных ресурсов: отдельно тепловой энергии в Гкал и холодной воды (или теплоносителя) на нужды ГВС в м3, по показаниям приборов учета (или по нормативам) и установленным тарифам (руб./Гкал и руб./м3 холодной воды (или теплоносителя)).

В жилых домах, где установлены коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии на системе горячего водоснабжения (в отличие от домов, где начисление платы производится по нормативу по причине отсутствия приборов учета) фактическая стоимость горячей воды в рублях за 1 м3 является величиной, определяемой исходя из объемов тепловой энергии (в Гкал) и воды (в м3), зафиксированных общедомовым прибором учета, так как прибор учета потребления тепловой энергии на ГВС на вводе в жилой дом объективно фиксирует фактическое потребление тепловой энергии по этому виду услуги, которое складывается из тепловой энергии, потребленной с водой, теплоотдачи тепловой энергии во внутридомовых разводящих трубопроводах и полотенцесушителях, которые отличаются от нормативных.

Вопрос 4. Двойной тариф на тепловую энергию для МУП «Сочитеплоэнерго», а в Краснодаре действует единый тариф.

Ответ. В соответствии с пунктом 29.5 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 № 20-э/2, тарифы на тепловую энергию, отпускаемую в горячей воде, для всех потребителей в одной системе, в которой теплоснабжение потребителей осуществляется от источника (источников) тепла через общую тепловую сеть (далее — система централизованного теплоснабжения (СЦТ)), могут рассчитываться на едином уровне.

Потребители тепловой энергии подключены к независимым источникам тепла, как правило, по четырехтрубной системе теплоснабжения, в этом случае от котельной до потребителей тепловая энергия подается независимо (отдельно) на отопление по тепловым сетям отопления и на горячее водоснабжение по тепловым сетям ГВС. Кроме того, на котельных установлены отдельно сетевые насосы, работающие исключительно на СЦТ на отопление и группа насосов горячего водоснабжения — исключительно на СЦТ на ГВС. Для минимизации (оптимизации) удельных расходов топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) на производство тепловой энергии на источниках тепла выделяются отдельно котлы, работающие исключительно только на СЦТ на отопление и отдельно исключительно на СЦТ на ГВС. Таким образом, это обеспечивает максимально эффективное использование ТЭР с учетом того, что затраты на производство тепловой энергии в виде горячей воды для нужд отопления и тепловой энергии в виде горячей воды на нужды ГВС существенно различаются.

Кроме того, необходимость ведения такого учета обусловлена, в т.ч., неравномерностью потребления этих услуг в течение года: отопление — только в отопительный сезон, горячее водоснабжение — круглогодично.

В летний период при работе вспомогательного оборудования источников тепловой энергии (дымососы, вентиляторы, сетевые насосы при 2-х трубной схеме теплоснабжения) котельной (и, соответственно, тех же затратах электроэнергии) производство тепловой энергии снижается более чем в 2 раза, и, соответственно, удельные затраты на производство 1 Гкал тепловой энергии для оказания услуги ГВС (независимо от схемы подключения) существенно выше. Затраты на производство тепловой энергии на ГВС в неотопительный период увеличиваются также в тепловых сетях при 2-х трубной схеме теплоснабжения (что имеет место в г. Сочи) по причине включения в тариф полных нормативных потерь в тепловых сетях в летний период (тогда как в зимний период эти потери относятся пропорционально видам услуг отопления и ГВС).

Таким образом, с технической и экономической точки зрения удельные затраты на 1 Гкал тепловой энергии, предназначенной для оказания услуги отопления (только в отопительный период), существенно отличаются от удельных затрат на 1 Гкал тепловой энергии, предназначенной для оказания услуги горячего водоснабжения в течение года.

При расчетах стоимости тепловой энергии для МУП «СТЭ» для систем отопления отнесены потери тепловой энергии в тепловых сетях отопления и расход электроэнергии по сетевым насосам, а также дымососам и вентиляторам котлов, работающим на систему централизованного отопления. Аналогично и при расчете тарифов на тепловую энергию для систем ГВС учтены потери тепловой энергии в тепловых сетях систем ГВС, а также электроэнергия по электрооборудованию, работающему на централизованную систему ГВС.

При открытой системе теплоснабжения затраты ТЭР на производство тепловой энергии и нормативные потери в тепловых сетях в отопительный период распределяются пропорционально видам услуг отопления и ГВС, в летний период затраты и потери относятся только к услуге горячего водоснабжения.

Распределение затрат по другим статья калькуляции себестоимости осуществляется пропорционально распределению топлива на производство тепловой энергии для отопления и производство тепловой энергии для ГВС.

При этом теплоснабжающая организация предоставляет населению услуги отопления и горячего водоснабжения, а жилые дома подключены к системам теплоснабжения по четырехтрубной схеме: тепловая энергия подается отдельно на нужды отопления (два трубопровода) и отдельно на нужды горячего водоснабжения (два трубопровода), либо по двухтрубной схеме подключения, но при этом система теплоснабжения — «открытая».

В этих случаях горячая вода поступает от МУП «Сочитеплоэнерго» при четырехтрубной схеме подключения, как нагретая на теплообменном оборудовании теплоснабжающей организации холодная вода, при двухтрубной схеме подключения, как теплоноситель. При этом применяются тарифы на тепловую энергию, установленные для СЦТ на отопление и для СЦТ на ГВС.

В случае если у потребителей установлен индивидуальный тепловой пункт (ИТП), населению предоставляется услуга теплоснабжения на нужды отопления и горячего водоснабжения. При этом жилые дома подключены к системам теплоснабжения по двухтрубной схеме подключения. Система теплоснабжения — «закрытая», а в ИТП, входящем в состав общего имущества дома, происходит приготовление горячей воды. Таким образом, услуга горячего водоснабжения не предоставляется теплоснабжающей организацией. При этом применяются тарифы на тепловую энергию, установленные для системы централизованного теплоснабжения для потребителей имеющих собственные тепловые пункты (на отопление и горячее водоснабжение).

Вопрос 5. Социальная норма потребления электрической энергии.

Ответ. Постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)» установлен порядок определения и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.08.2016 № 654 «О применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) на территории Краснодарского края» принято решение о применении с 1 января 2017 г. на территории Краснодарского края социальной нормы потребления электроэнергии.

Приказом РЭК-департамента от 28.09.2016 № 35/2016-э «Об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) на территории Краснодарского края» установлены социальные нормы потребления электроэнергии при определении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению в разрезе групп домохозяйств (исходя из количества зарегистрированных граждан) и типов жилых помещений:
базовая величина социальной нормы — месячный объем потребления электроэнергии домохозяйствами первой группы (одиноко проживающие граждане) в жилых помещениях, расположенных в городских населенных пунктах и не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, электроотопительными и электронагревательными установками, определена в размере 250 киловатт-часов в месяц;
домах, оборудованных в установленном порядке электрической плитой — 340 киловатт-часов в месяц;
зарегистрированным жителям сельской местности — 350 киловатт-часов в месяц.

Далее на зарегистрированного второго члена семьи добавляется 60 киловатт-часов, а на каждого последующего зарегистрированного члена семьи добавляется по 40 киловатт-часов в месяц.

Кроме того, законом предусмотрены меры поддержки отдельных групп населения. Так, для одиноко проживающих пенсионеров, а также для семей, состоящих только из получателей пенсии по старости либо инвалидности, в первый год применения социальной нормы (2017 год) весь объем потребления электрической энергии таких семей оплачивается по цене (тарифу) в пределах социальной нормы, а со второго года (с 2018 года) для таких семей устанавливается социальная норма с применением повышающего коэффициента 1,5 к величине социальной нормы, определенной для соответствующей группы домохозяйств.

Такие же меры поддержки предусмотрены и для семьей, отнесенных к категории многодетных семей; семей, имеющих в своем составе инвалидов и детей-инвалидов и пр.

Кроме того, вышеуказанные меры поддержки предусмотрены и для потребителей, жилые помещения которых в законодательном порядке отнесены к аварийному жилищному фонду или жилому фонду со степенью износа более 70 %.

РЭК-департаментом на официальном сайте rek23.ru размещена информация для потребителей-граждан о необходимости проведения гражданами сверки с исполнителями коммунальных услуг, касающейся соответствия имеющейся у исполнителей коммунальных услуг информации в отношении численного состава домохозяйств в целях отнесения домохозяйств к соответствующей группе, а также о наличии стационарных электроплит, газовых плит, электроотопительных и электронагревательных установок.