Главная  /  Информационный центр  /  Новости  /  Информация региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края по результатам рассмотрения наиболее актуальных вопросов при проведении заместителем руководителя РЭК-департамента С.Ю. Шуляк выездного мероприятия в рамках информационно-разъяснительной работы по вопросам предоставления коммунальных услуг и ограничений повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании Новокубанский район 28 июля 2017 года

Новости

Информация региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края по результатам рассмотрения наиболее актуальных вопросов при проведении заместителем руководителя РЭК-департамента С.Ю. Шуляк выездного мероприятия в рамках информационно-разъяснительной работы по вопросам предоставления коммунальных услуг и ограничений повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании Новокубанский район 28 июля 2017 года

Вопрос 1. Почему ежегодно происходит повышение тарифов на коммунальные услуги? С каким ростом приняты тарифы на коммунальные услуги с 1 июля 2017 года?

Ответ: Сроки увеличения (календарная разбивка) и параметры роста тарифов (цен) на услуги инфраструктурных компаний и организаций ЖКХ определяются в согласованном Правительством РФ прогнозе социально-экономического развития РФ на очередной год и плановый период и подлежат учету при тарифном регулировании в сфере предоставления коммунальных услуг.

В сфере электроснабжения населения в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» тарифы подлежат установлению РЭК-департаментом в рамках предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электрическую энергию для населения, утверждаемых для субъектов РФ на очередной год федеральным органом ценового регулирования. Для населения края тарифы на электроэнергию устанавливаются в едином размере. При этом для населения сельских населенных пунктов, а также городских населенных пунктов, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, тарифы установлены с максимальным понижающим коэффициентом — 0,7, из предусмотренного диапазона от 0,7 до 1;

В сфере газоснабжения населения в соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» розничные цены на газ, реализуемый населению, утверждаются РЭК-департаментом для конкретного поставщика газа на соответствующей территории, с учётом пересмотра на федеральном уровне размеров составляющих розничных цен (оптовой цены газа, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщиков газа);

В сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения в соответствии с Федеральными законами от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», краевым законом от 15.10.2010 № 2065-КЗ «О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов организаций коммунального комплекса» тарифы устанавливаются РЭК-департаментом или органами регулирования городских округов в экономически обоснованном размере, отражающем финансовые потребности на осуществление регулируемых видов деятельности и реализацию инвестиционных программ, за исключением установления льготных тарифов для населения в соответствии с нормами статьи 157.1 Жилищного кодекса РФ об ограничении повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги с последующей компенсацией выпадающих доходов организаций от реализации ресурсов по льготным тарифам для населения за счет средств бюджета края. Условия осуществления хозяйственной деятельности, структура технологического процесса, состояние и степень износа основных производственных фондов, характер и степень развития территории, энергоемкость и объем производства оказывают определяющее влияние на себестоимость и размер тарифа конкретной ресурсоснабжающей организации. То есть, тариф устанавливается для конкретной организации с учетом специфики ее деятельности и является отражением факторов, влияющих на себестоимость.

Ограничение роста коммунальных платежей для населения на сегодняшний день осуществляется посредством реализации механизма установления индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельных индексов в муниципальных образованиях.

На 2017 г. для Краснодарского края утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъекту РФ в размере: 1 полугодие — 0% (без роста к декабрю 2016 г.); 2 полугодие — 4%. По отдельным муниципальным образованиям допускается отклонение еще на 2,5%. Повышение предельного индекса на величину более предельного отклонения, т.е. выше 6,5%, допускается только по законодательно установленным основаниям и по согласованию с представительными органами муниципальных образований.

При формировании тарифов предложения регулируемых организаций проходят проверку на предмет экономической обоснованности расходов по каждой статье затрат, проводится анализ фактических расходов и динамика изменения натуральных показателей предприятий в предшествующих периодах.

Основными факторами увеличения тарифов являются: рост стоимости энергоносителей (расходы на которые составляют до 60-65% в тарифах на тепловую энергию и до 30% в тарифах на холодную воду и водоотведение); доведение заработной платы до уровня, предусмотренного федеральным и краевым тарифным соглашением работников ЖКХ (ФОТ с отчислениями составляет до 30% расходов); повышение стоимости материалов, необходимых на выполнение ремонтных работ; рост обязательных налоговых платежей; увеличение прочих расходов в соответствии с нормами действующего законодательства; общие инфляционные процессы.

В 1 полугодии 2017 г. цены (тарифы) на коммунальные ресурсы (услуги) установлены на уровне действовавших во 2 полугодии 2016 г. (по состоянию на декабрь).

С 1 июля 2017 года в Краснодарском крае тарифы (цены) вырастут:
на электроэнергию для населения — на 3,67% и 3,74% (одноставочные тарифы) и от 3,67% до 3,98% (тарифы, дифференцированы по зонам суток);
на газ сетевой для населения не более 3,8% в среднем по краю и 2,6% — на сжиженный;
на тепло-, водоснабжение и водоотведение — в рамках ограничений повышения платы населения за коммунальные услуги.

С 1 июля 2017 г. цены (тарифы) в Новокубанском районе установлены в экономически обоснованных размерах:
на холодную воду — от 11,66 руб./м3 для ОАО «КЗ «Восход» в Ковалевском с/п (без роста к декабрю 2016 г.) до 39,22 руб./м3 для ГУП КК «Северо-Восточная водная управляющая компания «Курганинский групповой водопровод» в Прикубанском с/п (с ростом 4% к декабрю 2016 г.);
на водоотведение — от 13,47 руб./м3 для МКУП «Сельское хозяйство» в Верхнекубанском с/п (с ростом 4% к декабрю 2016 г.) до 55,13 руб./м3 для МУП «Новокубанский городской водоканал» в Новокубанском г/п (с ростом 3,9% к декабрю 2016 г.);
на тепловую энергию — от 935,91 руб./Гкал для ОАО «Кристалл-2» в Новокубанском г/п (с ростом 3,1% к декабрю 2016 г.) до 3671,62 руб./Гкал для МУП «Тепловое хозяйство» (с ростом 1,8% к декабрю 2016 г.);
на электрическую энергию единые для населения края, проживающего в сельских и городских населенных пунктах в размере: одноставочный тариф — 3,11 руб./кВтч (с ростом 3,67% к декабрю 2016 г.) и 4,44 руб./кВтч (с ростом 3,74% к декабрю 2016 г.) соответственно; одноставочный тариф, дифференцированный по двум зонам суток (дневная зона и ночная зона) — 3,47/1,87 руб./кВтч (с ростом 3,89% к декабрю 2016 г.) и 4,96/2,67 руб./кВтч (с ростом 3,98/3,89% к декабрю 2016 г.) соответственно;
на газ природный — 6,03 руб./м3 и 6030 руб./1000м3 для ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» (с ростом 3,79% к декабрю 2016 г.);

Информация о всех действующих тарифах размещается на официальном сайте РЭК-департамента — rek23.ru.

Тексты приказов об установлении тарифов также размещаются на официальных сайтах администрации Краснодарского края — www.admkrai.krasnodar.ru и РЭК-департамента — rek23.ru.

Вопрос 2. С какого периода будет применяться социальная норма на электроэнергию?

Ответ: Постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)» установлен порядок определения и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), а также определены особенности установления тарифов в связи с переходом к расчетам размера платы населения за коммунальную услугу по электроснабжению (за электрическую энергию (мощность) — для категорий потребителей, приравненных к населению) с применением социальной нормы.

При определении величин социальной нормы для Краснодарского края было учтено максимальное количество энергопотребляющих приборов у потребителей — граждан, в т.ч. также учтены климатические особенности региона. Также были учтены на максимальном уровне дополнительные величины электропотребления для жилых помещений, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, электроотопительными и электронагревательными установками.

Работа по определению величин социальных норм велась в тесном взаимодействии и под контролем Законодательного Собрания Краснодарского края. По итогам совместного рассмотрения данного вопроса, уполномоченным органом были учтены предложения, направленные на минимизацию социальных последствий введения социальной нормы.

Величина социальной нормы на территории Краснодарского края в сравнении с другими регионами России, на территории которых утверждены величины социальных норм, была существенно выше. Например, базовая величина социальной нормы (месячное потребление одиноко проживающих граждан в жилых помещениях, не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, электроотопительными и электронагревательными установками) на территории Ростовской области составляет 96 киловатт-часов, Владимирской области — 100 киловатт-часов, в Алтайском крае — 131 киловатт-часов, в Орловской области — 190 киловатт-часов. На территории Краснодарского края базовая величина социальной нормы была в размере 250 киловатт-часов.

При этом законом предусмотрены меры поддержки отдельных групп населения, так для одиноко проживающих пенсионеров, а также для семей, состоящих только из получателей пенсии по старости либо инвалидности, для семьей, отнесенных к категории многодетных семей; семей, имеющих в своем составе инвалидов и детей-инвалидов и пр., в первый год применения социальной нормы весь объем потребления электроэнергии таких семей оплачивается по цене (тарифу) в пределах социальной нормы, а со второго года социальная норма устанавливается с применением повышающего коэффициента 1,5.

Кроме того, вышеуказанные меры поддержки предусмотрены и для потребителей, жилые помещения которых в законодательном порядке отнесены к аварийному жилищному фонду или фонду со степенью износа более 70%.

В целом по расчетным данным в рамки социальных норм «укладывается» порядка 85% бытовых абонентов в крае.

Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.08.2016 № 654 «О применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) на территории Краснодарского края» предусматривало применение с 01.01.2017 на территории Краснодарского края при определении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставляемую населению, и стоимости электрической энергии (мощности), потребленной приравненными к населению категориями потребителей, социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).

Приказами РЭК-департамента от 28.09.2016 № 35/2016-э и от 19.12.2016 № 51/2016-э были установлены социальные нормы потребления электроэнергии и тарифы на электроэнергию на 2017 г., потребляемую в пределах социальной нормы и свыше.

В настоящее время на территории Краснодарского края введение социальной нормы потребления электрической энергии для населения отложено до момента окончания подготовительной работы с ресурсоснабжающими организациями, исполнителями коммунальных услуг (управляющими компаниями), органами местного самоуправления, органами социальной защиты населения, Пенсионного фонда и органами регистрационного учета, направленной на организацию и упорядочение расчетов за потребленную электроэнергию гражданами-потребителями в пределах социальных норм и сверх них с учетом факторов, в существенной степени влияющих на величины применяемых норм и правильность расчетов.

В рамках данной работы планируется проведение мероприятий, направленных на обеспечение исполнителей коммунальных услуг и органов государственной власти информацией, необходимой для осуществления расчетов со всеми категориями граждан-потребителей, включая льготные, что позволит обеспечить соблюдение их законных прав и интересов.

К числу этих факторов относятся: количество зарегистрированных граждан в жилых помещениях временно либо постоянно; категории жилых помещений (оборудованные электроотопительными и (или) электроводонагревательными установками в установленном порядке; степень износа жилого фонда с учетом признания отдельных жилых помещений аварийными, либо с износом более 70%; наличие зарегистрированных в жилых помещениях граждан, относящихся к льготной категории — одиноко проживающие пенсионеры, семьи, состоящие только из получателей пенсии по старости либо инвалидности, семьи, отнесенные к категории многодетных семей; семьи, имеющие в своем составе инвалидов и детей-инвалидов и прочие.

Соответствующее постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 01.06.2017 № 414 «О признании утратившим силу постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31 августа 2016 года № 654 «О применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) на территории Краснодарского края» опубликовано на сайте администрации Краснодарского края www.admkrai.krasnodar.ru в разделе «нормативные документы» 01.06.2017.

Приказом РЭК-департамента от 14.06.2017 № 10/2017-э «О внесении изменений в отдельные приказы региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края» приказ РЭК-департамента от 28.09.2016 № 35/2016-э «Об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) на территории Краснодарского края» признан утратившим силу и тарифы на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей по Краснодарскому краю и Республике Адыгея на 2017 год, потребляемую свыше социальной нормы потребления, отменены.

Вопрос 3. Из чего складывается потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме?

Ответ. Порядок определения и установления нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в том числе категория жилых помещений, регламентированы Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее — Правила № 306).

Согласно пункту 3.3 Положения о РЭК-департаменте, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 14.06.2002 № 652 «О региональной энергетической комиссии — департаменте цен и тарифов Краснодарского края», к полномочиям РЭК-департамента отнесено утверждение на территории Краснодарского края нормативов потребления коммунальных услуг.

В соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» РЭК-департаментом был произведен расчет нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по холодному, горячему водоснабжению и электроснабжению с применением расчетного метода.

Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме установлены приказом РЭК-департамента от 18.05.2017 № 3/2017-нп «Об установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» и введены в действие с 1 июня 2017 года.

Текст приказа размещен на официальных сайтах администрации Краснодарского края — www.admkrai.krasnodar.ru и РЭК-департамента — rek23.ru.

Согласно пункту 11 Правил № 306, нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к Правилам № 306.

Расчет нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по холодному и горячему водоснабжению производится по формуле № 26 Приложения № 1 к Правилам № 306:

где:

0,09 — расход холодной (горячей) воды на общедомовые нужды (м³ в месяц на 1 человека);

K — численность жителей, проживающих в многоквартирных домах, в отношении которых определяется норматив;

Sои — общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (м2).

Величина норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (кВт•ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по следующей формуле № 34 Приложения № 1 к Правилам № 306:

где:

Wобщ.i — суммарное годовое потребление электрической энергии (кВт•ч) i-й группой оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирных домах;

Sои — общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м);

12 — количество месяцев в году.

Следует отметить, что определение платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в МКД предусматривает включение в алгоритм расчета разной площади общего имущества для разных коммунальных ресурсов.

При анализе площадей мест общего пользования РЭК-департаментом осуществлялась сверка с документами, представленными ФГУП КК «Крайтехинвентаризация» в отношении этажности и площадей помещений, входящих в состав общего имущества МКД.

Согласно пункту 29 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по каждому виду коммунальных ресурсов включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.

Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме не включают расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных систем, Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями» и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».


Кроме того, пунктом 37 Приложения №1 к Правилам № 306 определено:

Норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме рассчитывается на основании расхода электрической энергии по следующим группам оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома:

осветительные установки — исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленных осветительных приборов, количества часов работы в году и коэффициента, учитывающего наличие перегоревших ламп, находящихся в стадии замены;

силовое оборудование лифтов, включая схемы управления и сигнализации, освещение кабин лифтов и лифтовых шахт, — исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме работы (подъем и спуск кабины), а также суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме ожидания;

системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, насосное оборудование холодного и горячего водоснабжения, а также системы отопления и другое оборудование — исходя из мощности установленного оборудования и определяемых уполномоченным органом количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности.

Нормативы потребления ресурсов определяются РЭК-департаментом в соответствии с Правилами № 306 в рамках всего Краснодарского края исходя из усредненных показателей по многоквартирным домам с учетом характеристик электрооборудования, в т.ч числа часов с учетом использования по времени, а также с учетом положений Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

При этом, в отдельных муниципальных образованиях по отдельным многоквартирным домам с аналогичными конструктивными характеристиками, расчетная величина нормативов сложилась существенно ниже, чем установленные ранее показатели приказом РЭК-департамента от 31.08.2012 № 2/2012-нп, а по отдельным многоквартирным домам — существенно выше.

При расчете нормативов потребления по холодному и горячему водоснабжению в целях содержания общего имущества учитывалась общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома) — площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) за исключением площадей чердаков и подвалов, количество проживающих в многоквартирных домах.

Вся сводная информация формировалась в отдельные группы в зависимости от этажности домов (1-5 этажные, 6-9 этажные, 10-16 этажные, свыше 16 этажей).

Кроме того, информация была сформирована в зависимости от вида благоустройства по двум группам: дома с централизованным, холодным и горячим водоснабжением и дома с централизованным холодным водоснабжением с водонагревателями различного типа.

Следует отметить, что полученные значения нормативов для домов с этажностью до 5 этажей (0,031 м³/м²) не значительно выше действующих нормативов в целях содержания общего имуществ (0,03 м³/м²). Для остальных групп домов численные значения нормативов снизились по сравнению с действующими.

Сравнительный анализ полученных нормативов коммунальных ресурсов холодного (горячего) водоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах показал их соответствие среднероссийским показателям в пределах от 0,02 м³/м² до 0,03 м³/м².

В соответствии с Правилами № 306 срок действия нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных услуг в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах составляет не менее 3-х лет и в течение этого периода утвержденные нормативы пересмотру не подлежат. Пересмотр нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в случаях, предусмотренных положениями Правил № 306.

Вопрос 4. Изменения тарифов на горячее водоснабжение.

Ответ. Установление цен (тарифов) на коммунальные ресурсы (услуги) осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, регламентирующим вопросы ценового регулирования в соответствующих сферах деятельности, и параметрами согласованного Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития страны на очередной год и плановый период, в рамках установленных предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги и с учетом предусмотренных на очередной год периодов увеличения тарифов (их календарной разбивки).

В сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения в соответствии с Федеральными законами от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» тарифы подлежат установлению органами регулирования исходя из принципа обеспечения экономической обоснованности расходов на осуществление регулируемых видов деятельности (за исключением установления льготных тарифов для населения в соответствии с нормами статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации об ограничении повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги с последующим возмещением выпадающих доходов организаций от оказания услуг по льготным тарифам для населения за счет средств краевого бюджета). Условия осуществления хозяйственной деятельности, структура технологического процесса, состояние и степень износа основных производственных фондов, характер и степень развития территории, энергоемкость и объем производства оказывают определяющее влияние на себестоимость и размер тарифа конкретной ресурсоснабжающей организации.

С 1 июля 2017 года повышение платежей населения за коммунальные услуги по отношению к декабрю 2016 года в среднем по Краснодарскому краю ограничено Правительством Российской Федерации в пределах 4%. По отдельным муниципальным образованиям допускается отклонение еще на 2,5% (распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.11.2014 № 2222-р, от 19.11.2016 № 2464-р). Повышение выше 6,5% возможно только по законодательно предусмотренным основаниям и по согласованию с представительными органами муниципальных образований.

Согласно пункту 15 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», тарифы в сфере теплоснабжения устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из принципа непревышения величины указанных тарифов в первом полугодии очередного расчетного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.

В соответствии с порядком определения стоимости горячей воды, определенном пунктом 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. Компонент на холодную воду принимается равным тарифу на холодную воду, установленному и применяемому в соответствии действующим законодательством.

Для МУП «Тепловое хозяйство» Новокубанского городского поселения Новокубанского района тарифы на тепловую энергию установлены с календарной разбивкой в следующих размерах:

Период действия тарифов Тарифы на горячую воду для населения (с НДС) Тарифы на тепловую энергию (отопление) для населения (с НДС), руб./Гкал приказ РЭК-департамента
компонент на тепловую энергию, руб./Гкал компонент на холодную воду, руб./м3 (поставщик МУП «Новокубанский городской водоканал»
с 01.01.2016 по 30.06.2016 3467,85 32,63 3467,85 № 56/2015-т от 30.11.2015 (в редакции приказа № 13/2017-т от 01.03.2017)
с 01.07.2016 по 31.12.2016 3531,45 34,01 3531,45
с 01.01.2017 по 30.06.2017 3531,45 34,01 3531,45
с 01.07.2017 по 31.12.2017 3671,62 35,37 3671,62

Тариф на тепловую энергию в размере 3531,45 руб./Гкал (с НДС) не изменялся с 01.07.2016 до 30.06.2017, с 01.07.2017 установленные тарифы в сфере теплоснабжения не превышают индекс максимального возможного изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальную услугу.

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации платежи населения за услуги теплоснабжения рассчитываются исходя из установленных для энергоснабжающей организации тарифов на тепловую энергию и объемов потребления услуг, определяемых по показаниям приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления, утверждаемых в установленном порядке. Изменение каждого из указанных составляющих влияет на платеж населения за коммунальную услугу.

Согласно нормам Гражданского и Жилищного кодексов РФ расчеты за горячую воду должны осуществляться с выставлением расчетно-платежных документов с указанием объемов потребления коммунальных ресурсов: отдельно тепловой энергии в Гкал и холодной воды (или теплоносителя) на нужды ГВС в м3, по показаниям приборов учета (или по нормативам) и установленным тарифам (руб./Гкал и руб./м3 холодной воды (или теплоносителя).

В жилых домах, где установлены коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии на системе горячего водоснабжения (в отличие от домов, где начисление платы производится по нормативу по причине отсутствия приборов учета) фактическая стоимость горячей воды в рублях за 1 м3 является величиной, определяемой исходя из объемов тепловой энергии (в Гкал) и воды (в м3), зафиксированных общедомовым прибором учета, так как прибор учета потребления тепловой энергии на горячее водоснабжение на вводе в жилой дом объективно фиксирует фактическое потребление тепловой энергии по этому виду услуги, которое складывается из тепловой энергии, потребленной с водой, теплоотдачи тепловой энергии во внутридомовых разводящих трубопроводах и полотенцесушителях, которые отличаются от нормативных.

Таким образом, изменение платежей за услуги теплоснабжения связано не с ростом тарифов (в период с 01.07.2016 по 30.06.2017 они оставались неизменными), а с изменением объемов потребления услуг, зафиксированных приборами учета.

Постановлением Правительства РФ от 14.02.2015 № 129 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду» внесены изменения в Правила № 306.

Согласно пункту 24(1) Правил № 306, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (Гкал на 1 куб. м), при применении расчетного метода определяется по формуле:

где:

c — удельная теплоемкость воды (1 x Гкал/(кг x °C);

p — плотность воды при температуре, равной tГВ, и среднем за год давлении воды в трубопроводе, определяемая в соответствии с таблицей 5.1 Правил № 306;

tГВ – температура горячей воды, поступающей потребителям из систем централизованного горячего водоснабжения (°C), определяемая в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН 2.1.4.2496-09);

t– температура холодной воды, поступающей потребителям из систем централизованного холодного водоснабжения (°C), определяемая в соответствии с пунктом 25 Правил;

Kn – коэффициент, учитывающий потери тепла трубопроводами систем горячего водоснабжения, определяемый на основании таблицы 5.2 Правил № 306.

В соответствии с внесенными изменениями норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении, при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду, определяется исходя из норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Органы государственной власти субъектов РФ обязаны утвердить норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению до 1 января 2018 года.

В связи с этим, РЭК-департаментом проведен анализ представленных органами местного самоуправления документов для расчета вышеуказанного норматива потребления коммунальных услуг и выполнен расчет норматива. Приказом РЭК-департамента от 18.05.2017 № 2/2017-нп утвержден норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, вступивший в силу с 01.06.2017.

Проект приказа до установления получил одобрение Общественного совета РЭК-департамента на заседании от 11.05.2017.

Текст приказа размещен на официальных сайтах администрации Краснодарского края — www.admkrai.krasnodar.ru и РЭК-департамента — rek23.ru.

Установление норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для горячего водоснабжения обусловлено необходимостью его применения при расчете платы за коммунальный ресурс по горячему водоснабжению.

При расчете норматива, установленного приказом РЭК-департамента от 18.03.2017 № 2/2017-нп, учтена температура горячей воды, обеспечивающая предоставление качественной услуги горячего водоснабжения (в точке водоразбора).

Так, коэффициент, учитывающий потери тепла трубопроводами систем горячего водоснабжения принят в диапазоне от 0,1 до 0,35.

Величина норматива для домов без наружной сети горячего водоснабжения с неизолированными стояками с полотенцесушителями (наиболее распространенная группа домов) составила 0,064 Гкал/м3 холодной воды.

Нормативы установлены со следующей дифференциацией: при наличии и отсутствии наружной сети горячего водоснабжения, при наличии и отсутствии полотенцесушителей, а также при наличии и отсутствии изоляции на стояках внутридомовой системы горячего водоснабжения.

В связи с тем, что показатели качества предоставления услуги горячего водоснабжения единые для открытых и закрытых систем горячего водоснабжения, установлены единые нормативы для открытых и закрытых систем горячего водоснабжения.

Вопрос 5. Применение порядка, установленного действующим законодательством, о расчёте размера возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения недополученных доходов.

Ответ. Формирование экономически обоснованных тарифов на теплоэнергию осуществляется РЭК-департаментом на основании результатов анализа фактических расходов и натуральных показателей предприятия за базовый период, экономического обоснования расходов по каждой статье затрат, а также необходимой прибыли, для реализации производственных и инвестиционных программ конкретного поставщика коммунальных ресурсов. При формировании тарифов на регулируемый период исключаются непроизводительные затраты, сверхнормативные потери.

В случае, если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

Вместе с тем, по итогам расчетного периода регулирования орган регулирования исключает из необходимой валовой выручки регулируемой организации, используемой при установлении тарифов на следующий период регулирования, произведенные регулируемой организацией в течение расчетного периода за счет поступлений от регулируемой деятельности необоснованные расходы, выявленные на основании анализа представленных регулируемой организацией бухгалтерской и статистической отчетности (в том числе первичных документов бухгалтерского учета, раскрывающих порядок ведения раздельного учета доходов и расходов по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности), а также договоров, актов выполненных работ и платежных документов, подтверждающих факт понесения расходов по этим договорам.

Таким образом, фактический результат регулируемой деятельности по итогам отчетного периода, определяемый как разница между фактически полученной выручкой и экономически обоснованными и документально подтвержденными расходами, может принимать как положительное (прибыль), так и отрицательное (убыток) значение.

В зависимости от метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения Методическими указаниями предусмотрен различный механизм учета в тарифах результатов деятельности за предыдущий расчетный период регулирования.

Основным методом регулирования тарифов в сфере теплоснабжения на сегодняшний день является метод индексации установленных тарифов.

В соответствии с положениями Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, до начала долгосрочного периода регулирования орган регулирования рассчитывает необходимую валовую выручку регулируемой организации отдельно на каждый расчетный период регулирования долгосрочного периода регулирования, учитывающий результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования.

Впоследствии, в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразовании в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075, орган регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую валовую выручку на каждый год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования.

Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей следующие показатели:
а) отклонение объема товаров (услуг), реализуемых в ходе осуществления регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении тарифов для регулируемой организации;
б) отклонение фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы органом регулирования при установлении тарифов;
в) отклонение уровня неподконтрольных расходов от уровня неподконтрольных расходов, который был использован органом регулирования при установлении тарифов;
г) отклонение изменения количества и состава производственных объектов регулируемой организации от изменения, учтенного при установлении тарифов;
д) утверждение или изменение в установленном порядке инвестиционной программы, реализация инвестиционной программы (ввод производственных объектов в эксплуатацию);
ж) степень исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения или по реализации инвестиционной программы в случае недостижения регулируемой организацией утвержденных плановых значений показателей надежности объектов теплоснабжения;
з) отклонение фактических показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных плановых (расчетных) показателей — если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
и) отклонение сроков реализации программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных сроков реализации такой программы — если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Пунктом 15 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, определено, что в случае, если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с Методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения «недополученные доходы» — это доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением (по причинам, не зависящим от регулируемой организации) объема поданной воды и (или) принятых сточных вод по сравнению с объемом поданной воды и (или) принятых сточных вод, применяемым для расчета при установлении тарифов.

Согласно пункту 16 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются:

экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю;

расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

При этом, согласно положению статьи 157.1 Жилищного кодекса РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее — предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.

В случае отказа в согласовании представительным органом местного самоуправления проекта акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации об установлении предельного индекса в размере, превышающем индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации или отсутствия инициативы представительного органа местного самоуправления к высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации об установлении предельного индекса, превышающего индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации и если изменение размера платы граждан за коммунальные услуги, рассчитанного с применением экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию, горячую воду, питьевую воду, водоотведение, превышает предельные индексы, решением уполномоченного органа исполнительной власти Краснодарского края в сфере государственного регулирования цен (тарифов), а также решениями органов местного самоуправления, наделенных Законом Краснодарского края от 15.10.2010 № 2065-КЗ «О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов организаций коммунального комплекса» отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов на услуги холодного водоснабжения и водоотведения, для таких граждан устанавливаются тарифы на тепловую энергию, горячую воду, питьевую воду, водоотведение, применение которых обеспечивает непревышение предельных индексов

Компенсация выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций от реализации коммунальных ресурсов (услуг) по льготным тарифам для населения, установленным ниже экономически обоснованного уровня, на территории Краснодарского края осуществляется в соответствии с Законом Краснодарского края от 06.04.2015 № 3161-КЗ «О мерах дополнительной социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате коммунальных услуг на территории Краснодарского края» и постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.08.2015 № 734 (ред. от 22.07.2016) «О порядке предоставления субсидий теплоснабжающим организациям, организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение на территории Краснодарского края, в целях компенсации выпадающих доходов, возникающих вследствие применения льготных тарифов на ресурсы, поставляемые в целях оказания коммунальных услуг» из бюджета Краснодарского края.

Главным распорядителем средств краевого бюджета является министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края.

Вопрос 6. В чем причина корректировки выручки, связанной с приобретением регулируемой организацией товаров, используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности?

Ответ. В связи с необходимостью учета в регулируемом периоде (например — 2017 г.) результатов деятельности организации коммунального комплекса за базовый период (2015 г.) РЭК-департаментом применяется следующий порядок.

При определении фактического баланса водоснабжения (водоотведения) за базовый период учитывается фактическая реализация услуг холодного водоснабжения (водоотведения) за базовый период, подтвержденная бухгалтерской и статистической отчетностью, а также информацией, представленной в табличных формах и заверенная подписями руководителя и исполнителей.

Кроме того, при определении баланса водоснабжения учитывается нормативная величина неучтенных расходов и потерь воды в системах коммунального водоснабжения (расчет согласован с ГУП КК «Кубаньводкомплекс»), определенная в процентном отношении к объему валовой добычи воды или фактическая величина неучтенных расходов и потерь воды (в случае, если фактические потери ниже нормативных).

На основании определенного объема добычи воды (сумма объемов реализации услуг и объемов нормативных неучтенных расходов и потерь воды) и объема пропущенных и очищенных сточных вод с учетом величины фактической удельной нормы расхода электрической энергии на 1 м³ добываемой и транспортируемой воды (пропущенных и очищенных хозяйственно-бытовых сточных вод) определяются обоснованные (нормативные) величины расхода электрической энергии за базовый период.

При этом величина удельной нормы расхода электрической энергии применяется исходя из анализа фактических показателей за 2015 г. (базовый период). Величина неучтенных расходов и потерь воды принимается из расчета на базовый период, согласованного с ГУП КК «Кубаньводкомплекс».

Обоснованные фактические затраты на покупку электроэнергии определяются как произведение обоснованного расхода электроэнергии (определен выше) на средневзвешенный фактический тариф на электрическую энергию за базовый период.

В случае если обоснованные (нормативные) величины расходов электрической энергии ниже объемов энергоресурсов, фактически приобретенных организацией коммунального комплекса, то к учету в факте РЭК-департамента за базовый период подлежат обоснованные (нормативные) величины расхода электроэнергии за базовый период. В обратном случае, к учету в факте РЭК-департамента за базовый период подлежат объемы энергоресурсов, фактически приобретенных организацией коммунального комплекса за базовый период.

Таким образом, формируется величина обоснованных (нормативных) расходов по электроэнергии по данным РЭК-департамента за базовый период.

Из величины фактических затрат организации коммунального комплекса на покупку электрической энергии, определенной по данным бухгалтерского учета, вычитается величина расходов энергоресурсов по данным РЭК-департамента за базовый период, в результате чего образуется величина расходов для учета в периоде регулирования.

Данная величина подлежит исключению из суммы расходов регулируемого периода (план на 2017 г.) согласно пункту 16 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах).

Таким образом, произведенной корректировкой исключаются экономически необоснованные расходы электрической энергии в базовом периоде, направленные организацией коммунального комплекса на добычу и транспортировку объемов сверхнормативных потерь по водоснабжению и соответственно объемов неучтенных сточных вод по водоотведению.

Вопрос 7. Стоимость электрической энергии в тарифах организаций коммунального комплекса.

Ответ. Анализ экономически обоснованных фактических расходов, понесенных организацией за 2016 год, проводится РЭК-департаментом после сдачи предприятием годового бухгалтерского отчёта в ИФНС в 2017 г.

Стоимость одного киловатт-часа (кВтч) электрической энергии для потребителей, не относящихся к группе «Население» и приравненных к данной группе категорий потребителей — группа «Прочие потребители» с 2011 г. не утверждается РЭК-департаментом и в соответствии с законодательством складывается из следующих составляющих:

1-я составляющая. Стоимость одного киловатт-часа (кВтч) произведенной и (или) приобретенной на оптовом (розничном) рынке электрической энергии и одного киловатта (кВт) мощности. Данная величина является свободной, ежемесячно складываются под воздействием спроса и предложения на рынке и не подлежит государственному регулированию (кроме населения и приравненных к нему категориям потребителей). Данная величина для гарантирующих поставщиков (далее — ГП) определяется ежемесячно и публикуется на официальном сайте ГП с учетом средневзвешенной стоимости энергии (мощности) приобретаемой с оптового рынка и публикуемой администратором торговой системы (ОАО «АТС») на своем сайте. Для энергосбытовых компаний, не являющихся ГП, данная величина определяется соглашением сторон в договоре энергоснабжения (купли-продажи, поставки энергии (мощности).

2-я составляющая. Стоимость услуг по передаче и распределению одного киловатт-часа (кВтч) энергии и одного киловатта (кВт) мощности по электрическим сетям региона. Данная величина подлежит государственном регулированию в разрезе уровней напряжения в зависимости от границ раздела балансовой принадлежности потребителя и сетевой организации.

3-я составляющая. Стоимость одного киловатт-часа сбытовых услуг (сбытовая надбавка) ГП или энергосбытовых компаний. При этом следует отметить, что согласно статье 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» государственному регулированию подлежит сбытовая надбавка только для ГП на территории Краснодарского края и Республики Адыгея — АО «НЭСК» и ОАО «Кубаньэнергосбыт».

4-я составляющая. Суммы тарифов инфраструктурных услуг оптового рынка — тарифа на услуги коммерческого оператора, оказываемые ОАО «АТС» субъектам оптового рынка электрической энергии (мощности) и тарифа на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также обеспечения функционирования технологической инфраструктуры оптового и розничных рынков электрической энергии, оказываемые ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы», а также услуги Центра финансовых расчетов оптового рынка — ЗАО «ЦФР». Данные показатели утверждаются на федеральном уровне.

Необходимо отметить, что в рамках положений статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют мониторинг уровня нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. До настоящего времени указанный порядок Правительством Российской Федерации, либо иным уполномоченным органом, не определен.

Вместе с тем, РЭК-департаментом в рамках полномочий осуществляется мониторинг уровня нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность). Результаты мониторинга размещаются на официальном сайте РЭК-департамента (http://rek23.ru/tariffs/electric/electry3).

По данным мониторинга, конечная цена единицы электрической энергии для потребителей группы «Прочие потребители», имеющих договорные отношения с гарантирующим поставщиком ОАО «Кубаньэнергосбыт» в течение второго полугодия 2016 года колебалась от 7,83 руб./кВт*ч в июле 2016 года до 8,19 руб./кВт*ч в декабре 2016 года. При этом, в истекшем периоде 2017 года данная величина составила 7,32 руб./кВт*ч в январе и 8,21 руб./кВт*ч в феврале 2017 года (все показатели приведены с учетом НДС).

Планирование объёмов электропотребления объектами хозяйственно-питьевого водоснабжения на 2017-2018 гг. производилось специалистами РЭК-департамента с применением удельной нормы расхода электрической энергии на 1 м³ добываемой и транспортируемой воды долгосрочного периода регулирования.

Структура электропотребления по объектам водоснабжения определена на основании фактических данных о потреблении электрической энергии.

Затраты на электрическую энергию планировались с учетом сценарных условий Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 г. и плановый период 2018-2019 гг., разработанным Минэкономразвития и одобренным Правительством РФ на заседании от апреля 2016 года. Темпы роста тарифов на электрическую энергию на 2017 и 2018 гг. составляют по уровням напряжения до 115,2% и 106,1% соответственно.

Нормативы технологических затрат электрической энергии не учитывались в связи с отсутствием нормативно-методологической документации.

Вопрос 8. Включение в регулируемые цены (тарифы) расходов, связанных с эксплуатацией бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры.

Ответ. Согласно Федеральному закону от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 28 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации учитываются расходы на эксплуатацию переданных в установленном порядке регулируемой организации бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

В соответствии с пунктом 91 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения в случае если регулируемая организация осуществляет эксплуатацию тепловых сетей, собственник или иной законный владелец которых не установлен (бесхозяйные тепловые сети), затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию таких тепловых сетей до момента признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети включаются в необходимую валовую выручку при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии для такой регулируемой организации в расчетный период регулирования, следующем за тем, в котором бесхозяйные тепловые сети приняты такой регулируемой организацией на содержание и обслуживание, и в последующие расчетные периоды регулирования, в которых регулируемая организация осуществляет эксплуатацию таких сетей.

Размер затрат на содержание, ремонт и эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей включается в необходимую валовую выручку при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии в размере, предусмотренном Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

На Всероссийском совещании под председательством Министра энергетики Российской Федерации А.В. Новака от 24.11.2016 «Об итогах подготовки субъектов электроэнергетики к работе в осенне-зимний период 2016-2017 годов» Штабам по обеспечению безопасности электроснабжения субъектов Российской Федерации дано поручение совместно с сетевыми организациями провести работу по выявлению и учету бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства, функционирующих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключении соглашений с сетевыми организациями, к электрическим сетям которых присоединены указанные объекты, по обеспечению эксплуатации и обслуживанию выявленных бесхозяйственных объектов электросетевого хозяйства.

Следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (пункт 1 статьи 38) ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки, которые присоединены к бесхозяйным объектам электросетевого хозяйства, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.

Полному учету расходов, связанных с эксплуатацией бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства, во многом препятствует отсутствие постановки на учет данных объектов.

Письмом Минэнерго России от 14.06.2017 № ВК-6359/09 направлен перечень бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства по субъектам Российской Федерации, сформированный дочерними обществами ПАО «Россети» по итогам проведенной инвентаризации электросетевого имущества.

Этим же письмом Минэнерго России просит оказать содействие в своевременной организации постановки в установленном порядке указанных объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества органам местного самоуправления, заключении ими соглашений, определяющих права и обязанности по его содержанию, с сетевыми организациями, а также обеспечении учета в полном объеме экономически обоснованных расходов на эксплуатацию бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства при установлении тарифов на оказание услуг по передаче электрической энергии.