Главная  /  Информационный центр  /  Новости  /  Краснодарский край: подключение к газовым сетям упрощено, но проблемы остаются

Новости

Краснодарский край: подключение к газовым сетям упрощено, но проблемы остаются

Доступность подключения к инфраструктурным объектам — одно из базовых условий формирования конкурентной среды в экономике, да и существования современного государства. К сожалению, по срокам и стоимости подключения Россия вот уже много лет устойчиво занимает нижние строчки в международных рейтингах, уступая даже многим африканским странам.

Учитывая высокую степень газификации и большую долю «голубого топлива» в энергетическом балансе (особенно в электроэнергетике и производстве тепла), проблема подключения потребителей Краснодарского края к газовым сетям приобрела особую актуальность.

Для ее решения в последнее время на федеральном уровне был принят ряд нормативных правовых актов. Так, в частности, с 1 марта 2014 года вступили в силу Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а 22 июня того же года — Методические указания по расчёту размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих её величину.

Отметим также, что разработка методических указаний осуществлялась Федеральной службой по тарифам публично и во взаимодействии с региональными органами власти и газораспределительными организациями (ГРО), а потому, когда уже нам, на региональном уровне предстояло проделать свою часть работы, мы были, как говорится, «в теме», четко понимали круг проблем, которые необходимо было решить.

Одной из них стала проблема льготников.

Так, мы столкнулась с проблемой отсутствия у ГРО фактических дан-ных по расходам на строительно-монтажные работы для льготных категорий заявителей. Причиной стало то обстоятельство, что до принятия новых правил технологического присоединения газопроводы-вводы строились заявителями самостоятельно, путём привлечения сторонних специализированных организаций, и, соответственно, расходы у них были совершенно разные, зависевшие от самых разных обстоятельств как объективного, так и субъективного порядка и стандартизировать их не представлялось возможным. Таким образом, базовые (фактические) показатели размеров затрат у ГРО отсутствовали и мы предложили им формировать предварительные данные для расчетов, исходя из средней протяжённости газопроводов-вводов, дифференцировав по диаметрам, типам прокладки и материалам труб.

Другой проблемой стала высокая стоимость подготовки проектно-сметной документации. В общих затратах она занимала до 50% от стоимости сооружения сети! Понятно, что в каждом конкретном случае она исчислялась по-разному и варьировалась в довольно широких пределах.

Понятно также, что если мы разрабатываем стандартизированные та-рифные ставки, то и подход в каждом компоненте должен быть выработан стандартизированный, а не произвольный. Поэтому расходы на разработку проектной документации ГРО были нами определены на основании Справочника базовых цен на проектные работы для строительства «Газооборудование и газоснабжение промышленных предприятий, зданий и сооружений. Наружное освещение». Данный справочник позволил стандартизировать стоимость различных работ в различных условиях. Так, например, в соответствии с пунктом 8 главы 2, к стоимости проектных работ в сельской местности (а многие газопроводы пролегают именно там), был применён коэффициент 0,4.

В целом, данный подход, по результатам расчётов, с учётом планируемого количества подключений, позволит снизить суммарные плановые расходы ГРО на разработку проектной документации уже в текущем, 2015 году более чем на 200 млн. руб.

Но, пожалуй, самой главной, основной проблемой стала необходимость получения разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию газопроводов-вводов. В соответствии с действующим законодательством, они являются линейными объектами, а потому для их сооружения ГРО обязано получить разрешение на строительство и ввод объекта в эксплуатацию. А это очень непросто и очень дорого: нужно собрать исходно-разрешительную документацию, для чего, в частности, создать план проекта и межевания территории; провести инженерно-геодезические и инженерно-геологические изыскания, экспертизу проектной документации и т.д. Но ведь речь не идет о каких-то новых мощных магистралях, по которым «голубым топливом» будут снабжать города и целые регионы. Вовсе нет. В большинстве случаев строятся совсем небольшие газопроводы-вводы для частных домовладений или малого бизнеса длиной несколько десятков метров или даже один (!) метр и меньше.

Ситуация складывалась таким образом, что, если ничего не менять в законодательстве, сама идея — дать возможность потребителям максимально быстро и по минимальной цене подключиться к газовым сетям (при этом не ущемляя интересов ГРО) — была бы в значительной степени дискредитирована. Но вносить изменения в нормативно-правовые акты федерального уровня, особенно когда речь идет о Кодексах, — дело непростое, небыстрое, да и наши возможности здесь ограничены. Поэтому мы стали искать альтернативные возможности.

Так, в ходе изучения законодательства, мы обратили внимание на то, что, согласно подпункта 5 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса, выдача разрешения на строительство не требуется, если в законодательстве субъекта федерации существует норма, согласно которой получение разрешения на строительство в данном конкретном случае не требуется. Поэтому специалисты РЭК-департамента, совместно с коллегами из других органов исполнительной и законодательной власти региона, разработали и приняли изменения в Градостроительный кодекс Краснодарского края, в соответствии с которыми сегодня для строительства газопровода-ввода нет необходимости в получении разрешения.

Не могу не отметить, что большим подспорьем в нашей борьбе с бес-смысленным и дорогим бумаготворчеством стало постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300, положения которого значительно сокращают перечень необходимых для строительства газопроводов-вводов мероприятий. Так, например, исключена необходимость проведения государственной экспертизы проектной документации, осуществления мероприятий по предоставлению земельных участков и установлению сервитутов, появилась возможность значительно сократить расходы на проведение геодезических и геологических изысканий.

Эти законодательные новеллы упростили разрешительную процедуру в целом, позволили наконец уйти от абсурда, когда с одной стороны большой массив важных документов, споры специалистов, визы руководителей и т.д. а с другой — кусок трубы длиной в один человеческий шаг. Также они позволили сократить размер выпадающих доходов ГРО от применения платы за технологическое присоединение в 2015 году более чем в 10 раз, — с 1,3 млрд. руб. до 110 млн. руб.

В итоге наших совместных усилий появился приказ РЭК — департамента № 20/2014-газ «Об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Краснодарского края», согласно которому размер платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям составил 35 тысяч рублей. На всей территории края.

Здесь, однако, необходимо сделать ряд оговорок. Так, в соответствии с федеральным законодательством, заявитель, желающий подключиться к газовым сетям за 35 тысяч рублей, и сам должен соответствовать определенному набору параметров. Среди них следующие:

максимальный расход газа с учетом расхода газа, ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования, не должен превышать 15 куб. метров в час для заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской деятельности и 5 куб. метров в час для заявителей, не намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской деятельности;

расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии, должно составлять не более 200 метров;

сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения.

Кроме того, по сей день остается нерешенным целый ряд вопросов. О них начальник отдела цен на газ РЭК — департамента Д.А. Жиров докладывал на Всероссийском совещании о результатах работы органов государственного регулирования, состоявшемся в феврале текущего года в г. Москве. Конкретные предложения по решению данных проблем также направлялись в Федеральную службу по тарифам. Перечислим некоторые из них.

  1. Высокая стоимость получения исходно-разрешительной документации для строительства распределительных сетей.
    Предложение РЭК-департамента: на федеральном уровне необходимо упростить процедуру получения разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию новых объектов газоснабжения. Эффективность данной меры уже доказала себя на практике на примере аналогичного упрощения процедуры с газопроводами-вводами.
  2. Методическими указаниями не предусмотрены стандартизированные тарифные ставки на покрытие расходов ГРО, связанных с разработкой проектной документации для газорегуляторных пунктов и станций катодной защиты.
    Учёт данных расходов при расчёте стандартизированной тарифной ставки на разработку проектной документации для строительства газопровода приводит к значительному увеличению стоимости разработкой проектной документации для потребителей, которым нет необходимости осуществлять строительство ГРП и СКЗ.
    Предложение РЭК-департамента: предусмотреть стандартизированные тарифные ставки на покрытие расходов ГРО, связанных с разработкой проектной документации для газорегуляторных пунктов и станций катодной защиты.
  3. Методическими указаниями не предусмотрено установление стан-дартизированных тарифных ставок на покрытие расходов ГРО, связанных с проверкой выполнения Заявителем технических условий и осуществлением фактического подключения в зависимости от типа прокладки газопровода (надземный, подземный).
    Необходимо отметить, что затраты по фактическому подключению газопроводов подземного типа прокладки значительно выше расходов на фактическое присоединение газопроводов надземного типа прокладки. Предложение РЭК-департамента: внести в Методические указания изменения, предусматривающие установление стандартизированных ставок на покрытие расходов ГРО, связанных с фактическим подключением в зависимости от типа прокладки газопроводов.
  4. В законодательстве отсутствуют положения, обязывающие ГРО представлять отчёты, о выполненных мероприятиях и понесённых расходах на технологическое присоединение. При этом, закреплена обязанность регионального регулирующего органа определять размер выпадающих доходов и учитывать их то в специальных надбавках к тарифам, то в самих тарифах, то еще где-либо (п. 26 (24) постановления № 1021).
    Предложение РЭК-департамента: предусмотреть в федеральном законодательстве положения, обязывающие ГРО представлять указанные отчёты.
    Также было предложено определить на законодательном уровне в качестве одного из источников выпадающих доходов ГРО амортизационные отчисления.

В настоящее время РЭК-департамент, совместно с другими органами законодательной и исполнительной власти, продолжает работу по оптимизации и упрощению присоединения потребителей к газовым сетям.