Главная  /  Информационный центр  /  Новости  /  Информация региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края по результатам рассмотрения обращений, поступивших в ходе проведения руководителем РЭК-департамента – С.Н. Миловановым, выездных мероприятий в рамках информационно-разъяснительной работы с гражданами по вопросам предоставления коммунальных услуг в муниципальном образовании город-курорт Сочи 3 июля 2014 года.

Новости

Информация региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края по результатам рассмотрения обращений, поступивших в ходе проведения руководителем РЭК-департамента – С.Н. Миловановым, выездных мероприятий в рамках информационно-разъяснительной работы с гражданами по вопросам предоставления коммунальных услуг в муниципальном образовании город-курорт Сочи 3 июля 2014 года.

 

ВОПРОС 1. Повышение тарифов на коммунальные услуги с 1 июля 2014 года.

ОТВЕТ. Темпы роста тарифов в инфраструктурных отраслях ежегодно определяются в согласованном Правительством РФ прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, исходя их которых устанавливаются ограничения роста тарифов (их предельных уровней) в сфере обеспечения коммунальными ресурсами (услугами).

На 2014г. РЭК-департаментом приняты все необходимые решения, направленные на исключение роста цен (тарифов) на коммунальные ресурсы (услуги) в 1 полугодии 2014г., а их повышение с 1 июля 2014г. соответствует Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2014г. и плановый период 2015-2016г.г. (далее Прогноз), согласованному Правительством Российской Федерации в сентябре 2013г. с существенным снижением параметров роста в инфраструктурных отраслях для всех категорий потребителей по сравнению с планируемыми ранее.

Согласно Прогнозу рост цен (тарифов) на коммунальные ресурсы (услуги) для населения со 2 полугодия 2014г. для потребителей Краснодарского края не превысит на электроэнергию и природный газ для населения — 4,2%, на тепловую энергию — 4,6%, холодную воду и водоотведение — 4,9%, определенных Прогнозом и приказами ФСТ России от 15.10.2013 № 191-э/2 «Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2014 год», от 21.10.2013 № 192-э/3 «Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения действующих тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2014 год», от 11.10.2013 № 185-э/1 «О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию (мощность) на 2014 год».

В сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения установленные тарифы отражают экономически обоснованный размер финансовых потребностей на реализацию производственных программ регулируемых организаций. Условия осуществления хозяйственной деятельности, структура технологического процесса, состояние и степень износа основных производственных фондов, характер и степень развития территории, энергоемкость и объем производства оказывают определяющее влияние на себестоимость и размер тарифа конкретной ресурсоснабжающей организации.

В сфере электроснабжения населения края тарифные решения ограничены предельными минимальными и максимальными уровнями тарифов, утверждаемыми для субъектов РФ на федеральном уровне.

В сфере газоснабжения населения цены на газ устанавливаются для конкретного поставщика газа на соответствующей территории, с учётом размеров составляющих розничных цен, утверждаемых ФСТ России.

Федеральным законом от 28.12.2013 № 417-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный Кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 июля 2014г. введен механизм ограничений роста вносимой платы граждан за коммунальные услуги.

Превышение установленного на федеральном уровне для Краснодарского края индекса изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги — 4,3%, более чем на величину отклонения по Краснодарскому краю в размере 4,3% (т.е. всего 8,6%), утвержденных распоряжением Правительства РФ от 30.04.2014 № 718-р с 1 июля по 31 декабря 2014г., возможно только по согласованию с представительными органами местного самоуправления муниципальных образований.

 

ВОПРОС 2. Изменение цен на сжиженный газ с 1 июля 2014 года.

ОТВЕТ. В соответствии с нормативно — правовыми актами Российской Федерации в сфере ценообразования на услуги газоснабжения государственному регулированию подлежат розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа, реализуемого арендаторам нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств населения).

До 1 января 2014 года поставку сжиженного газа для бытовых нужд населения на территории муниципального образования город-курорт Сочи осуществляло два поставщика газа: ООО «НефтоГаз Сочи» и ООО «Хоста».

В настоящее время поставку газа населению города Сочи осуществляет единственный поставщик — ООО «НефтоГаз Сочи».

В связи с незначительным ростом оптовой цены на сжиженный газ, предназначенный для последующей реализации населению, с 1 июля 2014 г. — на 4,2%, и увеличением ООО «НефтоГаз Сочи» объёмов поставки сжиженного газа, как общих объёмов, так и объёмов газа для бытовых нужд населения, из-за прекращения ООО «Хоста» поставки сжиженного газа населению, переселённому из зоны строительства олимпийских объектов в г.Сочи, розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд населения г. Сочи ООО «НефтоГаз Сочи» с 1 июля 2014 г. не изменились.

Действующие в настоящее время на территории города Сочи розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению ООО «НефтоГаз Сочи», утверждены приказом РЭК-департамента от 10.04.2013 №6/2013-газ в размерах:

в баллонах без доставки до потребителя — 28,50 руб./кг; за баллон весом нетто 20 кг без доставки до потребителя — 570,00 руб.; из групповых газовых резервуарных установок — 31,60 руб./кг.

В связи с пересмотром с 1 июля 2014г. розничных цен на природный газ, реализуемый населению Краснодарского края, приказом РЭК-департамента от 17.06.2014 №12/2014-газ к розничной цене на сжиженный газ, реализуемый из групповых газовых резервуарных установок населению, переселённому из зоны строительства олимпийских объектов, с 1 июля 2014г. утверждён понижающий коэффициент в размере 0,2316.

Согласно ст. 3 Закона Краснодарского края от 13.12.2011 №2388-КЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате услуг газоснабжения сжиженным углеводородным газом для бытовых нужд», недополученные доходы поставщиков газа, в связи с его реализацией населению, переселённому из зоны строительства олимпийских объектов города Сочи, с применением понижающих коэффициентов, должны возмещаться за счёт средств краевого бюджета путём предоставления им субсидий.

 

ВОПРОС 3. Где можно увидеть расшифровку цен (тарифов) ресурсоснабжающих организаций.

ОТВЕТ. Постановлениями Правительства РФ от 21.01.2004 № 24, от 30.12.2009 № 1140, от 17.01.2013 № 6, от 05.07.2013 № 570 утверждены стандарты раскрытия информации в сфере электрической энергии, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, которые устанавливают состав, порядок, сроки и периодичность раскрытия информации юридическими лицами, осуществляющими поставку соответствующих коммунальных ресурсов.

Под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к исчерпывающей информации неограниченного круга лиц независимо от цели получения указанной информации, путем ее обязательного опубликования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставления на основании письменного запроса заинтересованного лица в соответствующем порядке.

Таким образом, заинтересованное лицо вправе обратиться в ресурсоснабжающую организацию или к соответствующему информационно-телекоммуникационной ресурсу и получить необходимую информацию в рамках, определенных вышеуказанными нормативными актами.

 

ВОПРОС 4. Изменения нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае.

ОТВЕТ. В связи с многочисленными обращениями организаций и граждан по вопросу определения порядка взаиморасчетов за услуги холодного, горячего водоснабжения и водоотведения с использованием нормативов потребления, РЭК-департаментом по поручению администрации Краснодарского края был проведен сбор и комплексный анализ информации от муниципальных образований.

По результатам проведенного анализа выявлены объективные факторы, свидетельствующие об изменении конструктивных и технических показателей многоквартирных и жилых домов, влияющих на объем потребления коммунальных услуг.

Данное обстоятельство в соответствии с подпунктом «а» пункта 16 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее Правила №306), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, является основанием для изменения установленных нормативов потребления коммунальных услуг.

Приказом РЭК-департамента от 19.05.2014 № 2/2014-нп «О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии-департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31 августа 2012 года № 2/2012-нп «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае (при отсутствии приборов учета)» установлены новые нормативы потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению, а также нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях, оборудованных электрическими водонагревателями. Новые нормативы введены в действие с 1 июня 2014 года.

 

ВОПРОС 5. Расходы электрической энергии и горячего водоснабжения на общедомовые нужды. Стоимость услуг горячего водоснабжения после оборудования общедомовым прибором учета.

ОТВЕТ. В соответствии со ст.157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным соответствующими органами регулирования, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемых по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее Правила № 354), утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 и вступившими в силу с 01.09.2012.

Пунктом 3 указанного постановления установлено, что разъяснения по применению Правил № 354 дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Правилами предусмотрено отдельное внесение потребителем платы за коммунальные услуги, предоставленные в жилом помещении многоквартирного дома, и платы за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, (коммунальные услуги на общедомовые нужды — ОДН).

Объем ОДН, при наличии общедомового прибора учета, определяется как разница между объемом, определенным исходя из показаний общедомового прибора учета, и суммой объемов индивидуального потребления во всех помещениях многоквартирного дома и распределяется пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

Нормативы потребления коммунальных услуг, в том числе на общедомовые нужды при отсутствии общедомового прибора учёта, утверждены приказом РЭК-департамента от 31.08.2012 № 2/2012-нп «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае (при отсутствии приборов учета)».

Согласно пункту № 44 Правил № 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.

Указанный порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В таких случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.

В жилых домах, где установлены общедомовые приборы учета тепловой энергии на системе ГВС (в отличие от домов, где начисление платы производится по нормативу по причине отсутствия приборов учета) фактическая стоимость горячей воды, определяется исходя из объемов тепловой энергии (в Гкал) и воды (в м3), зафиксированных общедомовым прибором учета, так как прибор учета потребления тепловой энергии на ГВС на вводе в жилой дом объективно фиксирует фактическое потребление тепловой энергии по этому виду услуги, которое складывается из тепловой энергии, потребленной с водой, теплоотдачи тепловой энергии во внутридомовых разводящих трубопроводах и полотенцесушителях, которые отличаются от нормативных. Таким образом, даже при неизменных компонентах тарифа на горячую воду, фактическая стоимость услуг горячего водоснабжения в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета, в различных месяцах различна, т.к. отличаются объемы тепловой энергии, ежемесячно зафиксированные прибором учета тепловой энергии, а также различны и объемы холодной воды, потребленной на нужды горячего водоснабжения.

Анализ работы систем теплоснабжения жилых домов показывает, что фактические потери тепловой энергии во внутридомовой системе теплоснабжения могут быть значительно выше нормативных потерь (превышение может достигать 5 кратного значения). Причинами сложившейся ситуации могут быть некорректная работа общедомовых приборов учета, неправильный съем и передача показаний внутриквартирных водомеров жильцами, незаконные врезки в систему горячего водоснабжения, разрегулировка внутридомовой инженерной сети по горячему водоснабжению, отсутствие тепловой изоляции на внутридомовой системе горячего водоснабжения (трубопроводы в подвалах и стояки не изолированы).

В соответствии с п. 31 Правил № 354 обязанность производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, а также предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды лежит на исполнителе коммунальных услуг. В связи с чем, собственник жилого помещения, вправе обратиться в ресурсоснабжающую организацию для осуществления сверки и, при необходимости, перерасчета платежей.

 

ВОПРОС 6. Высокие тарифы на горячее водоснабжение и отопление МУП «Сочитеплоэнерго», которые намного выше, чем в Краснодаре и других городах. Разница в тарифах на отопление и горячее водоснабжение.

ОТВЕТ. Величина экономически обоснованных затрат существенно зависит и от вида используемого топлива, а также от способа выработки тепловой энергии. При вырабатывании тепловой энергия с использованием жидкого топлива, а также комбинированным способом (электрическими станциями в режиме одновременной выработки тепловой и электрической энергии) себестоимость этой тепловой энергии значительно ниже и соответственно ниже и тариф.

Установление тарифов на тепловую энергию осуществляется для каждой теплоснабжающей организации индивидуально на основании экономически обоснованных затрат каждой такой организации на производство и передачу тепловой энергии.

При этом разница экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию также обусловлена и другими объективными факторами:

  • объемом реализации услуг. Этот показатель определяет различие тарифов на тепловую энергию и по муниципальным образованиям одного субъекта РФ, и различие тарифов на тепловую энергию в субъектах РФ (чем теплее на территории, тем меньше тепловой энергии требуется для обеспечения качественного предоставления соответствующих услуг и соответственно более высоким будет тариф на тепловую энергию при прочих одинаковых условиях);
  • территориальным расположением муниципального образования, характером местности (горная, холмистая, равнинная), в связи, с чем меняется протяженность сетей, разбросанность объектов. Например, в г. Сочи горный рельеф предполагает повышенные (по сравнению с городами, расположенными в равнинной местности) затраты электроэнергии, в том числе на насосных станциях подъема и перекачки теплоносителя;
  • развитостью коммунальной инфраструктуры;
  • уровнем энергоемкости установленного оборудования;
  • степенью изношенности сетей и оборудования, что влияет на расходы, необходимые для поддержания систем снабжения услугами в рабочем состоянии;
  • другими причинами и особенностями технологического процесса производства и транспортировки коммунальных услуг каждой конкретной ресурсоснабжающей организации.

РЭК-департамент приказами от 30.11.2012 № 45/2012-т на 2013 год и от 19.12.2013 № 52/2013-т на 2014 год для МУП «Сочитеплоэнерго» установил:

  • экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию с системой централизованного теплоснабжения для потребителей, имеющих собственные тепловые пункты (на отопление и горячее водоснабжение), в следующих размерах (с НДС): с 01.01.2013 — 2159,98 руб./Гкал, с 01.07.2013 — 2395,41руб./Гкал, с 01.01.2014 по 31.12.2014 — 2395,41 руб./Гкал;
  • экономически обоснованные тарифы с системой централизованного теплоснабжения для потребителей, не имеющих собственные тепловые пункты (на отопление и горячее водоснабжение) в следующих размерах (с НДС): тепловая энергия в горячей воде для системы централизованного теплоснабжения на отопление с 01.01.2013 — 1697,91руб./Гкал, с 01.07.2013 — 1877,78 руб./Гкал, с 01.01.2014 — 1877,78 руб./Гкал, с 01.07.2014 — 1941,88 руб./Гкал;
  • двухкомпонентный тариф на горячую воду: компонент на тепловую энергию с 01.01.2013 — 2799,86 руб./Гкал, с 01.07.2013 — 3047,49 руб./Гкал, с 01.01.2014 по 31.12.2014 — 3047,49 руб./Гкал); компонент на холодную воду для поставщика услуг ООО «Сочиводоканал» с 01.01.2013 — 25,05 руб./м3, с 01.07.2013 — 27,60 руб./м3, с 01.01.2014 — 27,60 руб./м3, с 01.07.2014 — 28,95 руб./м3.

Тарифы на тепловую энергию для МУП «Сочитеплоэнерго» установлены в рамках ограничений роста, установленных Федеральной службой по тарифам в среднем для всех теплоснабжающих организаций Краснодарского края.

Из представленных выше установленных размеров тарифов видно, что установленный тариф для потребителей, имеющих собственные тепловые пункты выше, чем тариф для системы централизованного теплоснабжения на отопление, но значительно ниже тарифа на горячую воду.

Тарифы на отопление и горячее водоснабжение для предприятий, поставляющих тепловую энергию для населения, проживающего в жилых домах с различной степенью благоустройства, неодинаков в связи с различием затрат по этим видам услуг. В связи с сезонностью предоставления услуги отопления и неравномерностью загрузки оборудования котельных, затраты в зимний период времени на 1 Гкал ниже, чем в неотопительный период т.к. подключенная нагрузка выше. В летний период при работе того же оборудования (дымососы, вентиляторы, сетевые насосы при 2-х трубной схеме теплоснабжения) котельной (и, соответственно, затратах электроэнергии) производство тепловой энергии снижается более чем в два раза, соответственно затраты на производство 1 Гкал по услуге горячего водоснабжения существенно выше.

Стоимость производства тепловой энергии на отопление увеличивается также в тепловых сетях при 2-х трубной схеме теплоснабжения (при осуществлении теплоснабжения жилых домов через индивидуальные тепловые пункты) по причине включения в тариф нормативных потерь в тепловых сетях в летний период (так как данная система в летний период работает на нужды горячего водоснабжения). При этом тариф на тепловую энергию системы горячего водоснабжения снижается.

 

ВОПРОС 7. Установление социальной нормы потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае.

ОТВЕТ. Социальная норма вводится на основании вступившего в силу постановления Правительства РФ от 22.07.2013 № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)».

В соответствии с изменениями в постановление Правительства РФ от 22.07.2013 № 614 внесённые пунктом 6 постановления Правительства РФ от 25.02.2014 № 136, для введения социальной нормы на территории Краснодарского края необходимо принятие высшим должностным лицом субъекта РФ соответствующего решения.

Социальная норма потребления электрической энергии (мощности), будет применяться при определении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставляемую населению, и стоимости электрической энергии (мощности), потребленной для коммунально-бытовых нужд и не используемой для осуществления коммерческой деятельности приравненными к населению категориями потребителей.

Планируемый базовый размер социальной нормы потребления электрической энергии определён в размере 250 кВт/ч. Такой размер социальной нормы потребления электрической энергии рассчитан для первых групп домохозяйств — с одним лицом, зарегистрированным в жилом помещении в установленном порядке, для жилых помещений в городских населенных пунктах, не оборудованные в установленном порядке стационарными электроплитами, электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения (далее — электронагревательные установки). Далее размер социальной нормы потребления электрической энергии увеличивается в зависимости от зарегистрированных в помещении лиц, благоустройства жилого помещения и статуса населённого пункта проживания.

В настоящее время администрацией Краснодарского края принято решение о введении социальной нормы в 2016 году.

 

ВОПРОС 8. В соответствии с расчетами, произведенными общественной организацией «Народный контроль Сочи», жители города Сочи переплачивают за коммунальную услугу по отоплению.

ОТВЕТ. Правилами № 306 установлен порядок расчета и утверждения нормативов потребления коммунальных услуг населением.

Федеральным законом РФ от 27.07.2010 № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ» и постановлением главы администрации Краснодарского края от 14.06.2002 № 652 «О региональной энергетической комиссии-департаменте цен и тарифов Краснодарского края» полномочия по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг переданы РЭК-департаменту.

В соответствии с вышеуказанным РЭК-департаментом принят приказ от 31.08.2012 № 2/2012-нп «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае (при отсутствии приборов учета)», которым утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях.

В связи с вступлением в силу постановления Правительства от 27.08.2012 № 857 «Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» администрацией Краснодарского края принято решение о применении в 2012-2014 годах при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действующие по состоянию на 30 июня 2012 года.

Решением Городского Собрания Сочи от 25.06.2008 № 142 «Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии и горячей воды» (далее Решение № 142) утверждён норматив потребления тепловой энергии на отопление для населения в размере 0,009596 Гкал/м? в месяц.

Величина утвержденного Решением № 142 норматива 0,009596 Гкал/м2 в месяц определена исходя из того, что оплата за отопление производится ежемесячно в течение всего года (12 месяцев). При этом учитывается нормативное количество тепловой энергии, необходимое для отопления многоквартирных жилых домов в течение отопительного периода, которая равна 0,115152 Гкал.

При определении платы населением за отопление только в течение отопительного периода (5 месяцев) используется величина в размере 0,0230304 Гкал/мес. (0,115152 Гкал/5мес.).

Потребители (граждане) вправе обратится в МУП «Сочитеплоэнерго» с заявлением о выборе способа оплаты за услуги отопления либо ежемесячно в течение всего года с использованием норматива 0,009596Гкал/м? в месяц, либо ежемесячно в течение отопительного периода с использованием норматива 0,0230304 Гкал/м2 в месяц.

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 определено, что разъяснения по применению Правил дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Указанная заявителем формула определения потребления тепловой энергии на отопление квартиры, не оборудованной приборами учета, на основании которой произведены расчеты заявителя, отсутствует в нормативно-технических документах. Нормы, указанные в СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий», предусматривают введение новых показателей энергетической эффективности зданий — удельного расхода тепловой энергии на отопление за отопительный период с учетом воздухообмена, теплопоступлений и ориентации зданий, устанавливают их классификацию и правила оценки по показателям энергетической эффективности как при проектировании и строительстве, так и в дальнейшем при эксплуатации, а также требования к зданиям после проведения реконструкции. То есть характеризуют не существующее положение дел и соответственно не могут быть использованы для определения нормативов.

При этом Письмом Минюста РФ от 18.03.2004 № 07/2964-ЮД отказано в регистрации указанного документа.

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Таким образом, при наличии приборов учета как общедомовых, так и индивидуальных, оплата производится за фактически потребленный объем коммунальных ресурсов. При этом утвержденные расчетные нормативы потребления коммунальных услуг не используются.

Это в полной мере согласуется с положениями части первой статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии с которой «размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации», а не по строительным нормам и правилам.

Данная позиция закреплена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.08.2013 № 85-АПГ13-3, в соответствии с которой федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъекта Российской Федерации полномочиями по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг, одновременно установил требования к определению нормативов потребления коммунальных услуг, обязательные к исполнению всеми субъектами правоотношений.

Как показывает судебная практика, строительные нормы и правила Российской Федерации СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» не единственный документ, порождающий в том числе и судебные споры по вопросам оплаты поставленной тепловой энергии. Тем не менее, судебные инстанции последовательно придерживаются позиции о необходимости применения во взаиморасчетах и расчетах нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе отопления) постановлений Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 и № 307 (например, Определение ВАС РФ от 27.04.2011 № ВАС-4856/11 по делу № А05-2824/2010).

Исходя из вышеизложенного, предлагаемая заявителем методика расчета является некорректной, включая сравнение, проводимое с установленными нормативами.

 

ВОПРОС 9. С апреля 2013 г. в доме № 23 по ул. Лесной большие показания ОДН электрической энергии, которое считается по дневному тарифу.

ОТВЕТ. Расчет за потребленную электроэнергию на ОДН производится исходя из показаний установленного ОПУ, в соответствии с п. 44 Правил № 354 как разница между объемом электроэнергии, зафиксированным общедомовым прибором учёта и суммарным потреблением жилых и нежилых помещений и распределяется между жильцами многоквартирного дома пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю жилого или нежилого помещения.

При расчетах за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды по дому № 23 по ул. Лесной применяется одноставочный тариф.

В соответствии с действующим законодательством, при условии установки соответствующих приборов учета, всем потребителям предоставлена возможность применения расчетов за электрическую энергию по тарифам, дифференцированным по зонам суток.

Применение в расчетах за потребленную электрическую энергию цены (тарифа), дифференцированной по зонам суток, определяется в договоре энергоснабжения и возможно только при наличии у потребителя соответствующих средств коммерческого учета электрической энергии (мощности). Выбор варианта цены (тарифа) производится потребителем путем направления письменного уведомления гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) с даты, указанной в уведомлении, но не ранее даты ввода в эксплуатацию соответствующих приборов учета.

Таким образом, в случае установки соответствующих приборов учета, необходимо обратиться в адрес сбытовой компании для изменения условий договора и перевода на тарифы, диффернецированные по зонам суток.

 

ВОПРОС 10. Завышенная сумма оплаты по отоплению. В 2013 году потребление составляло 0,9 Гкал, а в 2014 уже 2,1 Гкал. Оплата коммунальной услуги по отоплению увеличилась в 2 раза, с 3000 рублей (февраль 2013 года) до 5600 рублей (февраль 2014 года). Дом № 28 по ул.Петрозаводской.

ОТВЕТ. В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по установленным тарифам и объемам услуг по показаниям приборов учета, а при их отсутствии — по утвержденным нормативам потребления. Изменение каждого из указанных составляющих влияет на платеж населения за коммунальную услугу.

Тарифы для МУП «Сочитеплоэнерго» на 2013-2014 год на тепловую энергию в горячей воде для системы централизованного теплоснабжения потребителей, имеющих ИТП (на отопление) установлены приказами РЭК-департамента от 30.11.2012 № 45/2012-ти от 19.12.2013 № 52/2013-т в размерах (с НДС): с 01.01.2013 — 2159,98 руб./Гкал, с 01.07.2013 по 31.12.2014 — 2395,41 руб./Гкал.

Порядок определения и внесения плазы за коммунальные услуги при наличии (отсутствии) общедомовых (индивидуальных) приборов учета определен Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлениями правительства от 23.05.2006 № 307 (в части отопления) и Правилами № 354.

В квартире заявителя установлен индивидуальный прибор учета и размер платы за услугу горячего водоснабжения определен в соответствии с переданными показаниями индивидуального прибора учета.

В ноябре 2013г. по квартире № 10 дома № 28 по ул. Петрозаводская размер платы за отопление был определен согласно утвержденному нормативу потребления и установленному тарифу с учетом коэффициента недопоставки теплоэнергии и составил 943,83 руб. (0,009596*12 мес./152сут.*7,9сут.*2395,41 руб.*65,8м2).

Дом по ул. Петрозаводская, 28 оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии и допущен к коммерческому учету.

Согласно показаниям общедомового прибора учета объем потребленной тепловой энергии в период с 15.11.2013 по 15.12.2013 составил 80,4 Гкал. Количество тепловой энергии при приготовлении горячей воды принято по объему потребленной горячей воды, зафиксированной показаниями индивидуальных приборов учета исходя из расчетной величины количества тепловой энергии, необходимой для приготовления одного кубического метра горячей воды составило 14,21 Гкал (244,2м3 * 0,0582Гкал/м3), а количество тепловой энергии на нужды отопления, как температурно-зависимой величины принято к учету в размере 66,19 Гкал (80,4Гкал-14,21Гкал).

Фактически сложившееся количество тепловой энергии на нужды отопления принято к учету в размере — 0,01865 Гкал/м2 (66,19 Гкал/3548м2).

При этом, утвержденный норматив потребления на услуги отопления составляет 0,023034 Гкал/м2 в месяц (0,009596 Гкал/м2 *12/5).

Размер платы по квартире № 10 жилого дома № 28 по ул. Петрозаводская за декабрь 2013г. за коммунальные услуги составил:

на отопление — 2940,42 руб. на общеполезную площадь — 65,8 м2;

на горячее водоснабжение — 524,32 руб. за 8 м3 потребленной горячей воды принятой в соответствии показаний ИПУ где — 8м3 по стоимости 115,28руб. с учетом среднемесячных начислений за ноябрь 2013г. на сумму 590,96руб. — 4,239м3

В связи с тем, что размер платы за услугу отопление в декабре 2013г. определен по показаниям общедомового прибора учета за период с 15.11.2013г. по 15.12.2013г., размер платы за отопление, произведенный в ноябре 2013г. был скорректирован в полном объеме. Данное действие было отражено в квитанциях декабря 2013г. и по рассматриваемой квартире корректировочная сумма составила — (-948,53 руб.).

В соответствии показаниями общедомового прибора учета, зафиксировавшего объем потребленной тепловой энергии в период с 16.12.2013 по 15.01.2014 в январе 2014 года был определен размер платы за услуги «отопление». В извещениях за январь 2014 г. объем по услуге отопление был занесен в позицию общедомовые нужды, а в позиции индивидуальное потребление за услугу отопление — «0».

По причине ненадлежащего обслуживания ИТП, в силу решения от 04.02.2014 общего собрания собственников жилых и нежилых помещений, совместно с представителями администрации Адлерского района, руководителя МУП «Сочитеплоэнерго» и руководителей обслуживающих организаций, была произведена корректировка ранее начисленной суммы в январе 2014г. за услуги «отопление».

Корректировка начисленной суммы в январе произведена в феврале 2014г. и размер платы за отопление в январе 2014г. рассчитан в соответствии с утвержденным нормативом на отопление, как для домов, не оснащенных общедомовыми приборами учета.

 

ВОПРОС 11. Проблемы учета тепловой энергии, потраченной на полотенцесушители в квартирах. Перерасчет из Гкал в м3 и распределение потерь на общедомовые нужды.

ОТВЕТ. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 № 1149 «О внесении изменений в основы ценообразования в сфере деятельности организации коммунального комплекса» на 2013, 2014 годы РЭК-департаментом утверждены по услуге горячее водоснабжение двухкомпонентные тарифы (компонент тепловая энергия в руб./Гкал и компонент холодная вода в руб./м3).

При этом предусмотренные изменения в Правила № 306, предусматривающие порядок установления норматива потребления коммунальных услуг, определяющих расход тепловой энергии на подогрев воды в целях горячего водоснабжения и Правила № 354, предусматривающие порядок расчета размера платы за горячее водоснабжение исходя из двухкомпонентных тарифов на горячую воду, до настоящего времени не приняты.

В соответствии с положениями Правил № 354, при определении размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению применяются объемы (количество) горячей воды и тарифы (цены) на коммунальный ресурс, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ также предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с положениями статей 541, 544 Гражданского кодекса РФ оплата потребленной энергии осуществляется в соответствии с данными учета энергии.

Таким образом, согласно положениям Гражданского и Жилищного кодексов Российской Федерации, расчеты за горячую воду должны осуществляться с выставлением товарно-платежных документов с указанием объемов потребления коммунальных ресурсов: отдельно тепловой энергии в Гкал и холодной воды (или теплоносителя) на нужды горячего водоснабжения в м3, по показаниям приборов учета (или по нормативам) и установленным тарифам (руб./Гкал и руб./м3 холодной воды (или теплоносителя).

В случае если многоквартирный жилой дом оборудован общедомовым прибором учета горячего водоснабжения (теплосчетчиком), позволяющим фиксировать как количество горячей воды, потребленной в доме в м3, так и количество тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения, потребленной в доме в Гкал, количество тепловой энергии, необходимой для подогрева 1 м3 горячей воды определяется на основании показаний общедомового прибора учета.

Расчеты за горячую воду с потребителями домов, необорудованных общедомовыми приборами учета, также должны осуществляться с выставлением товарно-платежных документов с указанием объемов потребления коммунальных ресурсов: отдельно тепловой энергии в Гкал и холодной воды (или теплоносителя) на нужды горячего водоснабжения в м3, по нормативам и установленным тарифам (руб./Гкал и руб./м3 холодной воды (или теплоносителя).

При этом количество тепловой энергии, необходимой для подогрева 1 м3 горячей воды определяется в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 15.02.2011 № 47.