Главная  /  Информационный центр  /  Новости  /  Информация региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края по результатам рассмотрения наиболее актуальных вопросов при проведении заместителем руководителя РЭК-департамента выездного мероприятия в рамках информационно-разъяснительной работы с гражданами по вопросам предоставления коммунальных услуг и ограничений роста размера платы граждан за коммунальные услуги в муниципальном образовании Усть-Лабинский район 17 февраля 2017 года.

Новости

Информация региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края по результатам рассмотрения наиболее актуальных вопросов при проведении заместителем руководителя РЭК-департамента выездного мероприятия в рамках информационно-разъяснительной работы с гражданами по вопросам предоставления коммунальных услуг и ограничений роста размера платы граждан за коммунальные услуги в муниципальном образовании Усть-Лабинский район 17 февраля 2017 года.

Вопрос № 1. Почему ежегодно происходит повышение тарифов на коммунальные услуги? С каким ростом будут приняты тарифы на коммунальные услуги с 1 июля 2017 года?

Ответ. Тарифное регулирование на 2017 год осуществлено в соответствии с параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 г. и плановый период 2018-2019 г.г. с календарной разбивкой по полугодиям исходя из принципа не превышения величины тарифов в 1 полугодии очередного расчетного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов во 2 полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря:

в сфере электроснабжения населения в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» — в рамках предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электрическую энергию для населения, утверждаемых для субъектов РФ на очередной год федеральным органом ценового регулирования. Для населения края тарифы на электроэнергию устанавливаются в едином размере. При этом для населения сельских населенных пунктов, а также городских населенных пунктов, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электротопительными установками, тарифы установлены с максимальным понижающим коэффициентом — 0,7, из предусмотренного диапазона от 0,7 до 1;

в сфере газоснабжения населения в соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» — для конкретного поставщика газа на соответствующей территории, с учётом пересмотра на федеральном уровне размеров составляющих розничных цен (оптовой цены газа, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщиков газа);

В сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения в соответствии с Федеральными законами от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», краевым законом от 15.10.2010 № 2065-КЗ «О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов организаций коммунального комплекса» тарифы устанавливаются РЭК-департаментом или органами регулирования городских округов в экономически обоснованном размере, отражающем финансовые потребности на осуществление регулируемых видов деятельности и реализацию инвестиционных программ, за исключением установления льготных тарифов для населения в соответствии с нормами статьи 157.1 Жилищного кодекса РФ об ограничении повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги с последующей компенсацией выпадающих доходов организаций от реализации ресурсов по льготным тарифам для населения за счет средств бюджета края.

Ограничение роста коммунальных платежей на сегодняшний день осуществляется посредством реализации механизма установления предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельных индексов в муниципальных образованиях.

На 2017 г. для Краснодарского края утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъекту РФ в размере: 1 полугодие — 0% (без роста к декабрю 2016 г.); 2 полугодие — 4%. По отдельным муниципальным образованиям допускается отклонение еще на 2,5%. Повышение предельного индекса на величину более предельного отклонения, т.е. выше 6,5%, допускается только по законодательно установленным основаниям и по согласованию с представительными органами муниципальных образований.

Необходимо отметить, что при формировании тарифов предложения регулируемых организаций проходят проверку на предмет экономической обоснованности расходов по каждой статье затрат, экспертами проводится анализ фактических расходов и динамика изменения натуральных показателей предприятий в предшествующих периодах.

С 1 июля 2017 года в Краснодарском крае тарифы (цены) вырастут:

на электроэнергию для населения (в пределах социальной нормы потребления) — на 3,67% и 3,74% (одноставочные тарифы) и от 3,67% до 3,98% (тарифы, дифференцированны по зонам суток);

на газ сетевой для населения не более 14,12% в среднем по краю и 3,9% — на сжиженный;

на тепло-, водоснабжение и водоотведение — в рамках ограничений повышения платы населения за коммунальные услуги.

Вопрос № 2. С какого периода будет применяться социальная норма на электроэнергию?

Ответ. Постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)» установлен порядок определения и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), а также определены особенности установления тарифов в связи с переходом к расчетам размера платы населения за коммунальную услугу по электроснабжению (за электрическую энергию (мощность) — для категорий потребителей, приравненных к населению) с применением социальной нормы.

При определении величин социальной нормы для Краснодарского края учтено максимальное количество энергопотребляющих приборов у потребителей-граждан, в т.ч. также учтены климатические особенности региона. Также учтены на максимальном уровне дополнительные величины электропотребления для жилых помещений, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, электроотопительными и электронагревательными установками.

Работа по определению величин социальных норм велась в тесном взаимодействии и под контролем Законодательного Собрания Краснодарского края. По итогам совместного рассмотрения данного вопроса, уполномоченным органом были учтены предложения, направленные на минимизацию социальных последствий введения социальной нормы.

Необходимо отметить, что величина социальной нормы на территории Краснодарского края в сравнении с другими регионами России, на территории которых в настоящий момент утверждены величины социальных норм, существенно выше, чем в других регионах. Так, например, базовая величина социальной нормы (месячное потребление одиноко проживающих граждан в жилых помещениях не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, электроотопительными и электронагревательными установками) на территории Ростовской области составляет 96 киловатт — часов, Владимирской области — 100 киловатт — часов, в Алтайском крае — 131 киловатт — часов, в Орловской области — 190 киловатт — часов. На территории Краснодарского края базовая величина социальной нормы определена в размере 250 киловатт — часов.

При этом законом предусмотрены меры поддержки отдельных групп населения, так для одиноко проживающих пенсионеров, а также для семей, состоящих только из получателей пенсии по старости либо инвалидности, для семьей, отнесенных к категории многодетных семей; семей, имеющих в своем составе инвалидов и детей-инвалидов и пр., в первый год применения социальной нормы весь объем потребления электроэнергии таких семей оплачивается по цене (тарифу) в пределах социальной нормы, а со второго года социальная норма устанавливается с применением повышающего коэффициента 1,5.

Кроме того, вышеуказанные меры поддержки предусмотрены и для потребителей, жилые помещения которых в законодательном порядке отнесены к аварийному жилищному фонду или фонду со степенью износа более 70%.

В целом по расчетным данным в рамки социальных норм «укладывается» порядка 85% бытовых абонентов в крае.

Вместе с тем необходимо отметить, что по решению администрации Краснодарского края полномасштабное введение социальной нормы с оплатой за объемы превышения нормы по повышенным тарифам отложено до момента окончания (не ранее 1 октября 2017 года) подготовительной работы с ресурсоснабжающими организациями, исполнителями коммунальных услуг (управляющими организациями), органами местного самоуправления, органами социальной защиты населения, пенсионного фонда и органами регистрационного учета, направленной на организацию и упорядочение расчетов за потребленную электроэнергию гражданами-потребителями в пределах социальных норм и сверх них с учетом факторов, в существенной степени влияющих на величины применяемых норм и правильность расчетов. Пока актуальная база не будет создана, не будет налажено межведомственное взаимодействие, социальная норма на территории Краснодарского края введена не будет.

В настоящее время, в целях исключения неудобств для граждан после введения социальной нормы, ведется работа по актуализации базы данных, организации межведомственного взаимодействия в рамках оптимизации информационного обмена между органами власти, ресурсоснабжающими организациями и исполнителями коммунальных услуг.

Администрацией Краснодарского края в первом полугодии 2017 года запланировано проведение широкомасштабной работы с заинтересованными органами и организациями на территории края, в том числе с органами местного самоуправления в части организации взаимодействия по предоставлению информации о степени износа жилого фонда, с органами регистрационного учета в части вопроса о количестве зарегистрированных граждан, с Пенсионным фондом Российской Федерации в части вопроса о статусе льготной категории граждан (пенсионеры, инвалиды и т.п.).

По итогам принятых решений соответствующая информация будет доведена до заинтересованных сторон, в том числе и посредством средств массовой информации.

Вопрос № 3. Почему оплата за услуги отопление в Усть-Лабинске стала с величиной продолжительности отопительного периода равного 7 месяцам? Почему изменение порядка расчета оплаты за услугу по отоплению не привело к установленному на 2016 год для г. Усть-Лабинска максимального индекса роста платы граждан за коммунальные услуги в размере 8,8%?

Ответ. Расчет нормативов потребления тепловой энергии на отопление, утвержденных приказом РЭК-департамента от 31.08.2012 № 2/2012-нп «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае…» производился в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее — Правила № 306).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.12.2014 № 1380 «О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (вступившим в действие с 30.12.2014) было принято решение о продлении до 1 июля 2016 г. в Краснодарском крае порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие на территории соответствующих муниципальных образований Краснодарского края по состоянию на 30.06.2012.

В связи с чем, до 1 июля 2016 г. на территории Усть-Лабинского района действовали нормативы потребления на отопление общей площади жилья в течение 12 месяцев, установленные решением Совета Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района от 17.10.2008 № 9 в размере (Гкал/м2 общей площади помещений в многоквартирном и жилом доме): по 1-этажным домам — 0,017; по 2-этажным — 0,016; по 3-этажным и 4-хэтажным — 0,010; по 5-этажным — 0,008.

С 1 июля 2016 г. вступили в силу единые по Краснодарскому краю нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденные указанным выше приказом РЭК-департамента от 31.08.2013 № 2/2012-нп дифференцированно по трем климатическим зонам края (южной, центральной и северной) и по этажности (для 1-4 — этажных домов, 5-9 — этажных домов и 10- и более этажных домов) в соответствии с требованиями Правил № 306.

В соответствии с Правилами № 306 расчет нормативов потребления на отопление выполнен с величиной продолжительности отопительного периода равного 7 месяцам по всем муниципальным образованиям края (кроме города-курорта Сочи — 6 месяцев), которые для центральной климатической зоны, включая Усть-Лабинский район, составили (Гкал/м2): 1-4 этажные дома — 0,0216; 5-9 этажные дома — 0,0176; 10 и более этажные дома — 0,0175.

Таким образом, переход с 1 июля 2016 г. в Усть-Лабинском районе расчетов за отопление с оплаты равными долями в течение года на оплату в течение отопительного периода, безусловно, повлек за собой рост платежа в месяцах отопительного периода.

При этом отмечается, что согласно пункту 4 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 № 400, предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях и индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации устанавливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг. При этом учитывается изменение объема потребляемых коммунальных услуг, которое обусловлено изменением нормативов потребления коммунальных услуг, за исключением изменения нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению после 1 января 2015 г., обусловленного переходом от расчета указанного норматива на 12 месяцев к его расчету на период, равный продолжительности отопительного периода.

Таким образом, указанное изменение порядка расчета за услугу по отоплению и повышение с 1 июля 2016 г. тарифа на тепловую энергию не привело к превышению максимального индекса роста платы граждан за коммунальные услуги, установленного на 2 полугодие 2016 г. постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.12.2015 № 1232 (в ред. от 30.06.2016 № 467) для Усть-Лабинского городского поселения в размере 8,8%.

Вопрос № 4. Почему уровень тарифов на коммунальные услуги (водоснабжение) в разных поселениях Усть-Лабинского района различен? Из чего складываются тарифы?

Ответ. Тарифы в сфере водоснабжения регулируются в строгом соответствии с положениями федерального законодательства в указанной сфере. Основные принципы и порядок регулирования определены постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения». С учетом положений данного правового документа при формировании финансовых потребностей учитываются расходы на оплату труда работников, отчисления, ремонтные работы, электрическую энергию, приобретения сырья и материалов, амортизацию (арендную плату), обязательные налоговые и иные платежи в соответствии с федеральным законодательством, и другие расходы, подлежащие включению в расчет согласно действующему законодательству. Также данным законодательством предусмотрена возможность включения в финансовые потребности ресурсоснабжающих организаций нормативной прибыли и расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации.

По вопросу соотношения цен на услуги холодного водоснабжения в различных муниципальных образованиях отмечается, что условия осуществления хозяйственной деятельности, структура технологического процесса, состояние и степень износа основных производственных фондов, характер и степень развития территории, энергоемкость и объем производства оказывают определяющее влияние на себестоимость и размер тарифа конкретной ресурсоснабжающей организации. То есть, тариф устанавливается для конкретной организации с учетом специфики ее деятельности и является отражением факторов, влияющих на себестоимость.

Вопрос № 5. Какова структура платы за технологическое присоединение жилого дома к газораспределительным сетям? Регулирует ли государство размер платы за подключение или газораспределительные организации сами устанавливают свои расценки?

Ответ. Порядок определения размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения установлен в Основных положениях формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021.

Порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, принадлежащих газораспределительным организациям на праве собственности или иных законных основаниях, определён Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 (далее — Правила).

Размер платы за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов (в Краснодарском крае — РЭК-департаментом) в порядке, установленном Правительством РФ, и в соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину.

На территории Краснодарского края плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на 2017 год установлена приказом РЭК-департамента от 14.11.2016 № 26/2016-газ, в том же размере, что и на 2016 год — 35 тыс. рублей (приказ РЭК-департамента от 13.11.2015 № 20/2015-газ).

Подключить газоиспользующее оборудование к сетям газораспределения за 35 тыс. рублей имеют право заявители при условии, что расстояние от газо-использующего оборудования до сети газораспределения составляет не более 200 метров, проектное рабочее давление не более 0,3 МПа, мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа), а максимальный расход газа, с учетом расхода газа ранее подключенного газоиспользующего оборудования, не должен превышать: для заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности — 15 куб. метров в час; для прочих заявителей — 5 куб. метров в час.

Необходимо обратить внимание на то, что за 35 тыс. руб. газораспределительные организации должны выполнить только мероприятия до границы земельного участка заявителя, а мероприятия по подключению в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем (пункт 88 Правил).

Так, в случае, если для технологического присоединения индивидуального жилого дома необходимо строительство только газопровода-ввода протяженностью не более 200 м с рабочим давлением не более 0,3 Мпа и расходом газа не более 5 м3/час, плата составляет 35 тыс. рублей.

В случае, если сеть газораспределения проходит по границе земельного участка или в пределах границ земельного участка и технологическое присоединение не требует проведения мероприятий по строительству подводящего участка газопровода до границ земельного участка, то плата за технологическое присоединение определяется исходя из установленной стандартизированной тарифной ставки на покрытие расходов, связанных с проверкой выполнения заявителем технических условий и осуществлением фактического подключения объектов капитального строительства заявителя к сети газораспределения и проведением пуска газа.

В других случаях плата за технологическое присоединение определяется в зависимости от технических параметров, исходя из стандартизированных тарифных ставок или по индивидуальному проекту.

Стандартизированные тарифные ставки для газораспределительных организаций края на 2017 год установлены приказом РЭК-департамента от 28.12.2016 № 29/2016-газ (размещён на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в разделе «Нормативные документы» и на сайте РЭК-департамента).

По индивидуальному проекту плата за технологическое присоединение определяется при подключении газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа свыше 500 м3/час и (или) проектным рабочим давлением в присоединяемом газопроводе свыше 0,6 МПа, а также в случаях, если мероприятия по технологическому присоединению предусматривают: проведение лесоустроительных работ; проведение врезки в газопроводы диаметром не менее 250 мм под давлением не менее 0,3 МПа; переходы через водные преграды; прокладку газопровода методом горизонтально направленного бурения; прокладку газопровода по болотам 3-го типа, и (или) в скальных породах, и (или) на землях особо охраняемых природных территорий.

Необходимо отметить, что в соответствии с Правилами государственное регулирование платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и стандартизированных тарифных ставок, определяющих её величину, не распространяется на случаи подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения, находящимся в собственности или на иных законных основаниях у организаций, не являющихся газораспределительными.

В связи с чем, плата за подключение к сетям газоснабжения, не принадлежащим газораспределительной организации, не подлежит государственному регулированию, а определяется соглашением сторон в рамках договорных отношений.

Кроме того, в конце 2016 года постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 № 1203 в Правила был внесен ряд изменений, регламентирующих порядок взаимодействия заявителя и третьих лиц во всех случаях, в том числе, при подключении к сетям газораспределения, а также определено понятие «основной абонент».

Указанные изменения в Правила коснулись также регламентированных сроков процедур (этапов), связанных с взаимодействием заявителей и газораспределительных организаций (далее — ГРО), и определили особенности подключения объектов капитального строительства, принадлежащих разным заявителям, а также объектов капитального строительства, расположенных в пределах территории некоммерческого объединения и территории, подлежащей комплексному освоению (пп. 113-120).

В части структуры платы за технологическое присоединение жилого дома к сетям газораспределения.

При расчете платы за технологическое присоединение и стандартизированных тарифных ставок учитываются расходы на выполнение ГРО следующих обязательных мероприятий: разработка проектной документации; выполнение технических условий; проверку выполнения Заявителем технических условий; осуществление фактического подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства Заявителя к сети газораспределения и проведение пуска газа.

В состав расходов ГРО на разработку проектной документации входят, в том числе, проведение кадастровых и землеустроительных работ, согласование выделения земли под выполнение строительно-монтажных работ, информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (реконструкции) органами государственной власти или местного самоуправления, разработка проекта рекультивации (при нарушении земель сельскохозяйственного назначения), проведение экспертиз проектной документации, предусмотренных действующим законодательством.

В состав расходов ГРО на выполнение технических условий входят, в том числе, аренда земли под строительство (реконструкцию) сетей газораспределения и объектов на них на время строительства (реконструкции), возмещение убытков и затрат на рекультивацию (при нарушении земель сельскохозяйственного назначения).

В состав расходов ГРО на проведение пуска газа входит, в том числе, стоимость газа, используемого на продувку газопроводов.

Вопрос № 6. Почему цена на электроэнергию для индивидуальных предпринимателей не фиксированная, а каждый месяц изменяется?

Ответ. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.03.2003 № 643 либерализация оптового рынка электроэнергии и мощности завершена в 2010 г. С 1 января 2011 г. вся электроэнергия и мощность, реализуемая в ценовых зонах оптового рынка, к числу которых относится Краснодарский край и Республика Адыгея, продается по нерегулируемым ценам, за исключением объемов электроэнергии и мощности, предназначенных для поставок населению и приравненным к ним категориям потребителей. Государственное регулирование сохранено в отношении цен (тарифов) по поставкам электроэнергии только в неценовых зонах оптового рынка, в территориально-изолированных энергетических системах и на территориях субъектов Российской Федерации, в отношении которых Правительством установлены особенности функционирования оптового и розничного рынков.

В соответствии с положениями Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением правительства РФ от 21.01.2004 № 24, гарантирующие поставщики ежемесячно раскрывают информацию о цене на электрическую энергию, дифференцированную в зависимости от условий, определенных законодательством Российской Федерации. При этом отдельно раскрывается цена закупки электрической энергии, стоимость услуг по ее передаче, а также стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью поставки электрической энергии потребителю.

Во исполнение указанных положений на официальном сайте гарантирующих поставщиков ОАО «Кубаньэнергосбыт» и АО «НЭСК», осуществляющих свою деятельность на территории Краснодарского края и Республики Адыгея, в разделе «Раскрытие информации» ежемесячно раскрывается информация о цене на электрическую энергию для потребителей, не относящихся к категории население и приравненные к нему потребители, в том числе и по объемам энергии, учет которой осуществляется по зонам суток (вторая ценовая категория).

При этом, стоимость 1 киловатт-часа (кВтч) электрической энергии для потребителей, не относящихся к группе «Население» и приравненных к данной группе категорий потребителей — группа «Прочие потребители», с 2011 г. не утверждается РЭК-департаментом и, в соответствии с законодательством, складывается из следующих составляющих:

1-я составляющая. Стоимость 1кВтч произведенной и (или) приобретенной на оптовом (розничном) рынке электрической энергии и 1кВт мощности. Данная величина является свободной, ежемесячно складываются под воздействием спроса и предложения на рынке и не подлежит государственному регулированию (кроме населения и приравненных к нему категориям потребителей). Данная величина для гарантирующих поставщиков (далее — ГП) определяется ежемесячно и публикуется на официальном сайте ГП с учетом средневзвешенной стоимости энергии (мощности) приобретаемой с оптового рынка и публикуемой администратором торговой системы (ОАО «АТС») на своем сайте. Для энергосбытовых компаний, не являющихся ГП, данная величина определяется соглашением сторон в договоре энергоснабжения (купли-продажи, поставки энергии (мощности)).

2-я составляющая. Стоимость услуг по передачи и распределению 1 кВтч энергии и 1 кВт мощности по электрическим сетям региона. Данная величина подлежит государственном регулированию в разрезе уровней напряжения, в зависимости от границ раздела балансовой принадлежности потребителя и сетевой организации.

3-я составляющая. Стоимости 1 кВтч сбытовых услуг (сбытовая надбавка) ГП или энергосбытовых компаний. При этом следует отметить, что согласно статье 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» государственному регулированию подлежит сбытовая надбавка только для ГП на территории Краснодарского края и Республики Адыгея — АО «НЭСК» и ОАО «Кубаньэнергосбыт».

4-я составляющая. Суммы тарифов инфраструктурных услуг оптового рынка — тарифа на услуги коммерческого оператора, оказываемые ОАО «АТС» субъектам оптового рынка электрической энергии (мощности), и тарифа на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также обеспечения функционирования технологической инфраструктуры оптового и розничных рынков электрической энергии, оказываемые ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы», а также услуги Центра финансовых расчетов оптового рынка — ЗАО «ЦФР».

Вопрос № 7. Возможно ли применение понижающего коэффициента для представителей МСП в Усть-Лабинском районе в зависимости от вида деятельности и организационно-правовой формы?

Ответ. В соответствии с п. 71 постановления Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.

К ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность) при их утверждении на соответствующий период регулирования для каждой из приравненных к населению категорий потребителей по перечню согласно приложению № 1 к настоящему документу (за исключением потребителей, указанных в п. 71(1) настоящего документа) по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.

Справочно: п. 71(1). Цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) устанавливаются и применяются равными ценам (тарифам), установленным для населения, в отношении следующих приравненных к населению категорий потребителей:

исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), приобретающие электрическую энергию (мощность) для предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений и содержания общего имущества многоквартирных домов;

наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного проживания лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для предоставления коммунальных услуг пользователям таких жилых помещений в объемах потребления электрической энергии населением и содержания мест общего пользования в домах, в которых имеются жилые помещения специализированного жилого фонда;

юридические и физические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды в населенных пунктах и жилых зонах при воинских частях и рассчитывающиеся по договору энергоснабжения по показаниям общего прибора учета электрической энергии.

Законодательством не предусмотрено применения каких-либо понижающих коэффициентов для представителей МСП.

Вопрос № 8. Возможно ли уменьшение авансовых платежей (или перерасчет) для предпринимателей, осуществляющих сезонные работы?

Ответ. Пунктом 82 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» определено, что потребители (покупатели), приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, оплачивают электрическую энергию (мощность) гарантирующему поставщику в следующем порядке, кроме случаев, когда более поздние сроки установлены соглашением с гарантирующим поставщиком:

30% стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца;

40% стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца;

стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем (покупателем) в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если размер предварительной оплаты превысит стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, излишне уплаченная сумма учитывается в счет платежа за месяц, следующий за месяцем, в котором была осуществлена такая оплата.

Таким образом, изменение порядка оплаты за потребленную энергию (объемов и сроков внесения авансовых платежей) может быть урегулировано соглашением (договором) с гарантирующим поставщиком в рамках гражданско-правовых отношений между сторонами соглашения (договора).

Вопрос 9. Как изменится оплата за общедомовые нужды в многоквартирном доме?

Ответ. В соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2017 года в состав платы за содержание жилого помещения включаются расходы на оплату холодной, горячей воды, электрической энергии, отведения сточных вод потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения утверждено постановление Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержанию общего имущества в многоквартирном доме», которым предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами.

До утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 1 июня 2017 г., при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г. нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (приказ РЭК-департамента от 31.08.2012 № 2/2012-нп (в редакции от 10.01.2017).

При определении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома:

в отношении холодной и горячей воды — этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая), вид системы горячего водоснабжения, оснащенность в местах общего пользования водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием;

в отношении электроэнергии — количество и типы потребляющих электроэнергию оборудования и устройств, износ внутридомовых инженерных систем.

Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по каждому виду коммунальных ресурсов включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.

Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме не включают расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных систем, Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями», и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

Норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Вопрос 10. Имеет ли право ЗАО «Усть-Лабинсктеплоэнерго» уменьшать (отключать) подачу тепла в многоквартирных домах?

Ответ. Порядок оказания услуг теплоснабжения, обеспечение температурного режима, допустимая продолжительность перерыва отопления установлены постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Вопрос № 11. В поселке Двубратском в тарифах на тепловую энергию с 2006 года было учтено использование мазута котельной поселка и покупной тепловой энергии. В сентябре 2011 года ЗАО «Усть-Лабинсктеплоэнерго» была передана в аренду новая газовая автономная котельная (природный газ). Соответственно в тарифах на 2011 и последующие годы учтена котельная на природном газе. Основываясь на том, что цена тепловой энергии, вырабатываемой газовой котельной существенно ниже, чем котельной на жидком топливе и покупной тепловой энергии, вправе ли ожидать снижение тарифа на тепловую энергию?

Ответ. Согласно п. 3 статьи 11 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» тарифы на тепловую энергию (мощность), тариф на теплоноситель, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут быть дифференцированы в зависимости от вида или параметров теплоносителя, зон дальности передачи тепловой энергии, иных критериев, которые определены Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее — Основы).

В соответствии с п. 4 статьи 11 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установление тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в целях необходимости обеспечения единых тарифов для потребителей тепловой энергии, находящихся в одной зоне деятельности единой теплоснабжающей организации и относящихся к одной категории потребителей.

Таким образом, при установлении тарифов для ЗАО «Усть-Лабинсктеплоэнерго» определен единый баланс тепловой энергии по предприятию с учетом выработки тепловой энергии на 39-ти источниках (котельных), а также покупной тепловой энергии, и установлены единые тарифы на тепловую энергию для всех потребителей, включая категорию «население».

По вопросу учтенного вида топлива в тарифах на тепловую энергию для ЗАО «Усть-Лабинсктеплоэнерго».

В тарифах на тепловую энергию на 2006, 2007, 2008, 2009, 2010 годы для ЗАО «Усть-Лабинсктеплоэнерго» учтено использование мазута котельной, поставляющей тепловую энергию жителям по ул. Мостовая, в поселке Двубратском.

В 2011 году вышеуказанные потребители переключены на новую газовую котельную. Соответственно, в тарифах на 2011 и последующие годы учтена новая газовая котельная поселка Двубратского, работающая на природном газе.

Таким образом, удельный расход топлива в тарифе на тепловую энергию с учетом котельной, работающей на жидком топливе (мазут), в 2010 году принят в размере 171,76 кг.у.т./Гкал. В тарифе, установленном на 2011 год для ЗАО «Усть-Лабинсктеплоэнерго», расход условного топлива по вышеуказанной котельной принят в размере существенно ниже — 165,47 кг.у.т./Гкал.

В связи с тем, что при расчете единых тарифов для потребителей тепловой энергии определен единый баланс тепловой энергии по предприятию с учетом выработки тепловой энергии на всех источниках (котельных) снижение эксплуатационных затрат за счет строительства газовой котельной поселка Двубратского существенного влияния на величину установленных тарифов для ЗАО «Усть-Лабинсктеплоэнерго» не оказало, однако дало возможность установления тарифов с темпами роста ниже установленных предельных величин.

Следует отметить, что при предельном максимальном уровне роста тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденном приказом ФСТ России от 07.10.2010 № 244-э/2 на 2011 год в размере 118,8%, для ЗАО «Усть-Лабинсктеплоэнерго» рост тарифа по отношению к утвержденному в 2010 году составил 114,96 %.

Тарифы на 2012-2015 годы также устанавливались на уровне ниже предельного максимального роста. Динамика изменения установленных тарифов и их предельных значений приведена ниже в таблице.

Регулируемый период Темп роста тарифов по отношению к предыдущему, % Максимальная величина роста тарифов в соответствии с приказами ФСТ России, %
2012    
с 01.01.2012 100,00 100
с 01.07.2012 106,00 106
с 01.09.2012 103,82 105,6
2013    
с 01.01.2013 100,00 100
с 01.07.2013 100,87 110,9
2014    
с 01.01.2014 100,00 100
с 01.07.2014 104,57 104,9
2015    
с 01.01.2015 100,00 100
с 01.07.2015 107,54 108,5

С 2016 года предельные максимальные уровни роста тарифов на тепловую энергию не устанавливаются, контроль за ростом коммунальных платежей осуществляется посредством реализации механизма установления предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 № 2182-р, от 19.11.2016 № 2464-р для Краснодарского края утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъекту: на 2016 год — в размере 4,1 %, на 2017 год — 4 %.

Для ЗАО «Усть-Лабинсктеплоэнерго», являющегося поставщиком тепловой энергии для многоквартирных домов по ул. Мостовой в поселке Двубратском, на 2016-2017 годы приказом РЭК-департамента от 30.11.2015
№ 54/2015-т «Об установлении тарифов на тепловую энергию, горячую воду» установлены экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию и горячую воду с календарной разбивкой по полугодиям исходя из принципа не превышения величины тарифов на тепловую энергию в 1 полугодии очередного расчетного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов во 2 полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря в соответствии с Основами в размерах (с НДС):

Период действия тарифов Тарифы на горячую воду для населения Тарифы на тепловую энергию (отопление) для населения, руб./Гкал
компонент на тепловую энергию, руб./Гкал компонент на холодную воду, руб./м3
с 01.01.2016 по 30.06.2016 3094,66 36,34 3094,66
Рост тарифа к тарифу по состоянию на 31.12.2015 100,00 100,00 100,00
с 01.07.2016 по 31.12.2016 3190,31 37,81 3190,31
Рост тарифа к тарифу по состоянию на 01.01.2016 103,09 104,05 103,09
с 01.01.2017 по 30.06.2017 3190,31 37,81 3190,31
Рост тарифа к тарифу по состоянию на 31.12.2016 100,00 100,00 100,00
с 01.07.2017 по 31.12.2017 3309,20 39,32 3309,20
Рост тарифа к тарифу по состоянию на 01.01.2017 103,73 104,00 103,73

Таким образом, тарифы на тепловую энергию и горячую воду, установленные РЭК-департаментом, не превышают ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги, утвержденные уполномоченными органами в среднем для Краснодарского края на соответствующий период.

Увеличение тарифов обусловлено следующими основными причинами: ежегодным ростом цен на топливно-энергетические ресурсы, зависящим, в первую очередь, от федеральных факторов; повышением стоимости материалов, необходимых для выполнения ремонтных работ; увеличением прочих расходов в соответствии с нормами действующего законодательства, ожидаемыми по прогнозу социально-экономического развития страны, общими инфляционными процессами в экономике, влияющими на стоимость материальных ресурсов, используемых в процессе производства услуг.

Кроме того, на размер тарифов ЗАО «Усть-Лабинсктеплоэнерго» влияет такой фактор, как объем реализации услуги (существует обратно пропорциональная зависимость — чем ниже объем реализации, тем выше тариф, т.к. условно-постоянные расходы, распределяются на меньший объем оказываемых услуг, и чем больше объем реализации, тем, как правило, ниже тариф); коэффициент использования мощности котельных — 44,0%, в результате чего удельные нормы расхода топлива, электроэнергии, воды на выработку 1 Гкал значительно выше, чем у предприятий с более высокой загрузкой.

Вопрос 12. Оплачивают ли собственники помещений в МКД с непосредственным способом управления ОДН при отсутствии в местах общего пользования водоразборных кранов? (с личного приема).

Ответ. Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

В соответствии с нормами постановлений Правительства РФ от 11.06.2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре» и главы администрации Краснодарского края от 05.10.2006 № 861 «О государственной жилищной инспекции Краснодарского края» контроль за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги, осуществляет государственная жилищная инспекция Краснодарского края.

В связи с вышеизложенным, руководствуясь пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», обращение гражданина с личного приема руководителя РЭК-департамента письмом от 20.02.2017 № 57-1098/17-13 направлено в адрес государственной жилищной инспекции Краснодарского края для рассмотрения и подготовки ответа заявителю в установленный законом срок.