Главная  /  Обращения граждан  /  Статистические данные по обращениям граждан  /  Обзор обращений граждан и результаты их рассмотрения региональной энергетической комиссией — департаментом цен и тарифов Краснодарского края за 2 квартал 2017 года

Статистические данные по обращениям граждан

Обзор обращений граждан и результаты их рассмотрения региональной энергетической комиссией — департаментом цен и тарифов Краснодарского края за 2 квартал 2017 года

Во 2 квартале 2017 г. основными темами обращений продолжали являться вопросы, как освещенные в Обзоре обращений за 1 квартал 2017 г. (введения и применения социальной нормы электроэнергии; порядка определения размера платы за технологическое присоединение к сетям газоснабжения;  стоимости услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования; уровней действующих тарифов (цен) на коммунальные ресурсы (услуги); повышения платы за новую коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по сранению с платой за жилищную услугу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов), так и вопросы новых нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общедомового имущества, ожидающегося с 1 июля 2017 г. повышения тарифов (цен) на коммунальные услуги и их соответствия утвержденным ограничениям роста платежей, роста цен на продукты питания и автомобильное топливо, лекарства, проезд в транспорте.

РЭК-департаментом во 2 квартале 2017 г. в адрес конкретных заявителей направлялись разъяснения в зависимости от существа поставленных вопросов.

В части введения социальной нормы электрической энергии  на территории Краснодарского края дополнительно разъяснялось.

В целях соблюдения прав граждан, исключения возможности роста социальной напряженности, выразившегося уже в настоящее время значительным количеством обращений граждан в федеральные и региональные органы власти, по решению администрации Краснодарского края полномасштабное введение социальной нормы потребления электрической энергии с оплатой за объемы превышения нормы по повышенным тарифам отложено до момента окончания подготовительной работы с ресурсоснабжающими организациями, исполнителями коммунальных услуг (управляющими организациями), органами местного самоуправления, органами социальной защиты населения, пенсионного фонда и органами регистрационного учета, направленной на организацию и упорядочение расчетов за потребленную электроэнергию гражданами-потребителями в пределах социальных норм и сверх них с учетом факторов, в существенной степени влияющих на величины применяемых норм и правильность расчетов, а также с учетом необходимости внесения соответствующих изменений в законодательство на федеральном уровне.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 01.06.2017 № 414 «О признании утратившим силу постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31 августа 2016 года № 654 «О применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) на территории Краснодарского края» введение социальной нормы на территории Краснодарского края отменено.

Пока актуальная база не будет создана, не будет налажено межведомственное взаимодействие, социальная норма на территории Краснодарского края введена не будет.

В связи с чем, приказом региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края (далее — РЭК-департамент) от 14.06.2017 № 10/2017-э «О внесении изменений в отдельные приказы региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края» приказ РЭК-департамента от 28.09.2016  № 35/2016-э «Об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) на территории Краснодарского края» признан утратившим силу и отменены тарифы на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей по Краснодарскому краю на 2017 год, потребляемую свыше социальной нормы потребления.

По вопросу уровней действующих тарифов (цен) на коммунальные ресурсы (услуги), их отличия от тарифов в других городах и районах края и Российской Федерации, роста с 1 июля 2017 г. и причин роста, разъяснялось.

Тарифное регулирование на коммунальные ресурсы (услуги) на 2017 г. проведено в соответствии  с Федеральными законами от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», от  27.07.2010  № 190-ФЗ «О теплоснабжении», от 31.03.1999  № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», от 26.03.2003     № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», с учетом показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годы, на основании принятых ФАС России решений об установлении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электроэнергию для населения субъектов Российской Федерации и составляющих розничных цен на газ для населения (оптовой цены на газ, предназначенный для последующей реализации населению, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям субъектов РФ и платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщиков газа), а также утвержденных на федеральном и краевом уровнях ограничений повышения платы населения за коммунальные услуги.

В 1 полугодии 2017 г. тарифы (цены) на коммунальные услуги для населения в Краснодарском крае были установлены без повышения к действующим во 2 полугодии 2016 г. (по состоянию на декабрь).

С 1 июля 2017 г. в Краснодарском крае тарифы (цены) увеличатся:

на электроэнергию для населения — от 3,74% и 3,67% (одноставочные тарифы) и от 3,67% до 3,98% (тарифы, дифференцированные по зонам суток);

на газ для населения (в среднем по краю) — не более 3,82% (сетевой) и 2,6% (сжиженный);

на тепло-, водоснабжение и водоотведение — в рамках ограничений повышения платы населения за коммунальные услуги.

С 1 июля 2017 г. повышение платежей населения за коммунальные услуги по отношению к декабрю 2016 г. (при сопоставимом наборе и объемах потребленных услуг, кроме изменения нормативов потребления) в среднем по Краснодарскому краю ограниченно Правительством Российской Федерации на 4%. По отдельным муниципальным образованиям допускается отклонение еще на 2,5%. Повышение выше 6,5% произойдет только по законодательно установленным основаниям и исключительно по согласованию с представительными органами муниципальных образований.

К таким основания отнесены, в том числе, реализация производственных и инвестиционных программ организаций, направленных на повышение надежности качества оказываемых населению коммунальных услуг, а также установление экономически обоснованных тарифов на ресурсы, используемые для предоставления населению коммунальных услуг.

При необходимости заявителям приводились уровни тарифов, установленных для конкретных ресрурсоснабжающих организаций.

В сфере тепло-, водоснабжения на размер тарифов влияют такие факторы, как объем реализации услуги, напрямую зависящий от количества потребителей и степени развития промышленного производства, протяженность систем коммунальной инфраструктуры, ее состояние (степень износа), энергоэффективность производства.

Для тепловой энергии существенное значение имеют: вид используемого топлива (жидкое и твердое топливо на территории края  существенно дороже природного газа); способ выработки тепловой энергии (себестоимость тепла,  выработанного ТЭЦ в режиме одновременной выработки тепловой и электрической энергии (г. Краснодар); территориальное расположение и характер местности (горная, холмистая, равнинная), в связи с чем меняется протяженность сетей, разбросанность объектов, а горный рельеф предполагает повышенные затраты электроэнергии, в том числе на насосных станциях подъема и перекачки теплоносителя. 

Также, при регулировании тарифов на услуги организаций водоснабжения и водоотведения, теплоснабжающих организаций в ряде субъектов РФ, включая         г. Москву и г. Санкт-Петербург, до настоящего времени сохранялась практика перекрестного субсидирования либо возмещения за счет средств бюджетов разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами для населения.

Ежегодное изменение тарифов обусловлено следующими основными причинами: ростом цен на топливно-энергетические ресурсы, зависящим, в первую очередь, от федеральных факторов; повышением стоимости материалов, необходимых для выполнения ремонтных работ; увеличением прочих расходов в соответствии с нормами действующего законодательства, ожидаемыми по Прогнозу общими инфляционными процессами в экономике, влияющими на стоимость материальных ресурсов, используемых в процессе производства услуг.

Разница розничных цен на газ, установленных для населения Красндарского края (поставщик — ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар») и г. Краснодара (поставщик — АО «Краснодаргоргаз»), обусловлена наличием различных поставщиков газа и, соответственно, различными размерами региональных составляющих (тарифы на услуги по транспортировке газа и плата за снабженческо-сбытовые услуги), утверждаемых на федеральном уровне и учитываемых РЭК-департаментом при расчёте розничной цены.

При прочих равных условиях (оплата труда производственного персонала, эксплуатационные затраты по аренде помещений, содержанию и ремонту газопроводов и т.п.) размер региональной составляющей зависит от удельной загрузки газопроводов (чем больший объем проходит через газовые сети, тем ниже тариф), доли поставки газа населе-нию в общем объёме поставки газа (чем выше удельный вес объёмов поставки населению, тем выше тариф), а также от протяжённости и разветвлённости сетей (чем больше их протяжённость и разветвлённость, тем выше цена на газ).

Так, по системе поставки газа ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» протяжённость газовых сетей более чем в 16 раз выше, а удельная загрузка газопроводов в 6 раз ниже, чем по системе поставки газа АО «Краснодаргоргаз». При этом, удельный вес объёмов поставки газа населению по системе ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» более чем в 2 раза выше удельного веса объёмов поставки газа населению по системе АО «Краснодаргоргаз».

В связи с чем, размер региональной составляющей по системе поставки ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» на 762,71 руб./1000 м3 газа выше установленного для АО «Краснодаргоргаз».

Таким образом, при равной оптовой цене — 3542 руб./1000 м3, разница размеров региональных составляющих, определила более высокий уровень розничной цены на природный газ, реализуемый населению большинства муниципалитетов  края, действующей с 1 июля 2016 г. по 30 июня 2017 г. — 5810,0 руб./1000 м3 или 5,81 руб./м3, против — 4910,0 руб./тыс.м3 или 4,91 руб./м3 в г. Краснодаре.

Установление единой розничной цены на газ в крае возможно только при наличии единого поставщика газа. Работа по данному вопросу в крае проводится.

В части разницы розничных цен на газ для населения Краснодарского края и населения остальных регионов Российской Федерации разъяснялось.

Наибольший удельный вес в розничной цене на природный газ занимает оптовая цена (более 60%), которая утверждается дифференцировано в разрезе субъектов Российской Федерации по 60 поясам, в зависимости от удалённости субъектов РФ от мест добычи газа.

Таким образом, на территории РФ утверждено 60 различных оптовых цен на газ, при этом минимальная оптовая цена на газ, реализуемый населению, утверждена для Ямало-Ненецкого автономного округа в размере — 2443 руб./тыс.м3, максимальная для населения Алтайского края, потребляющего газ из газопровода «Барнаул — Бийск — Горно-Алтайск», в размере — 4441 руб./тыс.м3.

Для населения Краснодарского края, как и для населения Ставропольского края, Ростовской области, республики Адыгея и республик Северного Кавказа оптовая цена на газ утверждена в размере — 3542 руб./тыс.м3, для населения г. Москвы в размере — 3495 руб./тыс.м3, для населения г. Санкт-Петербурга в размере — 3449 руб./тыс.м3.

Кроме того, на федеральном уровне утверждены различные уровни региональных составляющих, учитываемые в составе розничных цен на природный газ, в зависимости от вышеуказанных факторов.

В связи с чем, розничные цены на природный газ, реализуемый населению Российской Федерации, различны.

Так, для населения г. Москвы розничные цены на природный газ для населения установлены от 4458,38 до 6421,80 руб./тыс.м3 (в зависимости от направления использования газа); для населения г. Санкт-Петербурга — 5747,79 руб./тыс.м3 без дифференциации по направлениям его использования.

Регулирование розничных цен на газ РЭК-департамент осуществляет в соответствии с действующими Методическими указаниями по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утверждёнными на федеральном уровне, которыми не предусмотрено установление розничных цен на газ в зависимости от социально-экономического положения региона или уровня дохода населения.

Расчет и установление тарифов осуществляется для каждой ресурсос-набжающей организации индивидуально на основании экономически обосно-ванных затрат каждой такой организации. При формировании тарифов на ре-гулируемый период исключаются непроизводительные затраты, сверхнорма-тивные потери.  

При этом РЭК-департаментом принимаются все меры по недопущению необоснованного повышения тарифов, а также возможному сдерживанию их роста. При формировании тарифов предложения организаций проходят проверку на предмет экономической обоснованности расходов по каждой статье затрат, экспертами проводится анализ фактических расходов и динамики изменения натуральных показателей организаций в предшествующих периодах, определяются финансовые потребности для реализации производственных и инвестиционных программ организаций.

Общий размер средств, исключенных РЭК-департаментом при установлении тарифов на 2017 г. в сфере предоставления коммунальных ресурсов (услуг), как необоснованно заявленных регулируемыми организациями, составил более 30 млрд. рублей.

По многочисленным обращениям организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, по вопросу установления РЭК-департаментом нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для горячего водоснабжения, введенных с 1 июня  2017 г. разъяснялось.

В соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» приказом РЭК-департамента от 18.05.2017 № 3/2017-нп установлены нормативы потребления коммунальных ресурсов электрической энергии, холодной (горячей) воды и др. в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее — МКД).

Порядок определения и установления нормативов потребления коммунальных услуг регламентирован Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306.

При расчете нормативов потребления по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды учитывалась общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД (согласно сведениям, указанным в паспорте МКД) — площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) за исключением площадей чердаков и подвалов, а также количество проживающих в МКД.

Вся сводная информация сгруппирована в отдельные группы в зависимости от этажности домов (1-5 этажные, 6-9 этажные, 10-16 этажные, свыше 16 этажей).

Полученные нормативы для домов с этажностью до 5 этажей (0,031 м3/м2) не значительно выше действующих нормативов на ОДН (0,03 м3/м2). Для остальных групп домов нормативы снижаются по сравнению с действующими. Минимальная величина норматива 0,014 м3/м2.

Сравнительный анализ полученных нормативов показал их соответствие среднероссийским показателям, находящимся в пределах от 0,02 м3/м2 до 0,03 м3/м2.

При расчете нормативов потребления по электроснабжению в целях содержания общего имущества в МКД учитывалась общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества с учетом площадей чердаков и подвалов в МКД, также учитывался расход электрической энергии по основным группам оборудования в разрезе степеней благоустройства (осветительные установки, насосное оборудование, лифтовое оборудование и иное).

По МКД минимального благоустройства, оборудованных только осветительными установками (как правило, это МКД малой этажности), величина норматива составила 0,322 кВтч в месяц на м2 площади. По МКД максимальной степени благоустройства (оборудованные лифтами, насосным оборудованием и т.д.) величина норматива составила 1,81 кВтч в месяц на м2 площади.  

В целом величины по Краснодарскому краю выросли, но по прежнему входят в группу регионов Российской Федерации с наименьшими показателями (менее 1,9 кВтч в месяц). При этом, расчетная величина расхода энергии исходя из утвержденных нормативов, в некоторых случаях, составляет величину гораздо меньшую относительно предъявляемых ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями фактических объемов на содержание общего имущества МКД по показаниям приборов учета.

Расход коммунальных ресурсов на содержание общего имущества МКД, превышающий норматив потребления, компенсируется за счет средств исполнителей коммунальных услуг, что создает необходимые стимулы для реализации ими мероприятий по энергосбережению, пресечению фактов несанкционированного использования коммунальных ресурсов и т.п.

Установление норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для горячего водоснабжения (далее — ГВС) обусловлено необходимостью его применения при расчете платы за коммунальный ресурс по горячему водоснабжению и призвано упорядочить расчет платы за указанную коммунальную услугу.    

При расчете норматива, установленного приказом РЭК-департамента от 18.03.2017 № 2/2017-нп, учтена температура горячей воды, обеспечивающая предоставление качественной услуги ГВС (в точке водоразбора — 600 С). Коэффициент, учитывающий потери тепла трубопроводами систем горячего водоснабжения принят в диапазоне от 0,1 до 0,35.

Нормативы установлены со следующей дифференциацией: при наличии и отсутствии наружной сети горячего водоснабжения, при наличии и отсутствии полотенцесушителей, а также при наличии и отсутствии изоляции на стояках внутридомовой системы горячего водоснабжения.

Все проекты приказов об установлении выше перечисленных нормативов до их установления получили одобрение Общественного совета при РЭК-департаменте на заседании от 11.05.2017.

Указанные выше приказы РЭК-департамента об установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для горячего водоснабжения размещены на сайте РЭК-департамента rek23.ru в разделе «Приказы» подразделе «Нормативы потребления».

По вопросу повышения платы за новую коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами  по сранению с платой за жилищную услугу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в муниципальном образовании г. Краснодар и Динском районе разъяснялось.

Положения действующего до 2016 г. и в переходный период до 1 января       2019 г. законодательства (Федеральный закон от 31.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса») не относили услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (далее — ТБО) к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному ценовому регулированию.

Тарифы на услуги по сбору и вывозу ТБО подлежали установлению органами местного самоуправления только в случае их оказания организациями муниципальной формы собственности, а также в случае, если данный вид услуг включался в структуру содержания жилья и оплачивался в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения государственного или муниципального жилого фонда или для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом на основании ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 3 ст. 156 Жилищного кодекса РФ.

В иных случаях услуги по сбору и вывозу ТБО являлись конкурентными, их цена и объем определялись договором.

Изменениями, внесенными в Федеральный закон от 24.06.1998  № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ), определено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее — ТКО) на территориях субъектов Российской Федерации должны осуществляться региональными операторами.

В соответствии со ст.6 Закона к полномочиям субъектов РФ отнесено утверждение предельных тарифов в области обращения с ТКО и установление нормативов накопления ТКО.

Состав и количество зон деятельности региональных операторов на территории Краснодарского края установлены постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26.09.2016  № 747 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Краснодарском крае».

В рамках исполнения требований федерального и краевого законодательства в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края проведен первый (из 11 запланированных) конкурсный отбор регионального оператора по Краснодарской зоне деятельности, в которую включены муниципальные образования г. Краснодар и Динской район, по итогам которого предприятию ОАО «Мусороуборочная компания» присвоен статус регионального оператора по Краснодарской зоне деятельности и заключено соответствующее соглашение.

При этом вывоз отходов из муниципальных образований г. Краснодар и Динской район для размещения будет осуществляться на лицензированный полигон ТКО, расположенный в районе х. Копанского, который отвечает всем требованиям действующего законодательства и включен в Государственный реестр объектов размещения отходов (№ 23-00007-Х-00592-250914).

Существующий объект размещения ТКО в районе станицы Динской в настоящее время не соответствует требованиям действующего законодательства, о чем свидетельствует письмо Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 13.12.2016        № 0102/16/16625.

Частью 8 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014  № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Закон № 458-ФЗ) предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии соглашения, заключенного между органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с ТКО, и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта РФ, но не позднее 1 января 2019 года.

В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона № 458-ФЗ договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.

Согласно ч. 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО, с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора.

В соответствии с пунктом 4 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, обращение с ТКО на территории субъекта РФ обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в т.ч. с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.

В соответствии со ст. 1 Закона № 89-ФЗ оператор по обращению с ТКО — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО. Поэтому предприятия, ранее осуществлявшие деятельность по сбору и вывозу отходов в Динском районе, имеют возможность продолжать свою деятельность, заключив соответствующий договор подряда с региональным оператором.

Общественные обсуждения проекта Территориальной схемы обращения с отходами, в т.ч. с ТКО, с участием всех заинтересованных сторон были организованы министерством министерством ТЭК и ЖКХ Краснодарского края и проведены 14.07.2016.

Информация о разработке и утверждении нормативных правовых актов в отношении новой системы обращения с ТКО размещена в открытом доступе на сайте министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края по адресу: www.gkh-kuban.ru.

Информация и разъяснения в связи с изменением федерального законодательства по вопросам обращения с ТКО систематически направляются в средства массовой информации и в адрес глав муниципальных образований Краснодарского края. В январе и феврале 2017 г. министерством ТЭК и ЖКХ Краснодарского края были организованы семинары с представителями управляющих организаций, ТСЖ, хозяйствующих субъектов г. Краснодара и администраций поселений Динского района по вопросам заключения договоров на сбор и вывоз отходов, порядка расчета платы.

В соответствии с ч. 4 ст. 24.8 Закона № 89-ФЗ регулированию подлежат предельные тарифы в области обращения с ТКО, в частности единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.

В соответствии с п. 6 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с ТКО, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16, срок действия тарифов, установленных методом экономически обоснованных расходов (затрат), составляет не более 1 финансового года.

В рамках полномочий РЭК-департаментом приказом от 05.04.2017 № 2/2017-тко установлен с 15 апреля по 31 декабря 2017 г. тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО в размере 429,72 руб./м3 (с НДС) со снижением по отношению к тарифной заявке регионального оператора по обращению с ТКО на 20,7 % (расходы снижены на 337 млн руб.).

На размер тарифа повлияло включение в необходимую валовую выручку расходов на плату за негативное воздействие на окружающую среду, которые составили 284,0 млн руб., или 22 % от общей выручки. Включение данных расходов определено ч. 9 ст. 23 Закона № 89-ФЗ. Ранее законодательством предусматривалось внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду только юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

При этом одновременное исключение необоснованных расходов позволило сократить прирост платы до 14,29% к ранее применявшемуся в г. Краснодаре согласно приказу по предприятию тарифу на сбор, вывоз, обезвреживание, захоронение и утилизацию ТБО в размере 376,0 руб./м3 (с НДС).

В соответствии с п. 7 Основ ценообразования в области обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484, тарифы устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из непревышения величины указанных тарифов в 1 полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов во 2 полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря. Соответственно тариф, действующий на 31 декабря 2017 г. будет действовать в 1 полугодии 2018 г.

По информации муниципального образования Динской район ранее тарифы на сбор и вывоз ТБО были установлены приказами руководителей предприятий и составляли по поселениям от 286,5 руб./м3 до 577,38 руб./м3 (организации не являлись плательщиками НДС в соответствии с Налоговым кодексом РФ).

Тариф в размере 286,5 руб./м3 действовал для населения в 6 из 10 сельских поселениях Динского района с 1 января 2016 г. без изменения. При этом для юридических лиц в указанный период тариф был предусмотрен в размере 498,76 руб./м3, что содержит в себе признаки перекрестного субсидирования, запрещенного в регулируемой сфере (за исключением электроэнергетики).

Учитывая динамику тарифов на сбор и вывоз ТБО в Динском районе следует отметить, что тариф вырос с 2010 г. по 2017 г. на 23 % (2010-2014 г.г. — 233 руб./м3, 2015 г. — 270,28 руб./м3, 2016-2017 г.г. — 286,5 руб./м3). В то же время показатель инфляции по уровню потребительских цен по данным Росстата c 2010 г. по 2016 г. и  плановый период 2017 г. (прогноз) составил 66,1%, что свидетельствует о применении практики искусственного сдерживания тарифа для населения за счет его увеличения для прочих потребителей.

Нормативы накопления ТКО в Краснодарском крае для населения многоквартирного и частного жилого фонда утверждены постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17.03.2017  № 175, в частности, для населения Динского района — 2,6 и 3,1 м3 в год на человека соответственно. Ранее договорные объемы сбора и вывоза ТБО в аналогичном размере применялись в 6 из 10 сельских поселений Динского района и от 1,5 до 1,8 м3 в год на человека в прочих поселениях района.

С 1 июля 2017 г. повышение платежей населения за коммунальные услуги по отношению к декабрю 2016 г. в среднем по Краснодарскому краю ограничено Правительством Российской Федерации в пределах 4%. По отдельным муниципальным образованиям допускается отклонение еще на 2,5% (распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.11.2014 № 2222-р, от 19.11.2016 № 2464-р).

Поскольку ограничение повышения размера вносимой гражданами платы за  коммунальные  услуги  предусмотрено  только  в  отношении коммунальных услуг при соблюдении принципа неизменности порядка оплаты за коммунальные услуги и набора таких услуг в каждом месяце очередного года по отношению к декабрю предыдущего года, в 2016 г. и в 2017 г. действие утвержденных предельных индексов на сферу предоставления услуг по сбору и вывозу ТБО, а также по обращению с ТКО не распространяется (статья 157.1 Жилищного кодекса РФ, ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, п. 4 Основ  формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400).

Проводимые мероприятия по внедрению новой системы управления ТКО на территории Краснодарского края осуществляется в полном соответствии с требованиями действующего законодательства при непосредственном контроле надзорных органов и депутатского корпуса Законодательного Собрания Краснодарского края и направлены на повышение эффективности регулирования в области обращения с отходами, предотвращение негативного воздействия ТКО на окружающую природную среду и здоровье человека, сбережение природных ресурсов, формирование новых экономических инструментов для вовлечения отходов в хозяйственный оборот и создания условий для привлечения инвестиций в сферу обращения с коммунальными отходами.

Изменение норм Жилищного кодекса РФ в части исключения расходов на сбор и вывоз ТБО из состава платы за жилое помещение и включение в состав коммунальных услуг новой коммунальной услуги по обращению с ТКО повлекло изменение порядка оплаты за данные услуги в многоквартирном фонде — с начисления исходя из занимаемой площади (м2) на расчет по нормативу накопления (м3/чел.) и, соответственно, перераспределение расходов с домохозяйств с большой общей площадью квартир и малым количеством проживающих на домохозяйства с большим количеством проживающих в малогабаритных квартирах.

При подготовке ответов о росте цен на автомобильное топливо и продукты питания РЭК-департаментом обращалось внимание заявителей, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации цены на автомобильное топливо и продукты питания не подлежат государственному регулированию. Формирование цен осуществляется предприятиями-производителями и предприятиями торговли самостоятельно, с учетом фактически сложившихся затрат и прибыли, а также спроса и предложений на рынке соответствующих товаров.

По данным мониторинга РЭК-департамента рост розничных цен на автомобильное топливо в среднем по Краснодарскому краю за 1 полугодие 2017 г. составил: Аи-92 — 4,3%; Аи-95 — 3,8%; дизельное топливо — 6,7%.

Стоимость автомобильного топлива, реализуемого на автозаправочных станциях Краснодарского края, формируется в основном следующими нефтяными компаниями: ПАО «НК «Роснефть»-Кубаньнефтепродукт»; ООО «Лукойл-Югнефте- продукт»; ООО «Газпромнефть-Юг».

Помимо данных компаний существует ряд предприятий торговли, которые имеют незначительные объемы реализации автомобильного топлива на территории Краснодарского края.

Каждая из вышеуказанных компаний самостоятельно определяет свой диапазон цен на марки автомобильного топлива.

Согласно сложившейся ситуации на рынке автомобильного топлива Краснодарского края и других регионов Российской Федерации, уровень розничной цены на автомобильное топливо зависит от количества его поставщиков. С учётом того, что в отдельных регионах количество поставщиков автомобильного топлива значительно больше, чем в Краснодарском крае, это обеспечивает более высокий уровень конкуренции между ними, а это в свою очередь влияет на более низкий уровень розничной цены на автомобильное топливо.

Рост цен на автомобильное топливо с начала 2017 г., в том числе связан и с изменением ставок акцизов на бензин и дизельное топливо, а также налога на добычу полезных ископаемых (взимаемый с нефтяных компаний при разработке месторождений), которые влекут за собой рост оптовых, а затем и розничных цен на автомобильное топливо в целом по Российской Федерации.

Повышение розничных цен на отдельные социально значимые продукты питания в 1 полугодии 2017 г. характерно как для Краснодарского края, так и для Российской Федерации в целом и обусловлено воздействием комплекса факторов, оказывающих в большей или меньшей степени влияние на повышение стоимости продуктов питания.

В условиях ценовой ситуации, сложившейся на продовольственном рынке края, принято распоряжение главы администрации Краснодарского края от 17.10.2007 № 900-р «О стабилизации цен на отдельные виды социально значимых продуктов питания в Краснодарском крае» (ред. от 16.02.2015  № 64-р), в соответствии с которым на перечень социально значимых продуктов питания из 13 наименований, рекомендуемая торговая наценка не должна превышать 10%. Применение рекомендуемой 10% торговой наценки позволило сдерживать рост розничных цен на отдельные социально значимые продукты питания.

Обращалось внимание заявителей, что для обеспечения населения продуктами питания по более доступным ценам в муниципальных образованиях Краснодарского края продолжают работать ярмарки, где цены на большинство продуктов питания в среднем на 10-20% ниже, чем в розничной торговле конкретного муниципального образования.

Для получения от населения оперативной информации о фактах повышения цен на социально значимые продукты питания и принятия оперативных мер, работают телефоны «горячей линии» в РЭК-департаменте, а также в каждом муниципальном образовании, откуда поступили обращения.

По вопросам стоимости лекарственных препаратов РЭК-департментом направлялись следующие разъяснения.

С 1 января 2017 г. вступило в силу распоряжение Правительства РФ от 28.12.2016 № 2885-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2017 год».

Установление предельных размеров надбавок на ЖНВЛП входит в компетенцию  органов исполнительной власти субъектов РФ.

Приказом РЭК-департамента от 18.02.2010 № 1/2010-м «Об утверждении предельных размеров оптовых и розничных надбавок на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» регулируются торговые надбавки на ЖНВЛП: единый уровень предельной оптовой надбавки — 15%; предельный уровень розничной надбавки на ЖНВЛП в зависимости от стоимости препарата в размере до 50 руб. включительно — 25%, свыше 50 руб. до 500 руб. включительно — 24%, свыше 500 руб. — 23%.

В соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ  информация о предельных (максимальных) оптовых и розничных ценах на ЖНВЛП, реализуемых на территории Краснодарского края, должна находиться в каждой аптеке, аптечном пункте. Также информация о предельных ценах на ЖНВЛП публикуется на официальном сайте министерства здравоохранения Краснодарского края.

Лекарственные препараты, не включенные  в перечень ЖНВЛП, не подлежат государственному регулированию. Аптечные учреждения осуществляют формирование цены самостоятельно с учетом финансово-хозяйственного состояния, потребительского спроса и конкуренции на данную группу товаров на рынке фармацевтических услуг края.

В случае установления заявителем факта реализации ЖНВЛП выше установленных предельных (максимальных) розничных цен на лекарственные препараты, заявителям предлагалось письменно проинформировать РЭК-департамент, с указанием полного наименования лекарственного препарата, лекарственной формы и  цены на препарат, а также адреса аптечной организации, реализующей данный лекарственные препарат.

Поступившие обращения по вопросам повышения цен на лекарственные препараты в 95% случаев приходятся на лекарственные препараты, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов из курортных городов — Туапсе, Новороссийск, Анапа.

Анализ поступивших в 1 полугодии 2017 г. обращений по вопросу роста тарифов на услуги пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в пригородном сообщении показал, что все обращения получены из муниципального образования  город-курорт  Сочи и муниципального образования Туапсинский район. Наибольший резонанс вызвало повышение проезда на участке «Адлер — Роза Хутор», «Адлер — Аэропорт», «Адлер — Имеретинский курорт».

Приказом РЭК-департамента от 15.12.2015 № 15/2015-жд «Об установлении экономически обоснованного уровня тарифа в отношении услуг Дирекции скоростного сообщения — филиала ОАО «РЖД» в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в Краснодарском крае на 2016 год» установлен экономически обоснованный уровень тарифа в пригородном сообщении на маршрутах «Сочи — Роза Хутор — Сочи», «Туапсе — Имеретинский Курорт — Туапсе», «Имеретинский Курорт — Лазаревская — Имеретинский Курорт», «Роза Хутор — Адлер Аэропорт — Роза Хутор», «Лазаревская — Адлер Аэропорт — Лазаревская», «Туапсе — Адлер Аэропорт — Туапсе», «Сочи — Адлер Аэропорт — Сочи» в размере 70,0 рублей за каждую зону (10 пассажиро-километров). Высокий рост тарифов должен быть скомпенсирован введением ОАО «Кубань Экспресс-Пригород», обслуживающей данную зону, долгосрочных проездных со снижением стоимости разовой поездки до общесетевого уровня. По объективным причинам пригородная компания данное условие не выполнила, в связи с чем, население указанных муниципальных образований оказалось не защищено от резкого повышения цен на проезд.

Высокая себестоимость железнодорожных перевозок на маршрутах, обслуживаемых Дирекцией скоростного сообщения — филиалом ОАО «РЖД», обусловлена высокими эксплуатационными расходами, связанными с содержанием комфортабельных поездов «Ласточка», а также более высоким уровнем инфраструктурных расходов в ОАО «РЖД».

В настоящее время, по предписанию Федеральной антимонопольной службы, приказом РЭК-департамента от 28.06.2017 № 1/2017-жд тариф для расчетов с населением на вышеназванных участках снижен до уровня экономически обоснованного тарифа, т.е. с 70 до 46,76 рублей за зону.

Анализ поступивших в 1 полугодии 2017 года обращений по обоснованности повышения стоимости проезда в транспорте общего пользования в  городском и пригородном сообщениях и стоимости проездных билетов долговременного пользования показал, что в большинстве обращений содержались вопросы стоимости проезда пассажиров в городском электротранспорте (трамвай, троллейбус) и пригородном автомобильном транспорте в муниципальных образованиях г. Краснодар, г. Новороссийск,  Динской район.

По поставленным в обращениях вопросам о стоимости проезда в городском транспорте разъяснялось о полномочиях по установлению тарифов на проезд пассажиров в общественном транспорте, действующих на момент принятия тарифов (для предприятий транспорта всех форм собственности за исключением муниципальной — РЭК-департамент, для предприятий муниципальной формы собственности — органы местного самоуправления), о причинах их повышения и принимаемых мерах для максимального сдерживания роста тарифов. 

По вопросам обоснованности взимаемой платы за проезд в межмуниципальном и муниципальном пригородном автомобильном транспорте заявителям разъяснялся порядок формирования стоимости проезда, с указанием нормативных документов и уровней действующих тарифов, установленных для перевозчиков, обслуживающих маршруты, на которые поступили  обращения граждан. По каждому указанному в обращении пригородному маршруту проведена проверка стоимости проезда пассажиров до всех остановочных пунктов, предусмотренных в Паспортах маршрутов и действующих расписаниях движения автобусов, сделаны соответствующие   выводы  о  правильности   взимаемой  перевозчиками стоимости проезда. По результатам рассмотрения обращений завышений стоимости проезда на стоимость проезда в автобусах пригородного сообщения не выявлено.  Заявителям даны рекомендации о дальнейших действиях, в случае выявления завышения стоимости проезда, рассчитанной РЭК-департаментом по каждому обращению.