В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из установленных для ресурсоснабжающих организаций тарифов (цен) и объемов услуг по показаниям приборов учета, а в случае их отсутствия – по утвержденным нормативам потребления коммунальных услуг.
Изменение каждого из указанных составляющих влияет на платеж за коммунальную услугу.
В 2018 г. нормативы потребления коммунальных услуг не изменялись.
На 2018 г. тарифное регулирование на коммунальные ресурсы (услуги) проведено с учетом показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, на основании принятых ФАС России решений об установлении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электроэнергию для населения субъектов Российской Федерации и составляющих розничных цен на газ, а также утвержденных на федеральном и краевом уровнях ограничений повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
Принятые в крае на 2018 г. тарифные решения в сфере поставки коммунальных ресурсов (услуг) в I полугодии 2018 г. исключили рост платы населения за коммунальные услуги. Тарифы (цены) были установлены без увеличения к действовавшим во II полугодии 2017 г. (по состоянию на декабрь).
С 1 июля 2018 г. тарифы (цены) на коммунальные услуги увеличились:
на электроэнергию – одноставочные тарифы на 3,83% для городского населения и на 3,86% для сельского населения, а также городского населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками. Рост тарифов, дифференцированных по зонам суток, составил 3,74 – 3,86%, и не превысил 4%;
на газ для населения (в среднем по краю) – на 3,17% (сетевой) и на 1,35% (сжиженный);
на тепло-, водоснабжение и водоотведение – в рамках ограничений повышения платы населения за коммунальные услуги;
на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) по Краснодарской зоне деятельности – на 4%.
Таким образом, в Краснодарском крае будет обеспечено увеличение платежей в рамках предусмотренных ограничений.
С 1 июля 2018 г. повышение платежей населения за коммунальные услуги по отношению к декабрю предыдущего года (при сопоставимом наборе и объемах потребленных услуг, кроме изменения нормативов потребления) ограничено Правительством Российской Федерации в среднем по Краснодарскому краю на 4%. По отдельным муниципальным образованиям допускается отклонение еще на 2,5% (распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.10.2017 № 2353-р и от 01.11.2014 № 2222-р).
Рост платежей за коммунальные услуги в муниципальных образованиях ограничен постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.12.2017 № 967 "Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Краснодарского края на 2018 год" (в редакции от 15.06.2018 № 341), которое опубликовано на официальном сайте администрации Краснодарского края (http://admkrai.krasnodar.ru/content/1291/) и размещено в ГИС ЖКХ (https://dom.gosuslugi.ru/).
Повышение совокупного платежа потребителя за коммунальные услуги выше 6,5% не произойдет.
В большинстве муниципальных образований края (322 из 389 или 83%) прирост совокупного платежа потребителя за потребляемый набор коммунальных услуг сложится на уровне 4% и ниже, в 67 муниципалитетах (или 17%) платежи вырастут от 4,1 до 6,5% в связи с опережающим ростом установленных (планируемых к установлению) экономически обоснованных тарифов (в том числе по отношению к действующим в ряде муниципалитетов льготным тарифам для населения), для поставщиков коммунальных ресурсов (услуг) в указанных муниципальных образованиях Краснодарского края в сфере водоснабжения (холодного, горячего), водоотведения, теплоснабжения, вследствие влияния следующих основных факторов:
изменением структуры поставщиков на территории муниципальных образований и созданием новых организаций (в том числе, с иной формой собственности и составом расходов) – город Краснодар, Старолеушковское сельское поселение Павловского района, Староминское сельское поселение Староминского района, Медведовское сельское поселение Тимашевского района;
необходимостью учета расходов по эксплуатации введенных станций очистки воды;
объективным снижением объемов реализации услуг вследствие установки приборов учета, а также снижения утвержденных в соответствии с законодательством единых по краю нормативов потребления на отопление, установления норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению – Ахтырское городское поселение Абинского района, Темижбекское сельское поселение Кавказского района, Усть-Лабинское городское поселение Усть-Лабинского района;
необходимостью учета в соответствии с действующими нормативными правовыми документами расходов по амортизации Олимпийских объектов, невозмещенных в тарифах в предыдущих периодах регулирования вследствие применения механизма "сглаживания" тарифов в целях соблюдения утвержденных ограничений роста платежей населения за коммунальные услуги – город-курорт Сочи;
реализацией утвержденных производственных и инвестиционных программ организаций, направленных на повышение надежности и качества оказываемых населению коммунальных услуг – город Новороссийск, Рязанское сельское поселение Белореченского района, Брюховецкое, Переясловское, Свободненское сельские поселения Брюховецкого района, Мичуринское, Нововеличковское, Старомышастовское сельские поселения Динского района, Калининское, Старовеличковское, Бойкопонурское, Джумайловское, Гришковское, Гривенское сельские поселения Калининского района, Новоминское сельское поселение Каневского района, Дядьковское, Новоберезанское, Платнировское сельские поселения Кореновского района, все поселения Кущевского района, Ачуевское, Голубая Нива, Забойское, Кировское, Целинное сельские поселения Славянского района, Ванновское, Тбилисское сельские поселения Тбилисского района, Темрюкское городское поселение, Голубицкое, Краснострельское, Фонталовское сельские поселения Темрюкского района, Тихорецкое городское поселение, Алексеевское, Братское, Новорождественское, Отрадненское, Парковское, Фастовецкое, Хоперское, Юго-Северное сельские поселения Тихорецкого района, Туапсинское городское поселение, Октябрьское, Вельяминовское, Георгиевское, Небугское, Тенгинское, Шаумянское сельские поселения Туапсинского района, Старощербиновское сельское поселение Щербиновского района;
планируемым установлением экономически обоснованного тарифа в связи с планируемым вводом блочно-модульных котельных взамен источника комбинированной выработки тепловой энергии сахарного завода, имеющего сезонный характер работы – Стародеревянковское сельское поселение Каневского района.
В целях непревышения роста совокупного платежа потребителя за коммунальные услуги более 6,5% для 38 ресурсоснабжающих организаций Краснодарского края, оказывающих услуги населению на территории ряда муниципальных образований в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения установлены льготные тарифы для населения ниже экономически обоснованного уровня тарифов.
Выпадающие доходы таких организаций от оказания услуг по льготным тарифам для населения ниже экономически обоснованного уровня тарифов подлежат возмещению за счет средств краевого бюджета в соответствии с Законом Краснодарского края от 06.04.2015 № 3161-КЗ "О мерах дополнительной социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате коммунальных услуг на территории Краснодарского края".
Нормами постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации" предусмотрено, что применение предельных индексов в муниципальных образованиях должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предыдущего года не более чем на установленную величину предельного индекса.
Принципом установления и применения индексов является неизменность порядка оплаты коммунальных услуг, а также набора и объема потребляемых коммунальных услуг. При этом учитывается изменение объема потребляемых коммунальных услуг, которое обусловлено изменением нормативов потребления коммунальных услуг, за исключением изменения нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению после 1 января 2015 г., обусловленного переходом от расчета указанного норматива на 12 месяцев к его расчету на период, равный продолжительности отопительного периода.
В случае перехода к расчету за коммунальные услуги с использованием приборов учета объем потребления коммунальных услуг при расчете и применении предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации в сравниваемых периодах (месяцах) принимается равным нормативу, действующему в базовом периоде (декабре предыдущего года).
При применении и расчете предельных индексов и индексов по субъектам РФ не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие:
а) изменения набора коммунальных услуг;
б) изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, которое обусловлено изменением объема потребления коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета коммунальных услуг;
в) изменения объемов предоставления гражданам субсидий, предусмотренных статьей 159 Жилищного кодекса РФ, и мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, предоставляемой в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за исключением мер дополнительной социальной поддержки за счет средств бюджета субъекта РФ и бюджета муниципального образования, направленных на соблюдение установленных предельных индексов;
г) изменения фактических объемов потребления в результате проведения в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", перерасчета размера платы за коммунальные услуги за прошедшие расчетные периоды;
д) перехода к расчетам за коммунальные услуги с применением дифференцированных по времени суток (установленным периодам времени) цен (тарифов);
е) применения в соответствии с законодательством РФ штрафных санкций, повышающих коэффициентов к тарифам и нормативам;
ж) применения дифференцированных по месяцам календарного года нормативов потребления, установленных в соответствии с законодательством РФ.
з) перехода после 1 января 2015 г. от применения порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года к применению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на период, равный продолжительности отопительного периода.
Т.е. для потребителя-гражданина рост стоимости коммунальных услуг при том же наборе и объемах их потребления, а также порядке оплаты, в платежках в каждом месяце с июля по декабрь 2018 г. не должен быть выше установленного для каждого муниципалитета предельного индекса по сравнению с декабрем 2017 г.
Для того чтобы самостоятельно сравнить прирост платы за коммунальные услуги в июле с утвержденным, необходимо сложить стоимость коммунальных услуг из платежки (вода, газ, тепло, электричество) отдельно за декабрь 2017 г. и за каждый месяц с июля по декабрь 2018 г., поделить получившуюся сумму в каждом месяце с июля по декабрь 2018 г. на аналогичный показатель за декабрь 2017 г., и умножить на 100, чтобы получить изменение стоимости в процентах. Затем сравнить с установленным предельным индексом по интересующему муниципальному образованию.
Также отмечается, что поскольку ограничение повышения размера вносимой гражданами платы предусмотрено только в отношении коммунальных услуг при соблюдении принципа неизменности порядка оплаты за коммунальные услуги и набора таких услуг в каждом месяце очередного года по отношению к декабрю предыдущего года, в 2017 г. действие утвержденных предельных индексов на сферу предоставления жилищной услуги по сбору и вывозу ТБО, а также новой коммунальной услуги по обращению с ТКО не распространяется, за исключением услуг регионального оператора по обращению с ТКО по Краснодарской зоне деятельности (ОАО "Мусороуборочная компания"), единый тариф на услуги по обращению с ТКО для которого впервые было проведено на 2017 г.
В структуру платежного документа помимо коммунальных услуг, которые регулируются государством, входят также жилищные услуги (например, содержание и ремонт жилого помещения, домофон, охрана и т.п.), стоимость которых не регулируется государством. Она определяется самими собственниками жилых помещений при выборе способа управления многоквартирным домом (непосредственный способ управления, ТСЖ, ЖКС, либо с привлечением управляющих компаний) и фиксируется в договоре.
Размер платы за жилищные услуги следует уточнять в своей Управляющей компании либо в договоре управления домом.
Вниманию потребителей-граждан
В случае если при одинаковом наборе коммунальных услуг и сопоставимых объёмах потребления рост платежа за коммунальные услуги превысит утвержденный главой администрации (губернатором) Краснодарского края на очередной период для соответствующего муниципального образования предельный (максимальный) индекс изменения (что будет документально подтверждено платежными документами), гражданам необходимо обращаться:
1) к исполнителю коммунальных услуг (в управляющую компанию, ТСЖ, ЖСК, ресурсоснабжающую организацию) за разъяснениями;
2) с соответствующим заявлением и приложением копий платежных документов (за анализируемый и базовый месяцы) в орган исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющий полномочия по государственному жилищному надзору в области применения предельных индексов в муниципальных образованиях края – государственную жилищную инспекцию Краснодарского края (350020, г. Краснодар, ул. Красная, 17-178, телефон приемной (861) 259-44-03, телефон по обращениям граждан (861) 251-64-36, официальный e-mail: , официальный сайт http://gzhi-kuban.ru, либо в органы местного самоуправления муниципальных образований: город-курорт Анапа, город Армавир, город-курорт Геленджик, город Краснодар, город Новороссийск, город-курорт Сочи, Ейский район, Крымский район, Туапсинский район, осуществляющих полномочия по государственному жилищному надзору в соответствии с Законом Краснодарского края от 06.12.2017 № 3700 "О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по осуществлению регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля".
Вне зависимости от величины изменения платежа за коммунальные услуги, при наличии законодательно установленных оснований, за начислением адресных субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных статьей 159 Жилищного кодекса РФ, необходимо обращаться в органы социальной защиты по месту жительства.
Мониторинг соблюдения индексов по субъектам РФ осуществляется ФАС России (http://fas.gov.ru/pages/rezultatyi-monitoringa-soblyudeniya-indeksa-izmeneniya-razmera-vnosimoj-grazhdanami-platyi.html).
Мониторинг соблюдения предельных индексов в муниципальных образованиях Краснодарского края осуществляется РЭК-департаментом цен и тарифов Краснодарского края, результаты которого ежемесячно размещаются на официальном сайте РЭК-департамента (http://rek23.ru/plata_kom/) и портале исполнительных органов государственной власти Краснодарского края (http://www.krasnodar.ru/content/348/).
Информация об установленных тарифах (ценах) на коммунальные ресурсы (услуги) и утвержденных нормативах потребления коммунальных услуг и ресурсов размещена на официальном сайте РЭК-департамента в соответствующих разделах по видам деятельности, а также приведена в настоящем разделе "Ограничения платы граждан за коммунальные услуги" и обновляется по состоянию на 1 число каждого месяца.