Вопрос 1. Уровень действующих тарифов на коммунальные услуги в сфере теплоснабжения (МУП "Сочитеплоэнерго" – МУП "СТЭ"), электроснабжения, газоснабжения; причины ежегодного повышения тарифов на коммунальные услуги; причины существенного отличия от тарифов в других регионах России?
Ответ. Установление цен (тарифов) на коммунальные ресурсы (услуги) осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, регламентирующим вопросы ценового регулирования в соответствующих сферах деятельности, параметрами роста тарифов (цен) на услуги инфраструктурных компаний и организаций ЖКХ, ежегодно определяемых в согласованном Правительством Российской Федерации прогнозе социально-экономического развития страны на очередной год и плановый период к проекту закона о федеральном бюджете, в рамках установленных предельных уровней тарифов на электрическую энергию для населения и ограничений повышения платы населения за коммунальные услуги, с учетом предусмотренных периодов увеличения тарифов (их календарной разбивки).
В 2018 году рост тарифов произошел с 1 июля.
Тарифное регулирование на 2018 год проведено с учетом показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2018-2019 годов (далее – Прогноз), а также на основании принятых ФАС России решений об установлении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электроэнергию для населения субъектов Российской Федерации.
В части теплоснабжения. В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" и постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" тарифы в сфере теплоснабжения подлежат установлению исходя из принципа обеспечения экономической обоснованности расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и реализацию инвестиционных программ (за исключением установления льготных тарифов для населения в соответствии с нормами статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации об ограничении повышения платы населения за коммунальные услуги с последующим возмещением выпадающих доходов организаций от реализации услуг по льготным тарифам для населения за счет средств краевого бюджета); расчет и установление тарифов на тепловую энергию осуществляется для каждой теплоснабжающей организации индивидуально, на основании экономически обоснованных затрат каждой такой организации на производство и передачу тепловой энергии.
При этом, РЭК-департаментом принимаются все меры по недопущению необоснованного повышения тарифов, а также возможному сдерживанию их роста. При формировании тарифов предложения организаций проходят проверку на предмет экономической обоснованности расходов по каждой статье затрат, экспертами проводится анализ фактических расходов на основании первичных бухгалтерских, технических, статистических документов и динамики изменения натуральных показателей организаций в предшествующих периодах, определяются финансовые потребности для реализации производственных и инвестиционных программ организаций. По результатам анализа целевого использования средств, утвержденных в действующих тарифах по статьям затрат, необоснованные и неподтвержденные расходы исключаются в соответствующем объеме из тарифов в последующих периодах регулирования. При формировании статей затрат потери в тепловых сетях принимаются только в объеме нормативных, расчетные температуры – на основании данных метеослужб.
Уровень тарифов на тепловую энергию зависит от условий деятельности каждой конкретной ресурсоснабжающей организации. На размер тарифов влияют такие факторы, как объем реализации услуги, напрямую зависящий от количества потребителей и степени развития промышленного производства, протяженность систем коммунальной инфраструктуры, ее состояние (степень износа), энергоэффективность производства, способ выработки тепловой энергии (себестоимость тепла, выработанного ТЭЦ в режиме одновременной выработки тепло- и электрической энергии, значительно ниже – в г. Краснодаре подавляющее количество тепла вырабатывается комбинированным способом на Краснодарской ТЭЦ), тогда как у МУП "СТЭ" основная доля выработки тепловой энергии некомбинированным способом (от котельных).
Тарифы на тепловую энергию в г. Сочи не являются самыми высокими в Краснодарском крае.
В отношении разницы в тарифах на тепловую энергию в муниципальных образованиях Краснодарского края, а также других субъектах Российской Федерации, следует отметить, что на величину экономически обоснованных затрат существенное влияние оказывает способ выработки тепловой энергии. Если тепловая энергия вырабатывается комбинированным способом, т.е. электрическими станциями в режиме одновременной выработки тепловой и электрической энергии (мощности), то себестоимость этой тепловой энергии значительно ниже и соответственно ниже и тариф.
Это особенно ярко проявляется в сравнении тарифов на тепловую энергию в городах Москва и Санкт-Петербург и тарифов на тепловую энергию в Московской и Ленинградской областях, а также при сравнении тарифов на тепловую энергию в г. Краснодаре и других муниципальных образованиях края. В г. Москва подавляющее количество тепловой энергии вырабатывается комбинированным способом электрическими станциями, в г. Санкт-Петербурге – доля комбинированной выработки тоже очень значительна, в г. Краснодаре также часть тепловой энергии вырабатывается комбинированным способом на Краснодарской ТЭЦ.
В тарифах на тепловую энергию расходы на топливно-энергетические ресурсы, необходимые для производства тепловой энергии (оптовой цены на природный газ и его транспортировку, тарифа на электроэнергию, цен на воду и водоотведение) занимают 70% в структуре себестоимости производства и передачи тепловой энергии. Краснодарский край отнесен к ценовому поясу по оптовой цене на газ, где установлена одна из самых высоких оптовых цен по сравнению с другими регионами Российской Федерации. Например, Омская область отнесена к 33 ценовому поясу, Челябинская область – 50 ценовому поясу, Краснодарский край – 56 (одному из последних) ценовому поясу.
Кроме того, при расчете тарифов на тепловую энергию одной из определяющих величин является величина полезного отпуска тепловой энергии, которая определяется расчетным путем и зависит по услуге отопления от расчетной температуры наружного воздуха и продолжительности отопительного периода.
Чем ниже температура окружающего воздуха и больше продолжительность отопительного периода, тем большее количество тепловой энергии необходимо отпустить для поддержания внутри помещения заданной температуры в течение отопительного периода.
Таким образом, в зависимости от географического расположения величина тепловой энергии, необходимой на отопление жилого помещения, в сопоставимых условиях может значительно увеличиваться. Это соответствующим образом сказывается на величине тарифов на тепловую энергию – чем выше объемы реализации, тем ниже величина тарифа на тепловую энергию.
Для МУП "СТЭ" приказом РЭК-департамента от 30.11.2015 № 58/2015-т в действующей редакции на 2018 год установлены следующие размеры тарифов с 1 января и с 1 июля (с НДС):
на тепловую энергию – 2280,03 руб./Гкал, на компонент тепловая энергия в горячей воде – 3299,04 руб./Гкал, компонент холодная вода в горячей воде для поставщика МУП г. Сочи "Водоканал" – 31,35 руб./м3 (без роста по отношению к декабрю 2017 года) и 2455,59 руб./Гкал (7,7%), 3431,00 руб./Гкал (4,0%), 32,60 руб./м3 (3,99%) соответственно.
Следует отметить, что в целях соблюдения ограничений повышения платежей населения за коммунальные услуги для МУП "Сочитеплоэнерго" были установлены льготные тарифы для населения.
В части электроснабжения. В соответствии с Прогнозом и приказом ФАС России от 13.10.2017 № 1354/17 "О предельных минимальных и максимальных уровнях тарифов на электрическую энергию (мощность) на 2018 год" тарифы на электроэнергию для населения Краснодарского края на 2018 год установлены приказом РЭК-департамента от 19.12.2017 № 60/2017-э "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Краснодарскому краю и Республике Адыгея" в едином размере (с НДС): с 1 января – 4,61 руб./кВч (без роста к действовавшим в декабре 2017 года), с 1 июля – 4,44 руб./кВтч (с увеличением на 3,83%). При этом для населения сельских населенных пунктов, а также городских населенных пунктов в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, применен максимальный понижающий коэффициент – 0,7 (из предусмотренного диапазона от 0,7 до 1) и тарифы установлены в размере: с 1 января – 3,11 руб./кВтч (без роста к декабрю 2017 года), с 1 июля – 3,23 руб./кВтч (с увеличением на 3,86%).
Кроме того, в соответствии с пунктами 11 и 12 Методических указаний по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, утвержденных приказом ФСТ России от 16.09.2014 № 1442-э, установлены тарифы для населения, дифференцированные по зонам (часам) суток.
Отмечается, что с учетом положений законодательства тарифы на электроэнергию для населения Краснодарского края установлены в едином размере и составляют величины значительно ниже экономически обоснованной конечной стоимости электроэнергии для населения с учетом всех составляющих. Так, для городского населения утвержденная величина тарифа составляет порядка 77-85% от экономически обоснованной стоимости, а для соответствующих категорий населения с учетом понижающего коэффициента 0,7 – порядка 54-59%.
В части газоснабжения. Определение основ, принципов и методов регулирования цен и тарифов на природный газ, реализуемый потребителям Российской Федерации, отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.
В соответствии с действующим законодательством составляющие розничных цен на газ – оптовые цены на газ, добываемый ПАО "Газпром" и его аффилированными лицами, тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размер платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщиков газа утверждаются на федеральном уровне.
Регулирование розничных цен на газ РЭК-департамент осуществляет в соответствии с Методическими указаниями по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденными на федеральном уровне, которыми не предусмотрено установление розничных цен на газ в зависимости от социально-экономического положения региона или уровня дохода населения.
Розничные цены на газ, реализуемый населению, устанавливаются для конкретного поставщика газа, осуществляющего его поставку на соответствующей территории.
Поставку газа населению г. Сочи и еще по 42 муниципальным образованиям Краснодарского края (из 44) осуществляет ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар". В г. Краснодаре – АО "Краснодаргоргаз".
Разница розничных цен на газ установленных для населения г. Сочи и г. Краснодара обусловлена наличием различных поставщиков газа и, соответственно, различными размерами региональных составляющих (тарифы на услуги по транспортировке газа и плата за снабженческо-сбытовые услуги), утверждаемых на федеральном уровне и учитываемых РЭК-департаментом при расчете розничной цены.
Необходимо отметить, что при прочих равных условиях (оплата труда производственного персонала, эксплуатационные затраты по аренде помещений, содержанию и ремонту газопроводов и т.п.) размер региональной составляющей зависит от удельной загрузки газопроводов (чем больший объем газа проходит через газовые сети, тем ниже тариф), доли поставки газа населению в общем объеме поставки газа (чем выше удельный вес объемов поставки населению, тем выше тариф), а также от протяженности и разветвленности сетей (чем больше протяженность и разветвленность газовых сетей, тем выше цена на газ).
Так, по системе поставки газа ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" протяженность газовых сетей более чем в 16 раз выше, а удельная загрузка газопроводов в 6 раз ниже, чем по системе поставки газа АО "Краснодаргоргаз". При этом, удельный вес объемов поставки газа населению по системе ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" более чем в 2 раза выше удельного веса объемов поставки газа населению по системе АО "Краснодаргоргаз".
В связи с чем, размер региональной составляющей по системе поставки газа ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" на 794,29 руб. за 1 тыс. м3 газа выше установленного для АО "Краснодаргоргаз".
Таким образом, при равной оптовой цене – 3805 руб. за тыс. м3, разница размеров региональных составляющих, определила более высокий уровень розничной цены на природный газ, реализуемый населению г. Сочи, действующей с 1 ноября 2018 года – 6230,0 руб./тыс. м3 или 6,23 руб./м3, против – 5280,0 руб./тыс. м3 или 5,28 руб./м3 в городе Краснодаре.
Вопрос 2. В соответствии с законодательством с 1 января 2019 года должен начать работать региональный оператор по обращению с отходами. Как это отразится на тарифе на вывоз мусора для населения?
Ответ. С 1 января 2016 года Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.12.2016 № 486-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 458-ФЗ) к коммунальным услугам отнесена коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), предусмотрено государственное регулирование тарифов в отношении обращения с ТКО и нормативов их накопления.
В соответствии с частью 8 статьи 23 Закон № 458-ФЗ обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
До установления тарифов на услуги по обращению с ТКО услуги по сбору и вывозу ТБО являются конкурентными, их цена определяются договором, а в случае оказания услуг по сбору и вывозу ТКО организациями муниципальной формы собственности, а также в случае, если данный вид услуги включен в структуру содержания жилья и оплачивается в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда или для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, стоимость таких услуг подлежит установлению органами местного самоуправления.
В соответствии с главой V.1. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, в отношении которого устанавливается единый тариф на услугу по обращению с ТКО.
На данный момент региональный оператор по Белореченской зоне деятельности, оказывающий услуги в сфере обращения с ТКО, в том числе и на территории муниципального образования город-курорт Сочи, не выбран.
В связи с отсутствием регионального оператора и заявки на регулирование тарифов на услугу по обращению с ТКО по Белореченской зоне деятельности спрогнозировать влияние стоимости услуг для населения не представляется возможным.
Вопрос 3. Как рассчитывается стоимость технологического присоединения к сетям газоснабжения?
Ответ. На территории МО город-курорт Сочи газораспределительными организациями, осуществляющими транспортировку газа по газораспределительным сетям и технологическое присоединение, является АО "Газпром газораспределение Краснодар" и ООО "Хоста".
Порядок определения размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения установлен в Основных положениях формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021.
Порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, принадлежащих газораспределительным организациям на праве собственности или иных законных основаниях, определён Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила).
На территории Краснодарского края плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям как на 2014, 2015, 2016, 2017 годы, так и на 2018 год установлена в размере – 35 тыс. рублей.
Подключить газоиспользующее оборудование к сетям газораспределения за 35 тыс. рублей имеют право заявители при условии, что расстояние от газо-использующего оборудования до сети газораспределения составляет не более 200 метров, проектное рабочее давление не более 0,3 МПа, мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа), а максимальный расход газа с учетом расхода газа ранее подключенного газоиспользующего оборудования не должен превышать:
для заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности –15 куб. метров в час;
для прочих заявителей – 5 куб. метров в час.
Необходимо обратить внимание на то, что за 35 тыс. рублей газораспределительные организации должны выполнить только мероприятия до границы земельного участка заявителя, а мероприятия по подключению в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем (пункт 88 Правил).
Так, в случае, если для технологического присоединения индивидуального жилого дома необходимо строительство только газопровода-ввода протяженностью не более 200 метров с рабочим давлением не более 0,3 Мпа и расходом газа не более 5 куб. метров в час, плата составляет 35 тыс. рублей.
В случае, если сеть газораспределения проходит по границе земельного участка или в пределах границ земельного участка и технологическое присоединение не требует проведения мероприятий по строительству подводящего участка газопровода до границ земельного участка, то плата за технологическое присоединение определяется исходя из установленной стандартизированной тарифной ставки на покрытие расходов, связанных с проверкой выполнения заявителем технических условий и осуществлением фактического подключения объектов капитального строительства заявителя к сети газораспределения и проведением пуска газа.
В других случаях плата за технологическое присоединение определяется в зависимости от технических параметров, исходя из стандартизированных тарифных ставок или по индивидуальному проекту.
Стандартизированные тарифные ставки для газораспределительных организаций края на 2018 год установлены приказом РЭК-департамента от 27.12.2017 № 30/2017-газ.
По индивидуальному проекту плата за технологическое присоединение определяется при подключении газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа свыше 500 куб. метров газа в час и (или) проектным рабочим давлением в присоединяемом газопроводе свыше 0,6 МПа, а также в случаях, если мероприятия по технологическому присоединению предусматривают:
проведение лесоустроительных работ;
проведение врезки в газопроводы диаметром не менее 250 мм под давлением не менее 0,3 МПа;
переходы через водные преграды;
прокладку газопровода методом горизонтально направленного бурения;
прокладку газопровода по болотам 3-го типа, и (или) в скальных породах, и (или) на землях особо охраняемых природных территорий.
Необходимо отметить, что в соответствии с Правилами государственное регулирование платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, не распространяется на случаи подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения, находящимся в собственности или на иных законных основаниях у организаций, не являющихся газораспределительными.
В связи с чем, плата за подключение к сетям газоснабжения, не принадлежащим газораспределительной организации, не подлежит государственному регулированию, а определяется соглашением сторон в рамках договорных отношений.
Вопрос 4. Кто осуществляет контроль над установленными ценами и тарифами?
Ответ. Постановлением Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 "Об утверждении положения о федеральной антимонопольной службе" определено, что федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
В соответствии с Положением о РЭК-департаменте, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 14.06.2002 № 652, РЭК-департамент осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) на коммунальные услуги и региональный государственный контроль (надзор) за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Региональный государственный жилищный надзор за соблюдением хозяйствующими субъектами обязательных требований законодательства по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, определению и внесению платы за коммунальные услуги в соответствии с нормами постановлений Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493 "О государственном жилищном надзоре" и главы администрации Краснодарского края от 05.10.2006 № 861 "О государственной жилищной инспекции Краснодарского края", а также с учетом внесения изменений в Закон Краснодарского края от 06.12.2017 № 3700-КЗ (в редакции от 05.10.2018 № 3856-КЗ) "О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по осуществлению регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля" осуществляет государственная жилищная инспекция Краснодарского края.
Вопрос 5. Почему такие высокие нормативы потребления коммунальных услуг в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения?
Ответ. В части нормативов потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению. Федеральным законом РФ от 27.07.2010 № 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ" и постановлением главы администрации Краснодарского края от 14.06.2002 № 652 "О региональной энергетической комиссии - департаменте цен и тарифов Краснодарского края" полномочия по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг переданы РЭК-департаменту.
В соответствии с требованиями Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее – Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, а также с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 № 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг", РЭК-департаментом выполнен расчет нормативов потребления коммунальных услуг.
По результатам проведенного анализа выявлены объективные факторы, свидетельствующие об изменении конструктивных и технических показателей многоквартирных и жилых домов, влияющих на объем потребления коммунальных услуг холодного и горячего водоснабжения.
Данное обстоятельство в соответствии с подпунктом "а" пункта 16 Правил является основанием для изменения установленных нормативов потребления коммунальных услуг.
Приказом РЭК-департамента от 19.05.2014 № 2/2014-нп "О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии-департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31.08.2012 № 2/2012-нп "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае (при отсутствии приборов учета)" установлены новые нормативы потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению.
Расчет нормативов выполнен методом аналогов.
Новые нормативы введены в действие с 1 июня 2014 года.
В части норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для горячего водоснабжения (далее – ГВС). При расчете норматива, установленного приказом РЭК-департамента от 18.03.2017 № 2/2017-нп, учтена температура горячей воды, обеспечивающая предоставление качественной услуги ГВС (в точке водоразбора 60 0С).
Коэффициент, учитывающий потери тепла трубопроводами систем ГВС, принят в диапазоне от 0,1 до 0,35.
Величина норматива для домов без наружной сети ГВС с неизолированными стояками с полотенцесушителями (наиболее распространенная группа домов) составила 0,064 Гкал/м3 холодной воды.
Нормативы установлены со следующей дифференциацией: при наличии и отсутствии наружной сети горячего водоснабжения, при наличии и отсутствии полотенцесушителей, а также при наличии и отсутствии изоляции на стояках внутридомовой системы ГВС.
В связи с тем, что показатели качества предоставления услуги ГВС единые для открытых и закрытых систем горячего водоснабжения установлены и единые нормативы для открытых и закрытых систем ГВС.
Проект приказа до его установления получил одобрение Общественного совета РЭК-департамента на заседании от 11.05.2017.
В части нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению. Расчет нормативов потребления тепловой энергии на нужды отопления, утвержденных приказом РЭК-департаментом от 31.08.2012 № 2/2012-нп, производился в соответствии с Правилами.
В соответствии с пунктом 18 приложения № 1 к Правилам норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях (Гкал на 1 м2 общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц) определялся по следующей формуле:
где:
- количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, или жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии (Гкал);
- общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общая площадь жилых домов (кв. м);
- период, равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде).
При определении количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, или жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии (Qо) продолжительность отопительного периода принималась на основании средней фактической продолжительности за последние 5 лет по каждому району (по распоряжениям глав муниципальных образований о начале и об окончании отопительного периода).
В соответствии с Правилами продолжительность отопительного периода определяется с учетом неполных календарных месяцев. На основании пункта 17(1) Правил в решении уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению указывается информация о продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе и неполных), определенного указанными органами для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период.
В связи с чем, в подпункте 1 пункта 7 приказа РЭК-департамента № 2/2012-нп нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденные на отопительный период, определены исходя из продолжительности отопительного периода равного 7 календарным месяцам во всех муниципальных образованиях Краснодарского края, за исключением городского округа Сочи – 6 месяцев.
В части расчетов за коммунальную услугу по отоплению Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, не предусмотрено возможности расчета платы за отопление исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням. В разъяснительном письме Минстроя России от 23.11.2015 № 38988-ОГ/04 также указано, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможности расчета исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням.
Следует отметить, что проведение корректировки норматива исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги по отоплению в разбивке по дням, приведет к необходимости учета дополнительных средств при расчете тарифа на тепловую энергию, что в свою очередь приведет к дополнительному росту тарифа. Дополнительное увеличение тарифа на тепловую энергию отразится также и на потребителях, установивших приборы учета тепловой энергии.
Таким образом, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможность корректировки исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням.
Кроме того, данная позиция подкреплена судебной практикой (дело № А32-27641/2015, электронная ссылка на него http://kad.arbitr.ru/Card/b69d4b84-0833-4d76-ae96-4079463ee5e2). Суд принял решение о том, что уменьшение отопительного периода не может влиять на оплату нормативного количества тепловой энергии. Перерасчет норматива в зависимости от количества дней предоставления услуги по отоплению неправомерен. Размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможность корректировки исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням.
По мнению РЭК-департамента установка в жилых зданиях узлов учета потребления тепловой энергии, оборудованных в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 18.11.2013 № 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя", является наиболее объективным решением вопроса о соответствии платы за фактический объем потребления тепловой энергии.
Относительно установки общедомовых приборов учета тепловой энергии необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности…" до 01.01.2019 собственники объектов, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гикакалории в час, обязаны обеспечить оснащение таких объектов приборами учета используемой тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В части нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению. При определении нормативов РЭК-департамент руководствовался нормативной базой, действовавшей на момент утверждения, с учетом региональных стандартов нормативной площади жилого помещения на одиноко проживающих граждан, удельного расхода электроэнергии на освещение исходя из числа часов работы бытовых осветительных приборов, утвержденных приказом Минжилкомхоза РСФСР от 25.12.1989 № 283, с учетом потребления электроэнергии типовыми электробытовыми приборами (холодильник, телевизор, радиоприемник, пылесос, стиральная машина, утюг, кофемолка, тостер, миксер, мясорубка, бритва, грелка, паяльник, дрель, электрообогреватель, компьютер и другие подобные приборы), а также с учетом поправочных коэффициентов, зависящих от количества комнат в квартире (жилом доме) и количества человек, проживающих в квартире (жилом доме).
Необходимо отметить, что в области электроэнергетики в целом по Краснодарскому краю объем точек поставки электрической энергии потребителям, в том числе и населению, оборудованных соответствующими приборами учета составляет более 98% от общего количества точек поставки.
В соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" приказом РЭК-департамента от 18.05.2017 № 3/2017-нп установлены нормативы потребления коммунальных ресурсов электрической энергии, холодной (горячей) воды и др. в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – МКД).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 № 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" внесены изменения в Правила № 354, где с 1 июля 2016 года определено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Общая площадь помещений входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме используемая в расчете норматива определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консъержа) в этом многоквартирном доме не принадлежащих отдельным собственникам.
Следует отметить, что определение платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в МКД предусматривает включение в алгоритм расчета разной площади общего имущества для разных коммунальных ресурсов.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 разъяснения по применению указанных Правил дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.12.2015 № 42868-ОД/04 при определении норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды многоквартирного дома учитываются помещения, отвечающие критериям, установленным статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.
Аналогичные нормы содержатся и в пункте 2 раздела 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".
Таким образом, нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме рассчитывались исходя из площадей следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома) не принадлежащих отдельным собственникам, а также площадей подвальных и чердачных помещений многоквартирного дома.
Аналогичная позиция изложена и в судебной практике, например, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2017 № 85-АПГ17-3.
При этом, пунктом 29 Правил определено, что нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по каждому виду коммунальных ресурсов включают объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Кроме того, пунктом 37 Приложения № 1 к Правилам определено, что норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме рассчитывается на основании расхода электрической энергии по следующим группам оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома:
осветительные установки – исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленных осветительных приборов, количества часов работы в году и коэффициента, учитывающего наличие перегоревших ламп, находящихся в стадии замены;
силовое оборудование лифтов, включая схемы управления и сигнализации, освещение кабин лифтов и лифтовых шахт – исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме работы (подъем и спуск кабины), а также суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме ожидания;
системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, насосное оборудование холодного и горячего водоснабжения, а также системы отопления и другое оборудование – исходя из мощности установленного оборудования и определяемых уполномоченным органом количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности.
РЭК-департамент обращает внимание, что нормативы потребления ресурсов определялись РЭК-департаментом в соответствии с Правилами на территории всего Краснодарского края исходя из усредненных показателей по многоквартирным домам с учетом характеристик электрооборудования, в том числе, числа часов с учетом использования по времени, а также с учетом положений Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
При этом, в отдельных муниципальных образованиях по отдельным МКД с аналогичными конструктивными характеристиками, расчетная величина нормативов сложилась существенно ниже, чем установленные ранее показатели приказом РЭК-департамента от 31.08.2012 № 2/2012-нп, а по отдельным МКД – существенно выше.
При этом, Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг не предусмотрена возможность установления нормативов по конкретным многоквартирным домам.
В части нормативов потребления коммунальных услуг по газоснабжению. Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 373 "О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа" определено, что нормативы потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа (нормативы потребления коммунальных услуг в части газоснабжения) устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основании норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа.
Указанные нормы для соответствующего субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с методикой расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа и не ниже минимально допустимых норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа согласно приложению, к вышеуказанному постановлению.
В связи с чем, приказом РЭК-департамента от 31.08.2012 № 2/2012-нп в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации, для населения Краснодарского края нормативы потребления коммунальной услуги по газоснабжению утверждены на минимально допустимом уровне, в следующих размерах:
Направления использования газа |
|||||
---|---|---|---|---|---|
Пищеприготовление при наличии газовой |
Подогрев воды, (м³/чел. в месяц) |
Отопление жилых помещений, (м³/м²) |
|||
при наличии газового водонагревателя |
при отсутствии газового водонагревателя, центрального горячего водоснабжения и электроводонагревателя |
Среднемесячный норматив |
в календарный месяц отопительного периода |
||
12 месяцев |
6 месяцев |
7 месяцев |
|||
11,3 |
16,6 |
5,3 |
6,0 |
12,0 |
10,2857 |
Вопрос 6. О завышении тарифов по прокладке сетей газопровода и монтажу газового оборудования к домам по ул. Черновицкая.
Ответ. По оперативной информации, полученной от АО "Газпром газораспределение Краснодар", подключение объекта капитального строительства, расположенного по ул. Черновицкая возможно к существующему газопроводу высокого давления 1,2 МПа диаметром 720 мм.
В соответствии с пунктом 26(23) Основных положений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации", в случае, если мероприятия по технологическому присоединению предусматривают проведение врезки в газопроводы наружным диаметром не менее 250 мм под давлением не ниже 0,3 МПа, то размер платы за подключение определяется по индивидуальному проекту.
Согласно пункту 87 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (ред. от 12.04.2018), в случае если размер платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, то в договоре о подключении указывается предварительный размер платы за подключение, который определяется исходя из предварительных технических параметров и укрупненных нормативов цен строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и объектов инженерной инфраструктуры. Расходы на реализацию мероприятий, для которых отсутствуют укрупненные нормативы цены строительства не должны превышать сметную стоимость, рассчитанную по сметным нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов.
АО "Газпром газораспределение Краснодар" подготовлен проект договора о подключении, в котором предварительный размер стоимости мероприятий по технологическому присоединению к сетям газораспределения определен по индивидуальному проекту, который рассчитан в соответствии с пунктом 87 Правил подключения по сметным нормам, включенным в федеральный реестр сметных норматив.
Необходимо обратить внимание на то, что указанный в договоре размер платы является предварительным, окончательный размер платы за технологическое присоединение будет установлен РЭК-департаментом после выполнения проектных работ и представления газораспределительной организацией соответствующих материалов.
Кроме того, РЭК-департамент информирует, что в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" и статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах городского округа газоснабжения населения является полномочием местного значения городского округа, в связи с чем, заявитель также вправе обратиться в администрацию муниципального образования город-курорт Сочи для рассмотрения вопроса о финансировании мероприятий по созданию сети газораспределения за счет бюджетных средств, в том числе, включения их в региональную программу газификации Краснодарского края.