Раздел 1. Стратегические цели, тактические задачи деятельности региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края и показатели их достижения.
Региональная энергетическая комиссия — департамент цен и тарифов Краснодарского края (далее — РЭК — департамент) является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим проведение единой ценовой политики на территории региона в различных отраслях экономики и непроизводственной сфере.
РЭК — департамент действует на основании положения, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 14.06.2002 № 652.
Основные функции РЭК — департамента можно разделить на три группы:
1) осуществление тарифного регулирования;
В данную группу входит регулирование цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, в соответствии с предоставленными полномочиями. Необходимо отметить, что Федеральным законом от 27.07.2010 № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 12.08.2010, полномочия по установлению тарифов на услуги холодного водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, горячего водоснабжения, ранее реализовывавшиеся органами местного самоуправления муниципальных образований (за исключением города-курорта Анапа, города Армавир, города-курорта Геленджик, города Горячий Ключ, города Краснодар, города Новороссийск, города-курорта Сочи, которым законом Краснодарского края от 15.10.2010 № 2065-КЗ переданы отдельные государственные полномочия Краснодарского края по регулированию тарифов организаций коммунального комплекса, расположенных на территории соответствующих муниципальных образований), переданы органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса — на территории Краснодарского края — в РЭК-департамент.
2) прогнозно-аналитическая;
К данной группе относится систематический анализ процессов ценообразования в различных отраслях экономики, разработка прогнозов динамики роста тарифов, мониторинга цен на имущество, на основные виды товаров, работ, услуг, на продукцию, приобретаемую для государственных нужд и подготовка на этой основе предложений федеральным и краевым органам представительной и исполнительной власти по совершенствованию ценовой политики.
3) контрольная.
Данная группа включает проверки хозяйственной деятельности регулируемых организаций; контроль правильности применения и экономической обоснованности цен и тарифов; анализ и контроль соблюдения предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, предельных индексов роста тарифов на коммунальные услуги и др.
Исходя из направлений развития тарифной политики, РЭК — департамент разрабатывает стратегию и тактику поведения, позиционируя себя как регулирующий орган, сохраняющий в своей деятельности преемственность основных принципов ценообразования:
Данные принципы были учтены при разработке основных направлений деятельности РЭК — департамента, как и учтено направление развития законодательства в сфере тарифообразования.
При формировании доклада РЭК-департамент руководствовался системой стратегических целей Краснодарского края, утвержденным положением о РЭК-департаменте, прогнозом социально-экономического развития РФ на 2011 г. и плановый период 2012 и 2013 г.г., разработанными Минэкономразвития России, в том числе, предельными уровнями цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий и платы граждан за коммунальные услуги на указанные периоды, Стратегией социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года.
РЭК — департамент при определении целей и задач деятельности руководствовался стратегической целью Краснодарского края «Обеспечение сбалансированности и долгосрочной стабильности регулируемых рынков товаров и услуг при обеспечении интересов поставщиков и потребителей регулируемых видов деятельности».
Показатели деятельности определяются без учета объективных причин их возможного изменения, таких как: изменение прогноза социально-экономического развития, федеральных факторов — изменение предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию, рост тарифов на электрическую энергию, природный и сжиженный газ и иных тарифов, определяемых на федеральном уровне, изменение темпов инфляции, изменение структуры поставщиков энергоресурсов (строительство новых электростанций), изменение федерального законодательства в части полномочий РЭК — департамента, утверждение методических указаний по формированию тарифов и т.п. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации не имеют возможности оказать влияние на указанные факторы. Соответственно, их возможное изменение может повлечь необходимость корректировки некоторых показателей целей и задач деятельности РЭК — департамента.
В связи с тем, что регулирование тарифов по отдельным видам услуг осуществляется в течение всего финансового года, фактически сложившиеся показатели 2010 года уточнены по сравнению с представленными ранее.
Показатели 2011 года являются плановыми; в связи с тем, что регулирование тарифов по отдельным видам услуг осуществляется в течение всего финансового года, уточненные показатели возможно представить только в конце 2011 года.
Объективные причины отклонения каждого из показателей целей и задач указаны в примечании к приложению 1 к настоящему докладу о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования.
При этом основным фактором отклонения показателей в текущем (отчетном) и плановых периодах является существенное расхождение сроков подготовки 1 раздела ДРОНД и законодательно установленных сроков подготовки РЭК — департаментом предложений в федеральный орган регулирования по установлению для субъекта РФ на очередной год предельных уровней тарифов (на электрическую и тепловую энергии), предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов и сроков установления на федеральном уровне для субъектов РФ на очередной год указанных ограничений, а также оптовых цен на газ природный и сжиженный, тарифов на транспортировку газа и платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые поставщиками газа.
До установления на федеральном уровне указанных ограничений цен (тарифов) для субъектов РФ на очередной год, планирование показателей осуществляется с учетом основных параметров прогноза социально-экономического развития РФ, разработанного Минэкономразвития России: рост цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий, тепловую энергию и услуги ЖКХ в среднем по Российской Федерации, прогнозируемая величина индекса потребительских цен и пр.
В частности, уточнение Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период состоялось 25.04.2011. При этом установление предельных уровней тарифов, их предельного роста для субъектов РФ на очередной год, как правило, осуществляется в конце 3 квартала текущего года, оптовая цена на природный газ и прочие федеральные составляющие розничных цен на природный газ на очередной год утверждаются в ноябре-декабре текущего года, в связи с чем, плановые показатели на 2011 год (текущий), а также 2012-2014 годы (плановый период) по состоянию на 15.04.2011, представленные в настоящем отчете по 1 разделу ДРОНД, не являются окончательными.
В целях достижения показателей РЭК — департаментом осуществляются следующие мероприятия:
Стратегической целью деятельности РЭК — департамента является обеспечение эффективного регулирования тарифов в Краснодарском крае.
Показателями достижения стратегической цели являются:
1) отношение фактического роста тарифов на регулируемые виды деятельности к предельному индексу роста, установленному федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Краснодарского края;
2) индекс роста тарифов на регулируемые виды деятельности (по видам деятельности) к предыдущему году.
Тактическими задачами деятельности РЭК — департамента являются:
Стратегические цели, тактические задачи деятельности РЭК-департамента и показатели их достижения приведены в приложении 1 к настоящему докладу.