Главная  /  Информационный центр  /  Новости  /  Ответы И.В. Бедрина на вопросы жителей Лабинского района

Новости

Ответы И.В. Бедрина на вопросы жителей Лабинского района

Информация по результатам рассмотрения обращений, поступивших в ходе встречи заместителя руководителя региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края И.В. Бедрина с руководителями и представителями органов местного самоуправления Лабинского района, ресурсоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, представителями территориальных органов самоуправления, общественных организаций по защите прав потребителей и контролю в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также средств массовой информации (мероприятие проведено в рамках проведения информационно-разъяснительной работы по вопросам предоставления коммунальных услуг и ограничений роста размера платы граждан за коммунальные услуги 03.09.2015)

ВОПРОС 1. Три сельских поселения отапливаются посредством термальной воды, при этом муниципальные предприятия покупают термальную воду как природный ресурс (недра) в кубических метрах (без поправки на фактическую температуру), осуществляют только транспортировку и реализуют потребителям уже в Гкал. Возможна ли реализация МУПами данного ресурса в кубометрах?

ОТВЕТ: В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» производство, передача и распределение тепловой энергии является регулируемым видом деятельности, осуществляемым по тарифам, установленным регулирующими органами в соответствии с принципами и методами регулирования тарифов (цен) на тепловую энергию.

Тарифы на тепловую энергию устанавливаются органами исполнитель-ной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для каждой энергоснабжающей организации в рамках, вводимых на федеральном уровне ограничений по максимальному росту тарифов на тепловую энергию.

Согласно действующему законодательству тариф на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающей организацией, владеющей источником (источниками) тепловой энергии, на котором производится (передается) тепловая энергия, устанавливается равным стоимости 1 Гкал тепловой энергии, вырабатываемой или передаваемой тепловой энергии.

ВОПРОС 2. Термальную воду потребители несанкционированно разбирают на удовлетворение бытовых нужд (стирка, купание, мытье посуды, поение животных и др.) непосредственно из системы отопления. Существуют ли легитимные методы взыскания платы за предоставленную услугу?

ОТВЕТ: Разбор теплоносителя (сетевой воды) на бытовые, технологические и другие нужды потребителей предусмотрен только в открытых системах теплоснабжения. В случае осуществления горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) температура и качество горячей воды, подаваемой на ввод в здание (в т.ч. в многоквартирный дом), сооружение должны соответствовать требованиям действующего законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При соответствии температуры и качества горячей воды требованиям действующего законодательства Российской Федерации допускается заключение договора с потребителем на оказание услуги горячего водоснабжения, в противном случае необходимо проводить работы по пресечению незаконных врезок собственниками жилых помещений во внутридомовую инженерную систему теплоснабжения.

Установка в жилых зданиях узлов учета потребления тепловой энергии, оборудованных в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя», является наиболее объективным решением вопроса о взыскании платы за предоставленную услугу в соответствии с объемом фактического потребления тепловой энергии и теплоносителя (термальной воды).

ВОПРОС 3. В некоторых субъектах РФ были разработаны и введены в действие социальные нормы по электроэнергии. Имеются ли какие-либо результаты данного эксперимента, проводится ли эта работа в Краснодарском крае? В каком размере разработаны и утверждены социальные нормы и тариф по электроэнергии, и с какого периода будут применяться?

ОТВЕТ: Постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)» (в редакции от 25.02.2014 № 136) установлен порядок определения и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).

В соответствии с требованиями указанного постановления установление социальной нормы в субъектах Российской Федерации осуществляется уполномоченными органами государственной власти субъекта РФ с 1 марта 2016 года, а ее применение — с 1 июля 2016 года.

В соответствии с положениями постановления главы администрации Краснодарского края от 14.06.2002 № 652 «О региональной энергетической комиссии — департаменте цен и тарифов Краснодарского края» РЭК-департамент является уполномоченным органом государственной власти Краснодарского края по установлению социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).

Во исполнение положений вышеуказанного постановления РЭК-департаментом осуществлена работа по сбору информации и определению социальной нормы потребления электрической энергии (мощности):
собрана, обработана и проанализирована информация, предоставленная исполнителями коммунальных услуг – гарантирующими поставщиками и крупнейшей управляющей компанией региона для расчета социальных норм в формате шаблонов единой информационно-аналитической системы (ЕИАС);
исходя из проведенного анализа, определена базовая величина социальной нормы на уровне максимальных значений фактических среднегодовых объемов потребления электрической энергии домохозяйствами первой группы в 2012 году, в том числе на общедомовые нужды в жилых помещениях, расположенных в городских населенных пунктах и не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, электроотопительными и электронагревательными установками, включенных в выборку в количестве не менее 10 000 домохозяйств.

Собраны данные от двух гарантирующих поставщиков: ОАО «Кубань-энергосбыт» и ОАО «НЭСК», а также от управляющей компании — ООО «ГУК Краснодар». Всего представлены данные по 83 714 адресов городских населенных пунктов края.

ОАО «Кубаньэнергосбыт» всего представлены данные по 11 435 адресов муниципального образования город-курорт Сочи.

ОАО «НЭСК» и ООО «ГУК Краснодар» всего представлены данные по 72 279 адресов муниципального образования город Краснодар, а также муниципальных образований: Апшеронск, Хадыженск, Армавир, Горячий Ключ, Геленджик, Новокубанск, Тихорецк.

По результатам анализа и сопоставления данных городских поселений и данных управляющих компаний часть адресов исключена из выборки по причинам несопоставимости данных в части отсутствия расхода по общедомовым нуждам, актуализации информации по одиноко проживающим гражданам, отрицательные значения и др.

Согласно актуальным и корректным данным выборки о годовом объеме потребления электрической энергии в 2012 году одиноко проживающими гражданами, зарегистрированными в жилых помещениях в городских населенных пунктах, не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, базовая величина социальной нормы (среднемесячный объем потребления электрической энергии) домохозяйствами первой группы (одиноко проживающие граждане) в жилых помещениях, расположенных в городских населенных пунктах и не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, составила 227,5 кВт*час.

Вместе с тем, исходя из представленных данных выборки (10 000 адресов с максимальным потреблением, отобранные из 83 714 адресов), совокупный объем поставки электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей в пределах социальной нормы составляет 47%, что менее 70% фактического объема поставки электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей.

Исходя из положений пункта 16 Положения об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденных вышеуказанным постановлением, в условиях несоблюдения требования о 70-и процентном соотношении РЭК- департамент должен установить социальную норму таким образом, чтобы указанный объем поставки в пределах социальной нормы составлял долю не менее 70% фактического объема поставки электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей. Таким образом, в целях соблюдения данного требования РЭК- департаментом определена базовая величина социальной нормы в размере 250 кВт*час, обеспечивающая соблюдение 70-и процентной «планки» из отобранных 10 000 адресов. В привязке к собранной информации по 83 714 адресам эта величина составляет 83%.

При этом введение социальных норм планируется не ранее 01.07.2016 г.

ВОПРОС 4. Цены на сырую нефть достигли отметки в 45 долларов за баррель, а на внутреннем рынке стоимость ГСМ постоянно повышается. Разъясните, что влияет на формирование розничной цены на бензин?

ОТВЕТ: В соответствии с действующим законодательством РФ цены на автомобильное топливо не подлежат государственному регулированию. Формирование цен осуществляется предприятиями-производителями и предприятиями торговли самостоятельно с учетом фактически сложившихся затрат и прибыли организации, а также спроса и предложений на рынке данного товара.

Стоимость автомобильного топлива, реализуемого на автозаправочных станциях (далее АЗС) Краснодарского края, формируются в основном следующими нефтяными компаниями: ОАО «НК «Роснефть» — Кубаньнефтепродукт», ООО «Лукойл-Югнефтепродукт», ООО «Газпромнефть-Юг». Помимо данных компаний существует ряд предприятий торговли, которые имеют незначительные объемы реализации автомобильного топлива на территории Краснодарского края.

Каждая из вышеуказанных компаний самостоятельно определяют свой диапазон цен на марки автомобильного топлива.

По данным мониторинга, проводимым РЭК-департаментом, стоимость автомобильного топлива в среднем по Краснодарскому краю по состоянию на 26 августа 2015 года составила: Аи-92 — 34,56 руб./л, Аи-95 — 37,48 руб./л, дизельное топливо — 33,44 руб./л.

В тоже время стоимость автомобильного топлива в МО Лабинский район составила: Аи-92 — 33,80 руб./л, Аи-95 — 37,15 руб./л, дизельное топливо — 32,7 руб./л.

Рост цен на автомобильное топливо за 2015 год по МО Лабинский район составил на: Аи-92 — 1,5%, Аи-95 — 2,4% и дизельное топливо — 3,5%, что значительно меньше, чем в среднем он составил по Краснодарскому краю на: Аи-92 — 4,5%, Аи-95 — 4,1% и дизельное топливо — 4,2%.

Рост цен на автомобильное топливо в 2015 году связан, в т.ч. с изменением ставок акцизов на бензин и дизельное топливо, повлекшее за собой рост оптовых, а затем и розничных цен на автомобильное топливо в целом по Российской Федерации.

ВОПРОС 5. Рассматривается ли вопрос об изменении действующего законодательства в части формирования ответственности потребителя и расширения полномочий ресурсоснабжающих организаций? Какие меры можно применять к недобросовестным потребителям (неплательщикам) за холодное водоснабжение (в дом не допускают, отключить нельзя). По суду взыскать нечего.

ОТВЕТ: Вопросы регулирования гражданско-правовой ответственности потребителей коммунальных услуг находятся в введении Правительства Российской Федерации, а также Федерального Собрания Российской Федерации.

Данные вопросы в настоящее время регламентированы Жилищным ко-дексом Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее Правила).

В соответствии с п. 34 Правил потребитель обязан допускать представителей исполнителя коммунальных услуг в занимаемое жилое или нежилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, а также для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, проверки их состояния, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей.

В соответствии с п. 60(2) Правил при недопуске 2 и более раз потребителем в занимаемое им жилое и (или) нежилое помещение исполнителя и при условии составления исполнителем акта об отказе в допуске к прибору учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающих коэффициентов.

Частью 14 ст. 155 ЖК РФ установлено, что граждане — должники по оплате коммунальных услуг обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.

Таким образом, если граждане не допускают представителей исполнителя коммунальных услуг для проведения осмотра, то исполнитель коммунальной услуги может произвести расчет платы, исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг. В случае наличия задолженности исполнитель вправе доначислить пени.

Также исполнитель может приостановить или ограничить оказание коммунальных услуг должникам в соответствии с п. 117 Правил при соблюдении порядка, предусмотренного п. 118-122 Правил.

ВОПРОС 6. Перекрестное субсидирование исключено при формирова-нии тарифа на холодную воду. Возможно ли субсидирование учредителем (администрация поселения) части затрат по электроэнергии, приходящейся на сверхнормативные потери по холодной воде. Если возможно, то какой существует порядок субсидирования.

ОТВЕТ: В настоящее время действующим законодательством не предусматривается субсидирование учредителем организации водопроводно-канализационного хозяйства в части затрат на электрическую энергию, приходящихся на сверхнормативные потери холодной воды, неучтенные в тарифе. Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.08.2015 № 734 утвержден Порядок предоставления субсидий теплоснабжающим организациям, организациям осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение на территории Краснодарского края в целях компенсации выпадающих доходов, возникающих вследствие применения льготных тарифов на ресурсы, поставляемые в целях оказания коммунальных услуг.

ВОПРОС 7. Правомерно ли применение ресурсоснабжающими организациями повышающих коэффициентов для потребителей, проживающих в индивидуальном жилом помещении или в МКД, и не имеющих приборов учета коммунального ресурса.

ОТВЕТ: В целях стимулирования потребителей к установке приборов учета постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 № 344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» в случае неисполнения обязательных требований по установке индивидуальных и общедомовых приборов учета при наличии технической возможности их установки предусмотрено применение повышающих коэффициентов к нормативам потребления в размере: с 1 января 2015 г. — 1,1; с 1 июля 2015 г. — 1,2; с 1 января 2016 г. — 1,4; с 1 июля 2016 г. — 1,5; с 2017 г. — 1,6. Необходимо отметить, что применение повышающих коэффициентов применяется как к жилым помещениям в многоквартирных домах, так и к жилым домам, расположенным на земельном участке с надворными постройками (ХВС, ГВС, электроснабжение, отопление).

ВОПРОС 8. Очень высокая стоимость услуг, оказываемых ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», так называемые анализы воды. Почему данная организация, фактически являющаяся монополистом, не регулируется в РЭК-департаменте? Тарифы утверждаются единолично директором с рентабельностью 25%.

ОТВЕТ: В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» цены на проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз не подлежат государственному регулированию.

Функции, полномочия учредителя и контроль в сфере ценообразования ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» (далее учре-ждение) осуществляет управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю (далее Роспотребнадзор).

В соответствии с уставом, утвержденным приказом Роспотребнадзора от 21.03.2011 № 265, учреждение вправе сверх установленного государственного задания оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, для граждан и юридических лиц за плату, а также иные виды деятельности. Учреждение самостоятельно утверждает цены на оказываемые им платные услуги, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом порядок определения указанной платы устанавливается Роспотребнадзором, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В настоящее время ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» выполняет работы (услуги) в соответствии с прейскурантом от 26.11.2014, утвержденным главным врачом учреждения. Указанный прейскурант размещен на сайте учреждения (http://www.cgekuban.ru)

ВОПРОС 9. Тариф по электроэнергии для сельских потребителей на 43% меньше, чем для городских. Есть ли возможность корректировки тарифа по электроэнергии для сельских МУПов, используемой на организацию холодного водоснабжения на селе?

ОТВЕТ: В соответствии с положениями действующего законодательства в области ценообразования государственное регулирование конечных цен (тарифов) на электрическую энергию в ценовых зонах (к числу которых относится Краснодарский край и Республика Адыгея) осуществляется только в отношении тарифов для населения и приравненных к нему потребителей.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен тарифов в электроэнергетике» для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, применяется понижающий коэффициент 0,7 к тарифу для населения.

Установление тарифов на электрическую энергию, отпускаемую населе-нию, устанавливается на экономически обоснованном уровне и применение коэффициента 0,7 не может рассматриваться как льготный тариф, поскольку является особым порядком ценообразования.

В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 определен исчерпывающий Перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности).

Организации водоснабжения и водоотведения в состав данного Перечня не входят, в связи с чем, возможность корректировки тарифа на электроэнергию для сельских организаций водоснабжения и водоотведения отсутствует.

ВОПРОС 10. Планируется ли тарифное регулирование для организаций, осуществляющих только сбор и вывоз твердых бытовых отходов (ТБО)? Будет ли утверждена единая норма накопления ТБО для населения по краю (по степеням благоустройства)?

ОТВЕТ: В настоящее время стоимость услуг по сбору и вывозу ТБО подлежит установлению органами местного самоуправления в рамках реализации ими полномочий, предусмотренных ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», только в случае оказания данных услуг организациями муниципальной формы собственности, а также в случае, если данный вид услуги включен в структуру содержания жилья и оплачивается в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения государственного или муниципального жилого фонда или для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом на основании ч. 3 ст. 156 ЖК РФ.

В иных случаях услуги по сбору и вывозу ТБО являются конкурентными, их цена и объем устанавливаются на основании соглашения сторон. При этом необходимо учитывать, что договоры с населением по сбору и вывозу ТБО носят публичный характер на основании ст. 426 Гражданского кодекса РФ, т.е. организация по характеру своей деятельности должна осуществлять данные услуги в отношении каждого кто к ней обратится на условиях одинаковых для всех потребителей.

В настоящее время Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, не предусматривается расчет и утверждение норм накопления ТБО для населения.

С 1 января 2016 года предусмотрено государственное регулирование тарифов в отношении обращения с твердыми коммунальными отходами и нормативов их накопления в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

В связи с этим постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 06.07.2015 № 638 «О внесении изменений в постановление главы администрации Краснодарского края от 14 июня 2002 года № 652 «О региональной энергетической комиссии — департаменте цен и тарифов Краснодарского края» к функциям РЭК-департамента относится осуществление государственного регулирования в части установления предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами. В настоящее время утверждение единых норм накопления ТБО для населения Краснодарского края в полномочия РЭК-департамента не входят.

ВОПРОС 11. В тарифе на тепловую энергию цена на природный газ заложена по прогнозной цене для промышленных предприятий с разбивкой по полугодиям. Фактически цена газа складывается из выше утвержденной в тарифе и изменяется ежемесячно в зависимости от калорийности газа. Население, проживающее в частном секторе, оплачивает за газ по цене гораздо ниже, чем заложено в тарифе МУП «Тепловые сети» на тепловую энергию. Предприятие, реализуя тепловую энергию населению, имеет удельный вес затрат на газ в тарифе — 42%. Возможно ли рассмотрение 2-х тарифов: отдельно для населения и для бюджетных и прочих потребителей?

ОТВЕТ: Определение основ, принципов, методов регулирования и параметров роста цен и тарифов на природный газ, реализуемый потребителям Российской Федерации, отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.

Принципы формирования цен на газ, добываемый на территории Российской Федерации, и тарифов на услуги по его транспортировке определены в Основных положениях формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021 (далее Основные положения).

Основными положениями предусмотрено, что конечная цена на газ для всех потребителей, за исключением населения, формируется на границе раздела газораспределительных сетей и сетей потребителя газа из регулируемых: оптовой цены на газ или оптовой цены на газ, определяемой по соглашению сторон с учетом установленных предельных уровней, тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям, специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации, и платы за снабженческо-сбытовые услуги.

Реализация природного газа населению осуществляется по регулируемой розничной цене на газ, реализуемый населению для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности.

В соответствии с Основными положениями государственное регулирование ценовых ставок, по которым осуществляются расчёты за поставляемый газ, оказываются услуги по его транспортировке или приобретению и которые учитываются при расчёте розничных цены на газ, реализуемый населению, осуществляет федеральный орган исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов).

Необходимо отметить, что в законодательстве Российской Федерации, регулирующем принципы формирования цен на газ, отсутствуют нормы позволяющие рассчитывать конечные цены на природный газ для промышленных потребителей, в т.ч. вырабатывающих тепловую энергию, в зависимости от направления использования газа (на нужды населения или для прочих потребителей).

На сегодняшний день действительно регулируемые оптовые цены на природный газ, установленные для ОАО «Газпром» и его аффилированных лиц при реализации газа на территории Краснодарского края всем конечным потребителям, за исключением населения, выше размера регулируемой оптовой цены на природный газ, реализуемый населению Краснодарского края.

В соответствии с принятыми Правительством Российской Федерации принципами реформирования системы ценообразования в сфере газоснабжения на территории Российской Федерации осуществляется поэтапная ликвидация перекрёстного субсидирования между оптовыми ценами на газ для населения и прочих потребителей.

Кроме того, осуществляются мероприятия по созданию условий для практического внедрения рыночных принципов ценообразования на газ, поставляемый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами, включая применение формулы цены на газ, предусматривающей достижение равной доходности поставок газа на внешний и внутренний рынки и учитывающей стоимость альтернативных видов топлива и подготовке к переходу от государственного регулирования оптовых цен на газ к государственному регулированию тарифов на услуги по его транспортировке по магистральным газопроводам.

Так, в соответствии с принятыми на федеральном уровне решениями о пересмотре цен и тарифов на газ на 2014 год при фактическом увеличении всех составляющих конечных цен на газ реализуемый населению, все ценовые ставки на природный газ, реализуемый прочим потребителям, были заморожены и не пересматривались.

Положениями сценарных условий, основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 г. и плановый период 2017-2018 гг. также предусмотрено сокращение перекрёстного субсидирования между оптовыми ценами на газ, утверждаемыми для населения и прочих потребителей. Предусмотрено ежегодное увеличение оптовых цен на газ для населения с ростом, плюс один процентный пункт по отношению к росту цен для прочих потребителей, в следующих размерах:

Категории потребителей Темп роста оптовых цен на газ, %
с 1 июля 2016г. с 1 июля 2017г. с 1 июля 2018г.
Население 108,5 108,0 107,2
Прочие потребители 107,5 107,0 106,2